Формирование лексической компетенции является сложной системой и вызывает определённые затруднения у школьников. Как бы активно не проходили занятия на уроке, сложно пройти все аспекты овладения словом, а иногда это достаточно скучно и учащиеся теряют интерес. Часто учителя концентрируют внимание только на значении слова, упуская из внимания такие важные моменты как синонимы, антонимы, сочетание слов в предложении (collocations), словообразование (word formation), дополнительные значения (connotations) и т.д.[2]
Процесс овладения словом напоминает огромный айсберг, основная часть которого скрыта под водой и только малая его часть возвышается, что и является активным словарным запасом, остальная часть лексики находится в пассивном запасе, т.е. учащиеся не способны активно применять эту часть в речевом общении.
К сожалению, школьные учебники не уделяют достаточно внимания повторению лексических единиц, большинство учебников организовано по темам и пройденный лексический материал не закрепляется в последующих разделах. Соответственно, это полностью ложится в зону ответственности учителя.
Как часто необходимо обратиться к слову, чтобы оно перешло в активный словарный запас? Согласно исследованиям, чтобы слово перешло в активный словарный запас, с ним необходимо «встретиться» шесть раз в различных контекстах. [3]
В работе, написанной еще в 1885 году, Эббингауз исследовал "чистую память", то есть память, на которую не влияют процессы осознанного мышления. Эббингауз показал: в течение первого часа люди забывают 60% информации. Это больше половины, тогда как за следующие 10 часов теряется всего 5% информации. Постепенно процесс забывания замедляется и через 6-7 дней в памяти остается 1/5 материала.[1]
Как же вернуть остальные 80%?
Кривая «Эббингауза» и успехи в английском
Исходя из данных знаний, существует метод интервальных повторений. Согласно одному из них, оптимальные интервалы между повторениями следующие:
10 minutes after the initial encounter
1 day after the initial encounter
1 week after the initial encounter
1 month after the initial encounter
6 months after the initial encounter
Использование цифровых технологий обладает большими потенциальными возможностями, которые служат эффективным средством формирования лексической компетенции в комплексе с другими средствами.
Kahoot! является одним из таких средств. Это бесплатная, современная платформа, позволяющая создавать опросы, тесты или викторины, для того чтобы провести обучение или контроль в быстрой игровой форме.
Почему именно Kahoot!?
Использование этого сервиса является прекрасной заменой покупке дорогостоящих пультов для системы обратной связи в классе. Все, что вам понадобится это компьютер с подключением к интернету, проектор, и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания, или обсуждение какого-то вопроса превратится в настоящую увлекательную игру![4]
Созданные в Kahoot! задания позволяют включить в них фотографии, и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путем введения временного предела для каждого вопроса. Табло отображается на мониторе учительского компьютера.
При создании комплекса заданий можно выделить следующие этапы: демонстрация, закрепление и контроль. На первом этапе проводим семантизацию новой лексики. Учитель имеет возможность приготовить задание для введения новой лексики, используя слайды с новой лексикой, звуковые и видеофрагменты.
На втором этапе особое внимание уделяется тренировке и закреплению изученного материала.
На третьем этапе можно сделать контроль пройденного материала.
Несомненным достоинством сервиса Kahoot!, является то, что независимо от количества учеников в классе, преподаватель имеет возможность увидеть и оценить знания каждого ученика.
В качестве выводов хочется отметить, что работа с приложением Kahoot! позволяет изучить новую лексику, закрепить изученный материал, разнообразить учебный процесс, а также повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и расширить интерактивную образовательную среду.
Библиографический список:
Ebbinghaus,H (1885). Memory: A Contribution to Experimental Psychology.[Электронныйресурс].URL: http://psychclassics.yorku.ca/Ebbinghaus/index.htm (датаобращения 01.12.2019).
Mary Spratt. TKT Course: Teaching Knowledge Test Module 1, 2 and 3 / Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Williams – 2nd edition – Cambridge : Cambridge University Press, 2011. – P. 256.
Болдырева С.П., Брумина О.А.К вопросу формирования лексического навыка языковой компетенции при изучении иностранных языков// Альмонах современной науки и образования. – 2006. - № 5-6. С. 31-36
Царёв М.Ю. Применение Kahoot! при геймификации в образовании// Международный журнал перспективных исследований. - 2017. - №1. – С. 9-17