Некоторые аспекты конкурентоспособности предприятия на товарном рынке - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Некоторые аспекты конкурентоспособности предприятия на товарном рынке

Ивашова Ю.Д. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конкурентоспособность предприятия определяют три группы факторов:

- на макроэкономическом уровне — конкурентоспособность страны;

- на отраслевом уровне — конкурентоспособность отрасли;

- на уровне предприятия — факторы, характеризующие его собственный потенциал и место на рынке, в частности уникальность продукции и услуг.1

Конкурентоспособность— совокупный показатель эффективности управления предприятием, а также его возможность своевременно предложить товар, работу или услугу в нужном рынку количестве, наиболее полно отвечающий предпочтениям покупателей по сравнению с продуктами конкурентов.

Предприятие обладает целым рядом статистических характеристик ресурсов, дающих ему возможность вступать в борьбу со своими конкурентами. Это как бы первый уровень традиционных факторов, определяющих способность предприятия конкурировать. К ним относятся:2

- экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, темпы роста продаж, доля на рынке, прибыль к объему продаж, на инвестированный капитал, на акционерный капитал);

- производственный и сбытовой потенциал, показывающий возможность предприятия производить ту или иную продукцию в требуемых количествах и в небольшие сроки (инновационные технологии, производственные и сбытовые мощности, наличие сырьевой базы, средства транспорта, центры технического обслуживания, общее число рабочих, занятых в процессе производства, обновление номенклатуры выпускаемой продукции);

-научно-исследовательский потенциал (организация научных исследований, число исследовательских центров, лабораторий, направленных научных исследований в области патентования, оценка занятия предприятием монопольного положения в какой-либо области деятельности);

- финансовое положение (платежеспособность, т.е. способность предприятия погашать в необходимые сроки свои финансовые обязательства, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала, рост нормы и массы прибыли);

- место предприятия на рынке страны (скорость роста долгосрочного спроса, изменение состава покупателей и способов использования продукта, обновление продукции, маркетинговые инновации, устойчивые покупательские предпочтения, рост доли рынка);

- место предприятия на мировом рынке (рассеивание крупных технических и технологических достижений, изменение в издержках и эффективности, уменьшение неопределенности и риска открытости внешнему рынку, рост доли рынка);

- кадровый потенциал (профессионализм, сотрудничество, коллективность, мобильность рабочей силы, дух конкуренции, приверженность фирме).

Уровень конкуренции в розничной торговле определяется значением и взаимодействием факторов конкуренции, типом рыночной ситуации и рыночным поведением, а также формой, видом и типом конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия – понятие комплексное, оно состоит из нескольких составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное значение. В то же время в совокупности эти составляющие представляют собой систему понятий конкурентоспособности.3

Конкурентное преимущество – эксклюзивная ценность, дающая превосходство перед конкурентами. Конкурентное преимущество носит относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик, которые влияют на экономическую эффективность продаж. Относительность конкурентного преимущества проявляется в привязанности к конкретным условиям и причинам.

Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособный продукт, то есть превосходящий по качественно-ценовым параметрам аналогии, пользующиеся более приоритетным спросом у потребителя.4

На конкурентоспособность любого предприятия оказывают влияние ряд факторов различных по характеру происхождения и силе воздействия.

Конкурентная позиция предприятия как составляющая его конкурентоспособности показывает место данного субъекта в общей системе рыночных отношений и определяется как уровнем и степенью использования его внутреннего потенциала, так и умением учитывать изменяющиеся условия конкретного рынка, а также поддержкой, которую оказывает государство. В общем, конкурентная позиция показывает, насколько сильна или слаба фирма по отношению к конкурентам.

Конкурентная среда предприятия определяется социально-экономическими условиями функционирования любого хозяйствующего субъекта. Конкурентную среду составляют не только прямые конкуренты в отрасли, но и производители продуктов-заменителей, поставщики и потребители продукции, которые, так или иначе, влияют на каждого из конкурентов.Анализ конкурентной среды фирмы позволяет определить:

– основных конкурентов;

– степень конкуренции и ее виды;

– конкурентоспособность предприятия в настоящем и будущем периодах;

– прогноз развития предприятия на рынке.5

Конкурентоспособность предприятия включает: с одной стороны, совокупность характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, а с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов (законодательство; финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкость рынка). 6

Факторы внешней среды существуют объективно, поэтому к их негативному воздействию каждое предприятия должно приспосабливаться. От динамичности и быстроты реагирования на них зависит конкурентоспособность фирмы. Негативное влияние факторов внутренней среды, напротив, можно нейтрализовать за счет активных действий самого предприятия, грамотно разработанной конкурентной стратегии. Внутренние конкурентные преимущества фирмы достигаются и реализуются ее персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

Конкурентоспособность предприятия может быть формальной и реальной. Под формальной конкурентоспособностью понимается способность субъектов бизнеса заниматься избранным видом деятельности и вступать в соперничество с потенциальными конкурентами. Под реальной конкурентоспособностью понимается способность субъектов бизнеса приращивать и не утрачивать конкурентные преимущества в процессе деловой деятельности и соперничества с реальными конкурентами.7

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо наличие определенных условий, которые в совокупности позволяют поддерживать конкурентоспособность на должном уровне (табл. 1).

Таблица 1

Условия обеспечения конкурентоспособности предприятия

Коммерческие условия

Организационные условия

1

2

Ценовые показатели

Обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к показателям, влияющим на снижение издержек обращения

Показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары

Доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия

Показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы

Грамотное пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области

Показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий

Расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием

Привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли определяются пятью конкурентными силами, а именно: появление новых конкурентов, угроза замены данного продукта новыми продуктами, сила позиции поставщиков, сила позиции покупателей, конкуренция среди производителей в самой отрасли.8

При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них, чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них, чем он ниже, тем лучше).

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использования нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.

Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами: 9

– разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг;

– наличием возможности смены поставщиков;

– величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы;

– величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков – большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Сила позиции покупателей во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Сила позиции покупателей определяется следующими факторами: 10

– возможностью переключиться на использование других продуктов;

– затратами, связанными с этим переключением;

– объемом закупаемых продуктов.

Все эти четыре конкурентные силы определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти силы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный “климат”, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

Пятая группа факторов, характеризует конкурентную борьбу в самой отрасли. При этом выявляются приоритетные конкуренты, имеющие наибольшее влияние и определяется их позиция на рынке.11

Таким образом, под конкурентоспособностью понимают свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Литература

1. Винокурцева Е. А. Конкурентоспособность регионов России // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2. — С. 88-91.

2. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации. Высшая школа, 2012. - 320 c.

3. Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2015. – 184 с.

4. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. Проспект, 2012. - 368 c.

5. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Юнити-Дана, 2012. - 240 c.

6. Ланской В.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Высшая

школа, 2015. – 320 с.

7. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2014. – 438 с.

7. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики. Алетейя, 2010. - 368 c.

8. Парамонова Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. КноРус, 2012. - 120 c.

9. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. – М.: Эксмо, 2014. – 420 с

1 Головачев А. С. Конкурентоспособность организации. Вышэйшая школа, 2012. - 320 c.

2 Парамонова Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. КноРус, 2012. - 120 c.

3 Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2015. – 184 с.

4 См. там же.

5 Модернизация и конкурентоспособность российской экономики. Алетейя, 2010. - 368 c.

6 Модернизация и конкурентоспособность российской экономики. Алетейя, 2010. - 368 c.

7 Головачев А. С. Конкурентоспособность организации. Вышэйшая школа, 2012. - 320 c.

8 Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2014. – 438 с..

9 Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг; Высшее образование, Юрайт, 2009. - 464 c.

10 См. там же.

11 См. там же.

Просмотров работы: 15