Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки будущих специалистов, которые владеют не только знаниями в определенной сфере, но и молодых людей, готовых к научной и исследовательской деятельности. Кроме того, в настоящее время профессиональная компетентность предполагает способность адаптации к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, необходимость постоянного повышения своей квалификации и уровня своих знаний. Все эти качества необходимо формировать в вузе, используя активное включение бакалавров в научно-исследовательскую работу.
Овладение навыком проведения эксперимента – это способ ознакомления с методами научного познания мира.
Данный вопрос поднимается в научных трудах таких широко известных исследователей, как С.И. Архангельский, В.В. Краевский, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Е.А. Непомнящий, Г.А. Николаев и др.
Научно-исследовательская деятельность дает возможность студентам показать свои способности к решению практических задач, а также проявить готовность к самореализации. «Овладение студентами навыками научного исследования имеет немаловажное значение в повышении качества образования» [6, с.1]. Исследовательский процесс у каждого студента является уникальным; он обладает как образовательной, так личностной ценностью.
Нынешнее образование нацелено на стимуляцию самостоятельности и креативности личности, на его интеллектуальное развитие. Такое требование закреплено в содержании федеральных государственных образовательных стандартов. Иначе говоря, главным приоритетом любого российского вуза является вовлечение студенчества в научную деятельность.
В большинстве источников понятие «научно-исследовательская работа студентов (НИРС)» трактуется как «привлечение молодых людей к выполнению учебных исследовательских работ, курсовых и дипломных работ, участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках и т.п.» [8, с.22]. Осуществление научно-исследовательской деятельности студентов есть продолжение и углубление основного учебного процесса. Научная деятельность студентов во время их обучения в высшей школе должна рассматриваться как неотделимый компонент учебного процесса. Любой эксперимент немыслим без знаний основ работы с научными источниками.
В НИРС успешно сочетаются различные формы учебного процесса – это, непосредственно, обучение в самом вузе, самообучение и практика. В ходе работы студент овладевает навыком творческого решения задач прикладного характера.
Основными формами студенческой исследовательской работы являются написание докладов, рефератов, научных статей, курсовых работ, дипломных работ, научно-исследовательских проектов.
Задачи научно-исследовательской работы студентов:
развитие навыка ведения самостоятельной научной работы;
формирование умения применять теоретические знания и методы научных исследований в практической деятельности;
расширение научного кругозора.
М.И. Стальная в своей статье выделяет следующие виды научно-исследовательской работы студентов: «учебная научно-исследовательская, предусмотренная действующими учебными планами (курсовые, дипломные работы, рефераты и др.), и исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Второй вид НИРС является наиболее эффективным для развития исследовательских и научных способностей у студентов» [6, с.1]. Иными словами, все студенты вузов, тем или иным образом, вовлечены в научно-исследовательскую работу.
Ведущие преподаватели высшей школы ведут контроль над подготовкой научной работы. Нарастание сложности исследовательской деятельности должно происходить постепенно.
Существование системы НИРС в высшей школе и ее «интеграция с учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких компетенций, как самостоятельность; умение анализировать, делать выводы; строить логические умозаключения и совершать личные, хоть и небольшие научные открытия» [7]. Таким образом, основной целью научной работы является получение новых знаний в ходе проведения исследовательского эксперимента.
Студенческая научно-исследовательская работа всегда начинается с определения проблемы. Зачастую выбирается именно та тематика, которая непосредственно актуальна и интересна для обучающегося.
После подбора и утверждения темы исследования студенты определяют цель, новизну, ставят задачи своей деятельности, выявляют гипотезу. Затем отбираются методы для проведения научного исследования, продумывается алгоритм предстоящей работы. Особенно существенным для НИРС является ее практическая значимость, то есть, к каким выводам пришли студенты.
«Следующим важнейшим этапом научно-исследовательской работы является сбор экспериментальных, фактических данных, являющихся материалом для дальнейшего анализа и обобщения» [4]. Важным аспектом результата любой работы является установление истинности какого-либо явления.
Кроме того, сам вуз или его структурное подразделение обязаны предоставлять обучающимся требования к оформлению различного рода исследовательских работ, в частности, определять структуру научной работы. Стоит отметить, что исследовательская работа нуждается в постоянном поиске свежей, актуальной информации.
Более того, «по итогам выполнения научно-исследовательской работы студентам необходимо подготовить продукты НИР: научный доклад, тезисы, научная статья и др.» [6, с.2]. Важным источником информационного освещения студенческих научных трудов, таких как статьи, является их дальнейшее рассмотрение на конференциях, симпозиумах, семинарах.
В Тульском государственном педагогическом вузе им. Л.Н. Толстого научно-исследовательская работа студентов осуществляется путем проблемных групп, экспедиций, научных школ, конференций, олимпиад. По результатам конкурсов в университетских сборниках публикуются статьи и доклады. В последнее время наблюдается положительная динамика награждения студенческих работ. Такая форма сотрудничества преподавателей и студентов является, с нашей точки зрения, особо эффективной.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что компетентность будущего специалиста, его востребованность на рынке труда всецело обуславливаются от степени вовлеченности молодого человека в научно-исследовательскую работу еще во время обучения в высшей школе.
Список литературы
Андреев Е.А. Научно-исследовательская работа студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 25.01.2020)
Ефремова А.А., Горда Г., Бошкова В. Организация научно-исследовательской работы студентов // Символ науки. 2015. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-2 (дата обращения: 24.01.2020).
Киселева Э. М., Рзаева Г. И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 42-43. — URL https://moluch.ru/archive/77/13241/ (дата обращения: 24.01.2020).
Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, №2 («24), cерия «Гуманитарные и общественные науки».
Немчинова Т.В., Токтохоева Т.А. Организация научно-исследовательской работы студентов // Вестник БГУ. 2011. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-1 (дата обращения: 24.01.2020).
Стальная М.И. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе // Символ науки. – 2015. – №5 — URL https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-v-vuze (дата обращения: 24.01.2020).
Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5-2. – С. 167–170, URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362 (дата обращения: 24.01.2020).
Шереги, Ф.Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования // Альма матер. – 2010. – № 1. – С. 21–28.