Буллинг и особенности его проявления в студенческих группаx - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Буллинг и особенности его проявления в студенческих группаx

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образовательная среда учебного заведения, являясь составной частью жизненной среды человека, оказывает огромное влияние на становление его личности. Для многих нахождение в той или иной образовательной среде не всегда бывает комфортным. Во многом это связано с возникновением конфликтных и стрессовых ситуаций.

Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью жизни каждого. Их число возрастает, когда человек вступает в незнакомое для него сообщество. Студенческая среда служит ярким примером того, как в период адаптации к новой учебной деятельности у студентов возникают и развиваются конфликтные ситуации. Внутри самой группы различные конфликтные ситуации не являются редкостью, их масштаб и характер будет зависеть от причин их появления.

В последнее время исследования, посвященные студенческому возрасту все чаще сталкиваются с проблемами агрессии и нападок со стороны студенческой группы. В студенческих группах основными причинами конфликтов являются различие точек зрения на ценности, личная неприязнь, разное социальное положение, национальные конфессиональные культурообразные особенности, а также психическое напряжение среди членов группы.

В современном мире одной из самых распространенных форм развития конфликта в студенческих группах является буллинг. Понятие буллинг как негативное социально-психологическое явление считается достаточно новым.

Данный термин берет свое начало с 1905 года, когда появились первые публикации, связанные с данной проблемой. Одним из первых исследователей данной проблемы считается Д. Олвеус. По его мнению буллинг представляет собой “особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально”. [1, с.159–165.] Кроме того, распространение понятия буллинг связано с появлением большого количества статей в различных средствах массовой информации в Европе. Тем не менее число молодых людей, подвергающихся буллингу каждый день стремительно растет.

Выделяются основные формы проявления буллинга:

‒ Психологическая (насмешки, обзывания, клички, придирки, угрозы);

‒ Информационная (дезинформация, сплетни, доносительство — клевета, бойкот);

‒ Материальная (порча личных вещей, мелкие кражи, рэкет, вымогательство, причинение вреда здоровью);

‒ Интерактивная (кибербуллинг) [2, с. 90–92].

В буллинге, как и в любом другом агрессивном поведение по отношению к другому человеку, выделяются различные роли его участников в зависимости от их функций и поведения – жертва, инициатор, зрители, наблюдатели [3, 759 - 761].

Жертвами буллинга становятся члены группы, которые не просто не умеют за себя постоять, но и которые не могут показать уверенность в себе, в своем мнение или точке зрения и отстоять её. Самой яркой жертвой становятся личности, которые пытаются сделать вид, что жестокие оскорбления никак не задевают его. [3, 759-761]

Инициаторами или агрессорами чаще всего становятся члены студенческой группы, стремящиеся к власти и самоутверждению среди других студентов. Самое главное для них иметь авторитет среди одногруппников.

Самой худшей позицией является позиция зрителя и наблюдателя. Члены группы, относящиеся к данной категории не участвуют в конфликте. Они лишь являются сторонними наблюдателями всего происходящего. Такие участники часто испытывают страх, беспомощность, а иногда и чувство вины за то, что они не присоединились к буллингу.

Основная проблема буллинга кроется прежде всего в этических и психологических нормах поведения людей. К основным причинам буллинга можно отнести: психические травмы агрессора, что проявляется в самоутверждение через насилие, зависть к жертве, получение удовольствия от насилия, отсутствие занятости, интолерантность к национальным конфессиональным культурнообразным особенностям. В таком случае, человек, проявляющий такое поведение зачастую старается скрыть свою неудовлетворенность и несостоятельность путем проявления агрессии, направленной на другого человека.

Чтобы устранить данное противоречие применяется механизм давления со стороны одного человека, выражающийся в виде применения физической силы (удары кулаком, ногами), вымогательства или избиения. Что касается средств психологического давления то к ним можно отнести: обзывания, презрительное отношение, распространение слухов или лживой информации про жертву, критика внешности. Зачастую именно психологическое давление оказывается более травмирующим, чем физическое. В данном случае участник группы, на которого направлено давление становится воплощением образа врага, то есть основным объектом буллинга.

Каждый год количество случаев, связанных с травлей студентов в высших учебных заведениях становится все более распространенным явлением.

Анализируя сущность буллинга как одну из форм взаимоотношения в студенческой группе можно прийти к выводу, что наличие таких деструктивных взаимоотношений между членами данной группы приводит к неблагоприятному развитию группы в целом. В современном обществе проблема буллинга в высших учебных заведениях является достаточно распространенной проблемой, которая ставит благополучие студентов под угрозу.

В этом случае происходит разрушение системы межличностных отношений внутри группы, системы распределения функций между членами группы, системы взаимоотношений, происходит изменение норм поведения, ценностей каждого члена группы и др.

Кроме того, рушатся позитивные взаимосвязи субъектов группы. Происходит нарушение моральных и правовых норм взаимодействия, доминирование целой группы над одним членом, психологическое насилие.

Литература

Бобровникова Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 759-761. — URL https://moluch.ru/archive/116/31371/ (дата обращения: 24.01.2020).

Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009. — № 105. — С. 159–165

Маланцева О. “Буллинг” в школе. Что мы можем сделать?/О. Мальцева// Социальная педагогика.-2007.-№4-С.90-92.

Просмотров работы: 588