Развитие творческого мышления в процессе обучения в высшей школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развитие творческого мышления в процессе обучения в высшей школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире очень высоко ценятся сотрудники, обладающие творческим складом ума. Исходя из этого, обучение в высшей школе должно быть ориентировано на многогранное развитие креативного мышления будущих специалистов. Одной из основных целей высшего образования является воспитание творчески мыслящих людей с высоким потенциалом изобретательности.

Проблема развития креативности до сих пор не считается достаточно изученной, так как ученые не пришли к единому мнению по поводу определения данного феномена, факторов его развития, классификации качеств, присущих творческой личности. Однако многие психологи рассматривают креативность как способность видеть привычные явления по-новому и находить необычные пути решения сложных ситуаций [3]. Креативность – это антоним шаблонного мышления, то есть недостаточно широкого взгляда при поиске решений и привычка одинаково подходить к проблемам. Процесс креативности имеет свои специфические черты и отличия в зависимости от сферы его применения.

Согласно проводимым исследованиям, существует зависимость творческого процесса от познавательных процессов, таких как мышление, память, воображение, и степень их развития у человека. В научной литературе креативное мышление считается продуктивным мышлением, так как оно создает нечто абсолютно новое, что выходит за пределы привычного [1]. Основные свойства творческого мышления – это гибкость, оригинальность, беглость и разработанность.

Оценивая степень креативности человека, многие ученые опираются на его достижения в творческой или исследовательской деятельности, например, на наличие изобретений, произведений в музыкальной сфере или области изобразительного искусства. Однако между подобными достижениями и наличием у человека творческого мышления не настолько сильная связь. Личность может считаться креативной и, не имея за плечами общественно-ценных результатов.

Одним из главных условий развития креативного мышления является способность учитывать альтернативные подходы и точки зрения. Также необходимо общаться с разными людьми, особенно с теми, чьи мнения и позиции по поводу определенных вопросов отличаются от ваших. Даже если в некоторых случаях будет ощущаться дискомфорт, нужно постараться абстрагироваться от этого и понять ход мыслей собеседника. Существуют и другие факторы, способствующие развитию творческого мышления, среди которых можно выделить следующие:

демократический стиль общения между родителями и детьми;

наличие образцов для подражания, особенно среди взрослых и/или творческих людей;

возможность эмоционального самовыражения;

самостоятельность;

поощрение исследовательской деятельности [4].

Творческий потенциал есть у абсолютно каждого человека с момента его рождения. Но если его не развивать, эти навыки так и останутся на минимальном уровне. Индивид привыкает мыслить шаблонами, стандартами и уже не способен выделяться среди других специалистов [2]. Чтобы развитые навыки остались у человека, следует продолжать стимулировать данный вид познавательной деятельности.

Среди основных способностей, которые позволяют быстрее применять творческий подход в учебной, а затем и профессиональной деятельности можно выделить:

способность оценивать разные идеи или задачи;

высокое развитие аналитических способностей;

умение синтезировать информацию;

способность к многозадачности;

быстрое улавливание сути предмета;

нестандартность мышления;

желание самостоятельных открытий.

Для того чтобы развить у студентов творческое мышление, целессобразно применять в процессе обучения такие технологии как проблемно-поисковые, исследовательские и групповые. Педагогу необходимо создавать на занятии условия, развивающие у студентов данный вид мышления. Для развития у студентов творческого мышления на лекционных и семинарских занятиях необходима постановка проблемы, то есть построение занятия таким образом, чтобы у студентов возникло желание самим решить какую-либо проблему [5]. Этому творческому процессу сопутствует выброс адреналина, так как подобная мотивация часто эмоционально окрашена, и ее даже можно сравнить со спортивным интересом. Работа студентов и преподавателя может быть построена следующим образом: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-провокация, деловые игры, защита докладов, рефератов или презентация собственных исследований.

С помощью заданий на развитие у студентов творческого мышления можно внести разнообразие в процесс обучения. Особенно это полезно при выполнении самостоятельных или практических заданий. Для этого преподавателю необходимо знать задачные или структурно-логические методы, которые предполагают движение от легкого к сложному. Также существуют тренинговые методы, когда студенты выполняют задания аналогичные алгоритмам разных видов профессиональной деятельности. Игровые методы развивают целый комплекс компетенций. К ним относятся различные деловые игры, профессиональные бои, брейн-ринги.

Учеными доказано, что совершенствование данного вида мыслительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития речи. Исходя из этого, можно сделать вывод, что педагог должен способствовать общению на занятии. Студентам необходимо давать возможность высказывать свое мнение, просить каждого учащегося выразить свою точку зрения по предложенной проблеме. Для этого можно заранее предлагать студентам задания, предполагающие самостоятельную подготовку дома. К игровым методам также относится метод эмпатии, который имеет популярность при освоении юридических, политических, экономических дисциплин. Согласно данному методу студент должен представить себя какой-либо известной личностью и с этой позиции найти решение поставленной проблемы.

Необходимо заметить, что в условиях высшей школы существуют факторы, мешающие развитию творческого мышления в студенческой среде. Во-первых, не все преподаватели и не все студенты желают применять вышеперечисленные технологии. Во-вторых, в университете часто студентам предлагают уже готовые шаблоны решения проблем и критикуют новые необычные алгоритмы. В-третьих, современному студенчеству присуще отсутствие желания узнать больше, чем дает преподаватель на лекции. Кроме того, у студентов не хватает опыта, информации по изучаемому предмету либо они могут быть убеждены, что никогда не будут работать по профессии.

В процессе проведения занятий по психологическим дисциплинам в ТГПУ преподаватели стремятся давать студентам как можно больше самостоятельной работы, так как именно такой вид заданий способствует развитию творческих способностей. Однако важно соблюдать меру, чтобы не вызвать у студентов отторжение к предмету. Самостоятельная работа должна систематизировать и закреплять знания бакалавров, создавать основы для научно-исследовательской деятельности важной для обучения в магистратуре и аспирантуре и мотивировать к профессиональному совершенствованию.

Подводя итоги, отметим, что процесс обучения и воспитания в высшей школе должен в значительной степени способствовать развитию творческого мышления. Креативность у студентов формируется посредством взаимодействия с окружающим миром, материальной и духовной культурой. Именно поэтому мы можем говорить о целенаправленном системном развитии творческого мышления в университете. Проблема мышления очень широкая и разносторонняя. Творческое мышление направлено на новые идеи, результатом может считаться открытие ранее неизвестного способа решения задачи или же его усовершенствование. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Творческое мышление легко поддается развитию у людей, обладающих открытостью, независимостью, оригинальностью, богатым воображением. Главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. Трудно поспорить с утверждением, что творческие люди очень яркие и оригинальные, хотя и многие из них имеют схожие черты характера. Поэтому развитие в себе креативности не подразумевает подгонку человека под определенный штамп, а скорее усиливает индивидуальные качества личности.

В связи с этим, педагоги в ТГПУ стремятся поддерживать в студентах творческий потенциал с помощью всевозможных средств, которые позволяют им лучше усваивать материал и получать от этого удовольствие. К сожалению, попытки стимулирования развития креативного потенциала студентов начали предпринимать не так давно, и пока не ясно, какие именно методы являются продуктивными. Однако исследования указывают, что родителям и преподавателям следует активнее поддерживать творческие увлечения, выходящие за рамки традиционных учебных дисциплин. Предоставление такой поддержки, а также, если это возможно, занятия со специалистами может помочь развитию творческих способностей у студентов, которые, несомненно, помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2001.

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 2003.

Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 2003г. http://e-libra.su/books/201537-bolshoj- psixologicheskij-slovar.html

Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. : Изд-во Московского университета, 2001 г.

Кохановская Д.Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Просмотров работы: 137