Реализация исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Реализация исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие»

Червенко Е.В. 1, Рязанова Г.И. 1
1Белгородский госсударственный национальный иссследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По мнению А.И. Савенкова исследовательская деятельность представляет собой «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения»[3].

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что это активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, взаимосвязей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В ядре изучения исследовательской деятельности необходимо рассмотреть процесс детского экспериментирования, так как данный вид деятельности зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, формируется сенсорный опыт. Введение термина «экспериментирование» принадлежит Ж. Пиаже. Он проанализировал значение деятельности экспериментирования и доказал, что положительные стороны детского экспериментирования заключается в том, что она дает реальные представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами в окружающем мире [].
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или останавливать его, изменять это явление в том или ином направлении[2].

Главное достоинство метода экспериментирования в дошкольном возрасте заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментальной деятельности обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами и явлениями, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Сторонниками метода обучения посредством исследовательской деятельности и экспериментирования выступали такие ученые как: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельной деятельностью, всегда являются осознанными и более прочно закрепляются в памяти дошкольника. Несмотря на вышеперечисленные утверждения, данный вид деятельности до сих пор не получил широкого распространения в практике дошкольных образовательных организаций, однако является эффективным в решении задач предусмотренных ФГОС ДО. Над решением поставленных задач педагог совместно с дошкольниками занимается на следующих видах деятельности: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, подготовка к обучению грамоте, на занятиях по музыке, физической культуре.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность в условиях дошкольных образовательных организациях способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы и явлений, развивает мыслительные операции  (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

   В результате организации экспериментально-исследовательской деятельности создаются условия для формирования основ целостного восприятия окружающей действительности у детей средствами физического эксперимента, а также:

Развивается эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Формируются основы целостной картины мира у детей через детское экспериментирование.

Происходит обогащение познавательной и речевой активности детей, формируются базисные основы личности ребенка.

Расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.

Формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, что в будущем является основой успешного обучения в школе.

Формирование основ целостной картины мира, а также развитие познавательных интересов в процессе детского экспериментирования будет успешно в случаи, если:

будет организован последовательный системный подход в процессе, которого произойдет формирование у детей основ целостного мировидения.

более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка, дошкольник будет выступать субъектом образовательного процесса.

педагог сможет организовать доброжелательную обстановку, всячески поощрять действия воспитанников, направленных на познание, создавать радость от проделанной работы.

создана соответствующая возрасту и требованиям развивающая предметно-пространственная среда.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, необходимо понимать, что главным является не приобретение ребенком заученных знаний, а формирование желания узнавать как можно больше, создание доброжелательного отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения, правил безопасности в быту. Не стоит делать упор на то, чтобы дети запоминали как можно больше разных определений. В работе с детьми стоит избегать применения сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у дошкольников познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Основные принципы организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации:

системный характер;

развивающий характер;

связь теории с практикой;

индивидуализация и гуманизация образования;

организация процессы экспериментирования с учетом возрастных особенностей дошкольников;

взаимодействие детского сада, семьи, общества.

успешность эксперимента;

создание атмосферы лаборатории;

форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что исследование и эксперименты составляют основу всякого знания. В свою очередь данный вид деятельности четко отвечает задачам ФГОС ДО в частности образовательной области «Познавательное развитие», в которой говорится о том, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

В ФГОС ДО определены следующие задачи познавательного развития:

— развитие интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В контексте этих задач образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Педагогу необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности, так как, формирование  познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности выступают в качестве основного принципа развития дошкольного образования.

Таким образом, рассмотрев исследовательскую деятельность в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие», мы определили, что в современных исследованиях исследовательская деятельность дошкольников вполне может стать ведущей деятельностью, так как она охватывает все области детской деятельности, не требует специальной организации со стороны взрослого, способствует формированию представлений о целостной картине мира.

Библиографический список:

Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. В сб. Воспитание детей в игре. /  Под ред. Менджерицкой. – М., Просвещение, 1979

Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 2013.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка»: Римис; 2008

Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.

Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 516.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Просмотров работы: 15