Высокая тревожность молодых людей в образовательной ситуации университета связана с их низкой мотивацией, с отсутствием образа профессионального будущего, с нестабильными постоянно меняющимися ценностями, неудовлетворенными потребностями. Типичным состоянием первокурсников в университете является социальный и психологический дискомфорт. В качестве профилактики тревожности первокурсников, на наш взгляд, целесообразно использовать элементы психологического тренинга.
Одним из главных моментов в жизни молодого человека является переход из школы в вуз. При этом возникает необходимость принять новую социальную роль, включиться в новую деятельность, привыкать к новому коллективу, адаптироваться к новым требованиям и обязанностям.
Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения в вузе, а также выявление педагогических и психологических условий оптимизации данного процесса являются очень важными задачами. Однако университеты на первом курсе не обеспечивает в должной мере эффективную адаптацию студентов к специфическим условиям учебы и проживания в общежитии» [1, с. 56]. Все вышесказанное провоцирует усиление тревожности студентов-первокурсников.
Психолого-педагогическая работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, является одним из основных направлений превенции или уменьшения степени их тревожности. Молодым людям, попавшим в абсолютно новую ситуацию, свойственно переживание различных страхов, опасений. В самом общем смысле, тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожность— индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Тревожность принято рассматривать как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности. «Тревожность, как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается психологами как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога)» [5, с. 14].
У студентов-первокурсников чаще, чем у студентов других курсов, наблюдается снижение работоспособности, деструктивные изменения и деформации личности (переживание одиночества, депрессии). Возможно также появление симптоматики, так называемых, заболеваний стресса: сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, заболеваний желудка, бессонницы.
«Неспособность или неумение человека преодолеть стресс является основой для расстройства психического и физиологического здоровья студенческой молодежи, неспособности адаптироваться в вузах и продолжать обучение в высшей школе, а также ухудшение качества жизни первокурсников в различных сферах» [6, с. 1].
«У многих студентов крайне тревожащими их факторами являются неустроенность быта, «квартирный вопрос», денежные затруднения и т.п., не говоря уже о душевных переживаниях, присущих каждому молодому человеку» [4, с. 70].
Тревожность во многом определяет поведение студента. Уровень тревожности отражает внутреннее отношение студента к конкретному типу ситуации и предоставляет косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В том случае, когда данный уровень превышает оптимальный, можно вести речь о проявлении повышенной тревожности. «Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто не уверены в себе, замкнутые, малообщительные» [3, с. 79]. Студентам, которые находятся в состоянии повышенной тревоги, присущи заниженная самооценка и самоуважение, они не верят в себя и собственные силы, чувствуют себя одинокими в этом мире, что, в результате, влияет на развитие личности студента, отражается на его статусе в группе.
Тревожность, которая соотнесена с нестабильностью ценностей, неудовлетворенной потребностью в сохранении контроля над собой и окружающей действительностью, переживается студентами-первокурсниками как социальный и эмоциональный дискомфорт. «Тревожность личности характеризует ее состояние в данный момент, влияет на эмоциональный мир, поведение, развитие и на процесс профессионального становления. Расширение информированности представителей профессорско-преподавательского состава вуза об уровне тревожности их обучаемых приведет к рефлексии осуществляемого образовательного процесса и улучшит его качество» [2, с. 453].
Снижение тревожности студентов-первокурсников в процессе обучения является важным фактором их личностного роста и успеха в образовательном процессе в целом. Решение обозначенной проблемы находится на пути реализации гуманизации современного образовательного процесса. Решение этой проблемы определяется личностью педагога, способного принять идею ценности в качестве ключевого смысла и регулятора собственной деятельности. Работа по профилактике и преодолению тревожности у студентов первого курса не должна носить узкофункциональный характер, она должна ориентироваться на развитие и повышение эффективности деятельности студента.
Важнейшим инструментом, позволяющим снизить тревожность первокурсника, является социально-психологический тренинг.
На первом занятии психолог, общаясь со студенческой группой, акцентирует внимание студентов на том, что успешность достижения учебных (как и любых других) целей в значительной степени определяется их психическим состоянием, их мотивацией.
Психолог говорит о том, что каждому первокурснику нужно гордиться своими успехами и не бояться о них заявить. Студенты по кругу передают небольшой мяч, и получивший мяч рассказывает, чего он достиг в своей жизни: научился играть на гитаре, получил первый разряд по шахматам, начал заниматься волонтерской деятельностью и т.д. При этом однокурсники подбадривают его возгласом: « Молодец! Здорово!»
По окончании круга студенты рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях. Особую пользу упражнение «Мои достижения» приносит неуверенным студентам, с заниженной самооценкой, которые стесняются говорить о своих достижениях, рассказывают очень тихо и неуверенно.
Полезно также упражнение «Комплименты».
Студент садится на «волшебный» стул и однокурсники говорят ему о том, какой он замечательный. Такое упражнение ориентировано на повышение самооценки и уровня притязаний первокурсников
Существенным элементом тренинга является сюжетно-ролевая игра «Экзамен».
Одни первокурсники выполняют роли преподавателей университета, другие студентов. Готовятся условные «билеты» по материалу, предложенному игроками.
Студенты «отвечают», преподаватель задает вопросы, комментирует и оценивает «ответы». Потом студенты меняются ролевыми позициями и обсуждают свои чувства и ощущения.
Завершаются тренинговые занятия составлением и согласованием общих рекомендаций, помогающих первокурсникам более эффективно подготовиться к сессии.
После зимней сессии первокурсники писали эссе, в которых оценивали свои чувства на экзаменах и те тренинговые упражнения, которые были проведены.
Студенты отмечали, что стали более спокойными, уверенными в себе, ситуация экзамена воспринималась как тривиальная, обычная, а не экстраординарная. Таким образом, мы убедились, что проведение элементов тренинга позволяет снизить ситуативную тревожность первокурсников, более успешно сдать экзамены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаев, Т.М., Каргина, Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе / Т. М. Бабаев, Н.В. Каргина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. − 2014. − № 2. − С. 55-60.
2. Герасимова, А.Ю. Снижение тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе / А.Ю. Герасимова // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. − СПб.: Институт бизнеса и права, 2009. – С.448-453.
3. Григорьева, О.Ф., Холуева, К.А. Особенности проявления тревожности у студентов / О.Ф. Григорьева, К.А. Холуева // Международный журнал экспериментального образования. − 2014. − № 6-1. − С. 79.
4. Мелешко, Т. А., Вашкевич, К. С. О некоторых аспектах стрессовых состояний студентов / Т.А. Мелешко, К.С. Вашкевич // Современные и традиционные системы оздоровления и единоборства – выбор приоритетов: сб. науч. ст. участ. III Междунар. науч.–практ. конф. «Инновационные процессы в физическом воспитании студентов IFFA-2013», Минск, 21–23 марта 2013 г. / редкол.: В. А. Коледа (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2013. – С. 69-75.
5. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. − СПб.: Питер, 2007. − 192 с.
6. Харченко, С.В. Дезадаптация студентов в условиях обучения в высшей школе как фактор проявления стресса / С.В. Харченко // Научная библиотека Украины. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infolibrary.com.ua/libs/stattya/4671-dezadaptatsija-studentiv-v-umovah-navchannja-uvischij-shkoli-jak-faktor-projavu-stresu.html.