Творчество А.А. Сергина в экспозиции «Мир камня» (тематическая экскурсия в Магаданском областном краеведческом музее) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Творчество А.А. Сергина в экспозиции «Мир камня» (тематическая экскурсия в Магаданском областном краеведческом музее)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Александр Андреевич Сергин – ветеран Великой Отечественной войны, геолог, самодеятельный колымский художник-камнерез. Его работы экспонировались во многих городах СССР, а также в США и Японии, где он получил широкое признание. А.А. Сергин – дипломант всесоюзного фестиваля народного творчества в РСФСР (1991 г.). В 1987 г. награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР1.

В собрании художника работы, выполненные им в 1976–2002 гг. Это 43 мозаичные картины «живопись из камня» и две шкатулки. Основной жанр картин – пейзажи: Север, Волжские просторы, Алтайский край, Крым, Кавказ. Среди них «Чуйская долина» с изображением тектонической впадины на Алтае; «Рязанские просторы», «Русь», «Река Сороть», впадающая в Балтийское море, «Сосны», «Горные вершины», «Вулкан», «Хасын», изображающие конкретные географические места нашей Родины. В картинах красочно с невероятной достоверностью передано состояние природы в разные времена года, течение воды и тихие заводи, ледостав и ледоход.

Цель экскурсии – познакомить присутствующих с жизнью и творчеством магаданского художника-камнереза А.А. Сергина. Задачи экскурсии: знакомство с магаданским художником-камнерезом Александра Андреевича через его произведения; характеристика методов и техники обработки камня и изготовления декоративных изделий; описание декоративных изделий, изготовленных из камня. Маршрут экскурсии проходит в зале «Мир Камня» Магаданского областного краеведческого музея.

На витрине «Миниатюры из цветного и поделочного камня» представлены работы художника-камнереза А.А. Сергина, который жил и работал в п. Хасын Магаданской области. Его излюбленная тема картин выполнена в стиле флорентийской мозаики: пейзажи необъятной Родины-России и Севера. В них красочно с невероятной достоверностью изображены ландшафты географических мест, передано состояние природы в разные времена года.

Мозаика из цветного камня – один из древнейших видов искусства, существовавших еще до нашей эры. Известно, что техника обработки камня зародилась в Италии XVI в. и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи. Герцог Фердинанд I де Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья производилась в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: ими украшали дворцы правителей и знати. Лишь к середине XIX в. этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды2.

Русские умельцы освоили эту технику при царице Елизавете Петровне. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он использовал сибирские яшму, агат, кварц.

Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой стали Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м.), выполненных в данной технике.

Основным изобразительным средством этой техники являютсяпереходы тонов, прожилки, пятна, штрихи камней. Излюбленными материалами для производства флорентийских мозаик были высокодекоративные камни: мрамор, яшма, аметист, сердолик, халцедон, лазурит, оникс, кварц, бирюза. Итальянские мастера изобрели технологии их обработки, например, воздействие температуры на камень позволяло приобрести нужный цвет.

Каждая каменная пластина подбиралась мастером не только по цвету, но и по текстуре: для мозаики с изумрудной листвой надо было найти камень с похожими зелеными прожилками, для изображения меха использовали минерал с имитирующим его ворсинки рисунком.

Созданная из натуральных камней мозаика долговечна, яркие краски не тускнеют со временем и не выцветают от солнечных лучей. Цветовые переходы позволяют добиться сходства с настоящей картиной.

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:

заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;

набор элементов мозаики;

финишная отделка — доводка и полирование изделия.

Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.

При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Флорентийские мозаики активно использовались в церковном убранстве для отделки полов, ниш, порталов, а также декорировали предметы светского интерьера: столешницы, элементы мебели, различные шкатулки, безделушки. Большие панно, подобные живописным полотнам, украшали стены парадных залов, кабинетов и гостиных.

В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.

Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.

История возникновения шкатулки для украшенийтакова, что еще 3000 лет назад в древности, в Египте у богатых людей была причуда убирать и прятать с глаз свои ценности в кувшинах, затем в Китае появились коробки и начали складывать свои ценные вещи туда. Украшения привлекают людей на протяжении многих веков, подвески, кольца, серьги, все, что вызывает чувство прекрасного, имеет ценность и передается по наследству из поколения в поколение. История шкатулки в России схожа, тем что в древности, девушки скрывали свои драгоценности в них, а мужчины ценные вещи. Подобием шкатулок были небольшие ларцы или сундуки.

Как изготавливались шкатулки?

1. Разработка эскиза. Разработка эскиза начинается с появления идеи. Для начала делаются небольшие зарисовки с целью определения конечной формы и размера изделия.

2. Подбор сырья. Самым важным в подборе сырья является выбор цвета, размер сырья, его качество. Необходимо, чтобы выбранное сырье было того цвета, который задумал автор эскиза. Выбранный образец камня должен по размерам соответствовать задуманному изделию.

3. Разметка сырья.Затем производится заточка деталей, проточка заготовок по толщине, протачивание торцов и боковых сторон. А так же шлифовка и полировка деталей.

Камень применяется не только в строительстве, но так же его применяют для создания ювелирных крашений, предметов искусства. В нем ищут свое вдохновение в практических целях художники, коллекционеры.

Технология обработки камня и изготовление из него декоративных предметов сложный и трудоемкий процесс, требующий большого количества времени и терпения.

Картины Александра Сергина холодные на ощупь, но теплые по восприятию отображают любимые уголки родного края. Мастер-камнерез помог нам увидеть истинную красоту цветных камней. Его картины – это подарок Магаданскому областному краеведческому музею.

Библиографический список:

Флорентийская мозаика Сергина А.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sergin.antic-r.ru/gem/mp010585.htm(дата обращения: 30.05.2019).

Фонды Магаданского областного краеведческого музея пополнились новыми произведениями искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kolyma.ru/index.php?newsid=71963(дата обращения: 25.01.2020).

1Фонды Магаданского областного краеведческого музея пополнились новыми произведениями искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kolyma.ru/index.php?newsid=71963(дата обращения: 25.01.2020).

2Флорентийская мозаика Сергина А.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vladimir-sergin.narod.ru/ (дата обращения 25.01.2020).

Просмотров работы: 6