СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все более актуальной становится проблема социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, социальная адаптация и интеграция в общество этих детей и включение их в общественно-полезную деятельность.

Целью социальной реабилитации является повышение качества жизни ребенка-инвалида. Основной задачей социальной реабилитации и адаптации детей с этим диагнозом является их социальная адаптация. Мероприятия социальной реабилитации направлены на формирование навыков самостоятельности, подготовку ребенка к обучению, общению, воспитание навыков личной гигиены, самообслуживания [4, с. 24].

Эффективность социально-реабилитационных мероприятий напрямую зависит от индивидуального подхода к их определению. В соответствии с рекомендациями ВОЗ, в настоящее время состояние здоровья как взрослого индивида, так и ребенка можно оценивать не только с точки зрения выраженности патологических процессов, но и с точки зрения нарушений структуры или функции организма на его активность, функционирование и участие в жизни общества.

Важно отметить, что при использовании социальных показателей международной классификации функций применяется принцип индивидуального подхода в реабилитационной работе, т.е. принцип наиболее целесообразного использования индивидуальных особенностей ребенка.

Рассмотрим современные методы определения реабилитационных мероприятий по направлению социальная реабилитация у детей с ДЦП.

Социальная реабилитационно-экспертная диагностика при освидетельствовании детей по мнению Захарова включает:

диагностику социального статуса ребенка;

социально-средовые и социально-бытовые условия его жизни;

оценку возможностей и условий его социализации;

социальной адаптации и интеграции в общество [2, с. 173].

Социально-средовая диагностика включает оценку способности ребенка самостоятельно передвигаться по дому, использование технических средств реабилитации, оценку доступности его жилищных условий.

Социально-бытовая диагностика предусматривает оценку возможности (с учетом возраста ребенка) удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять личную гигиену, выполнять повседневную бытовую деятельность.

Социально-педагогическая диагностика предполагает оценку данных об образовательном статусе ребенка, его способности обучаться. Социально-психологическая диагностика оценивает социально-психологические условия развития ребенка.

Особенностью определения показанных ребенку-инвалиду мер социокультурной реабилитации является то, что в основе лежат его культурные интересы, духовные ценности, склонность к творческой деятельности, коммуникативность и т.п. Технологии социокультурной реабилитации в настоящее время не стандартизированы и во многом определяются реальными возможностями осуществления тех или иных мероприятий на местах.

Метод определения реабилитационных мероприятий по направлению «социальная реабилитация» – это метод с использованием базовых наборов МКФ (международной классификации функций) для детей и подростков с ДЦП. Домен, относящийся к социально-средовой реабилитации – это домен «мобильность», в котором определяются различные варианты изменения позы тела, поддержания положения тела или перемещения тела с одного места на другое; переноса, перемещения или манипуляции объектами; ходьбы, бега, преодоления препятствий и использования различных видов транспорта, использование ТСР (технических средств реабилитации) [1, с. 15].

К социально-средовой реабилитации относятся и факторы окружающей среды – доступность жилого помещения. Домены, относящиеся к социально-бытовой адаптации – это домены «самообслуживание» и «бытовая жизнь», в которых определяется необходимость мероприятий по данному направлению.

Домены, относящиеся к социокультурной реабилитации, чаще всего выделяют следующие:

участие в играх (d880);

отдых и досуг (d920).

Мероприятия, относящиеся к социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, не проводились, при использовании данного метода не применялись.

Важно отметить, что социальная реабилитация детей с диагнозом ДЦП получила в последние годы большое признание. Основными принципами социальной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП являются раннее начало комплексных реабилитационных мероприятий, их непрерывность, индивидуальность. Эффективность мер социальной реабилитации зависит от двух факторов – адекватного, адресного назначение мероприятий, а также и от мотивации семьи ребенка – инвалида на проведение назначенных мероприятий.

Необходимо отметить, что социальная реабилитация – процесс довольно длительный. При адекватном назначении всего комплекса мероприятий социальной реабилитации и мотивации родителей ребенка-инвалида можно достичь цели – адаптировать ребенка-инвалида к социальной реальности и тем самым улучшить качество его жизни. Мотивация родителей – основа достижения эффективности реабилитационного процесса. Необходимо отметить, что мероприятия социально-средовой реабилитации должны включать комплекс ТСР, содействующих передвижению ребенка, а также ТСР, помогающих ребенку выполнять определенные действия самообслуживания. Также необходима полная адаптация всех помещений квартиры для создания относительно независимого проживания ребенка в доме. Мероприятия социально-бытовой адаптации желательно проводить в условиях реабилитационного центра. Мероприятия социокультурной реабилитации у всех исследованных детей в большинстве случаев были нерегулярными, проводились несистематически. Важно отметить, что в настоящее время технологии социокультурной реабилитации не стандартизированы и во многом определяются реальными возможностями осуществления тех или иных мероприятий на местах [3, с. 563].

Социально-педагогическая помощь семье ребенка направлена на нормализацию воспитания ребёнка и должна начинаться именно с повышения его социальной значимости в семье. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его контактов со всеми членами семьи в процессе выполнения этих обязанностей и практиковать более частое их игровое выполнение. Необходимо социально-психологическое обучение родителей приемам конструктивного взаимодействия с ребенком. Это обучение должно базироваться на комплексе психо-коррекционных методик, которые направлены на создание условий оптимального развития личности ребенка.

Весь комплекс мероприятий по социальной реабилитации ребенка-инвалида с ДЦП направлен на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, социальной адаптации и интеграции в общество. Дети с диагнозом ДЦП нуждаются в многолетнем непрерывном этапном лечении и реабилитации. Организация помощи этому контингенту – большая социальная проблема. Эффективность сотрудничества родителей и профессионалов – специалистов по социальной работе, психологов, педагогов – определяется наличием следующих факторов: готовностью родителей и специалистов к совместной работе, пониманием ребенка родителями, знанием психологом ситуации семейной коммуникации. Социальная адаптация детей с ДЦП и коррекционная работа специалистов должны строиться не с учетом возраста ребенка, а в зависимости от того, на каком этапе психического развития ребенок находится [3, с. 565].

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели современные методы определения реабилитационных мероприятий по направлению «социальная реабилитация» у детей с ДЦП: социальная реабилитационно-экспертная диагностика, социально-средовая диагностика, социально-бытовая диагностика и социально-педагогическая диагностика. А главным условием успешного решения задач социальной реабилитации является включение ребенка с ограниченными возможностями в те или иные виды деятельности и общения.

Список литературы:

Демина Э.Н., Портова Л.З., Ходякова Т.В. Разработка реабилитационных мероприятий по направлению социальная реабилитация у детей с ДЦП с учетом положений МКФ / Э.Н. Демина, Л.З. Портова, Т.В. Ходякова. – Детская и подростковая реабилитация. – 2016. – № 2(27). – С. 14–19.

Захаров Г.В. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Захаров. – В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе Материалы V Международной заочной научно-практической конференции. Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского; – Под редакцией Т.Т. Щелиной, С.П. Акутиной. – 2017. – С. 172-176.

Козловская С.Н., Миканева К.В., Горский К.В. Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП / С.Н. Козловская, К.В. Миканева, К.В. Горский. – В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества Материалы Межрегиональной научной конференции. Под ред. Г. Ю. Лизуновой. – 2018. – С. 562-570.

Копнина О.О. Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП / О.О. Копнина. – В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и социального образования Сборник научных статей преподавателей факультета социальной работы. Москва, – 2016. – С. 23-29.

Просмотров работы: 2