На современном этапе ежегодно диагностируется увеличение количества детей, имеющих сердечно-сосудистые заболевания, ожирения, нарушения осанки, зрения, речи, координации движений, деятельности органов дыхания. Также у детей дошкольного возраста отмечается снижение иммунитета. Исходя из этого, Поэтому проблема изучения наиболее эффективных путей поддержания и укрепления здоровья детей, профилактики заболеваний, средств коррекции недостатков физического развития и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, чрезвычайно актуальна.
Наиболее популярны в последнее время в образовательном процессе являются фитнес - технологии. Прежде всего, фитнес - технологии в дошкольном учреждении – это грамотно подобранные направления, технологии с учетом возраста ребенка, его уровня развития и физической подготовки. Они способствуют повышению уровня тренированности организма, интереса детей к физической культуре и спорту за счет введения в структуру занятия упражнений с элементами акробатики и ЛФК, ритмической гимнастики, танцев, фитбол-гимнастики, подвижных игр и т.д.; содействуют развитию и совершенствованию мышечной силы, гибкости, координации движений, выносливости, психомоторных способностей, умению согласовывать движения с музыкой и т.д., что в итоге способствует профилактике и исправлению тех или иных отклонений в развитии, повышению качества обучения и воспитания.
Детский фитнес является прекрасным дополнением к государственным программам.
Рассмотрим подходы к понятию «танцевальная деятельность».
Авторы А.Г. Назарова, А.С. Фомин, С.Н. Худеков определяют танцевальную деятельность как вид творческой деятельности, предназначенный для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека.
Мы поддерживаем автора А.И. Буренину, рассматривающую танцевальную деятельность как средство передачи музыкально-игровогообраза при помощи выразительных танцевальных движений в музыкальных играх, как самовыражение ребенка в импровизациях и придумывании новых танцевальных элементов в соответствии с особенностями музыкального произведения, в составлении простых танцевальных эпизодов и композиций.
Большую роль для успешногоовладения новыми танцевальными движениями играет целенаправленное развитие определенных физических качеств (координация, быстрота, сила и д.р.) Рассмотрим координацию как физическое качество. Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных задач. Координация характеризуется возможностью управлять своими движениями. (Н. А. Бернштейн).
Л.П. Матвеев определяет координационные способности в двух значениях. Во-первых, он их рассматривает как способность наиболее целесообразно координировать движения, т.е. согласовать, соподчинить, организовать в единое целое, при построении и воспроизведении новых двигательных действий. Во-вторых, автор определяет их как способность перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий [6].
Можноотметить, что использование разнообразных физических упражнений для развития координации движения эффективно только тогда, когда они несут элементы нового и представляют для детей достаточно значительную координационную трудность. А если навык становится автоматическим, то роль тех или иных физических упражнений в развитии координации движений снижается. Особенно благоприятным периодом в развитии координации движений считается возраст от 5 до 7 лет
В ходе исследования мы подобрали комплекс упражнений на развитие координации движений в танцевальной деятельности. Он состоит из (несколько упражнений) Упражнения данного комплекса мы апробировали на занятиях танцами.
Остановимся на особенностях организации танцевальной деятельности с детьми 5-7 лет способствующий развитию координации движений.
Основной формой организации танцевальной деятельности детей старшего дошкольного возраста является танцевальное занятие, где в течение 30-35 минут происходит изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки, закрепление танцевальных движений в игре, танцевально-игровые импровизации и т.п.
Опираясь на возрастные, физические и психологические особенности развития дошкольников, необходимо включать в танцевальное занятие три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть занятия, которая занимает 5-10 % от общего времени, направлена на создание положительного эмоционального настроя, мотивации на предстоящую танцевальную деятельность и восприятия музыкального материала, подготовку мышц к физической нагрузке. Основная часть занятия занимает 70-85 % времени от общей продолжительности. Содержание основной части планируется исходя из тематики, цели и степени готовности детей к танцевальной деятельности.
Цель заключительная часть танцевального занятия – это релаксация, психорегуляция детскогоорганизма. А также в заключительной части педагог подводит итоги занятия на основе анализа танцевальной деятельности детей.
Эффективность педагогического процесса возможна только при тщательной подготовке каждого занятия с детьми, когда заранее определяются цели, задачи, содержание и структура занятий, а также виды деятельности. Определяющим в подготовке занятия по танцевальной деятельности являются возрастные особенности дошкольников. Важно продумать и точно распределить физическую и эмоциональную нагрузку детей. При построении танцевального занятия важно учитывать различные виды деятельности детей – восприятие, исполнительство, творчество, а также различные уровни активности и пассивности.
Танцевальные занятия могут иметь различную организационную форму и быть групповыми, мелкогрупповыми, индивидуальными, а также проводиться отдельно с мальчиками и девочками.
Дети пяти и шести лет часто путают направления (вперед, назад, в сторону), а понятие правая рука (нога), левая рука (нога) так же для них еще сложно. Поэтому необходимо на первых занятиях проводить упражнения поориентировке на себе. В игровой форме рассказать и показать, где находятся такие части тела, как: голова, плечи, руки, локти, пальцы рук, ноги, колени, пальцы ног, корпус.
Выразительным средством танцевальной деятельности являются движения. Они отличаются друг от друга амплитудой, темпом, характером исполнения и структурой. Детям старшего дошкольного возраста доступны разноименные и разнонаправленные движения. В целях развития координации в танцевальных упражнениях необходимо учитывать нарастание сложности. Кроме того, важно использовать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. То есть на первом этапе дошкольникам предлагается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки); на втором этапе предлагается сочетание из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу). На третьем этапе детям старшего дошкольного возраста предлагаются упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону вверх, в сторону вниз; то же выполняет левая рука; или правая в сторону, левая в сторону, правая вверх, левая вверх и т.п.).
Итак, можно сделать вывод, что необходимыми условиями для развития координации у детей 5-7 лет является постепенность в усложнении танцевальных упражнений, их разнообразие и ускорение темпа.
Танцевальные движения для детей, которые способствуют формированию координации движений: простой шаг с ударом (стопой в пол, каблуком, полупальцами); различные приседания (полные (до пола) и полуприседания); полупальцы; подскок; шаг с подскоком; перескок; прямой и боковой галоп. Следует добавить, что при исполнении любого вида танцевального шага могут быть различные положения рук и не только статичным. Здесь уже необходимо иметь навыки координации, сочетая движений рук и ног, а также и головы. Можно предложить такой вариант - шаги исполняются на каждую ¼ такта, при этом, на первые 4 шага руки на поясе, на следующие 4 шага, руки раскрываются в стороны, затем на 4 шага положение рук в стороны сохраняется, и на последние 4 шага - руки закрываются на пояс, причем, поочередно: на два шага - правая рука, на два следующих – левая.
В ходе дальнейшего исследования мы разработаем программу дополнительногообразования детей старшего дошкольного возраста «Танцуй, играя».
Методологические основы исследования: представления дошкольников о здоровом образе, укреплении здоровья ребенка (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.); исследования понятия «здоровьесберегающие технологии» (К.В. Дубов, А.Н. Акимова и др.). Здоровый образ жизни (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Теоретические положения о физическом воспитании и развитии дошкольников (Л.Д. Глазырина, Н.Н. Кожухова, А.В. Кенеман, Г.Г. Попов, Э.Я. Степаненкова, и др.).Современные исследования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста (Г.В. Ильина, В.Г. Макаренко, С.Б. Шарманова и др.).
Теоретическая значимость: уточнены понятия «танцевальная деятельность», «координация как физическое качество».
Практическая значимость: разработан комплекс упражнений и игр на развитие координации, способствующий успешному овладению новыми танцевальными движениями.
Список использованных источников и литературы:
Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2014. – 36 с.
Ильина Г.В., Жердева С.Е. , Стретчинг как технология сохранения и стимулирования здоровья старших дошкольников, Сборник научных статей. Труды Международной дистанционной научной конференции «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» (Российская Федерация, г. Липецк, 15 декабря 2014 г.) / Под. ред. М. Ю. Левина. – Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2014. – 168 с. .– 2014, № 13. С -144-147.
Ильина Г.В., Серпкова С.Е., Реализация здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников, Международный студенческий научный вестник : Пенза, 2014, № 1, - С. 41.
Ильина, Г.В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина // Формирование ценностно-мотивационногоотношения студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников: монография / Г. В. Ильина и др. - Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. - С. 88-108.
Койнова, И.А. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении // Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ» – Режим доступа : https://www.pdou.ru
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : [учебник] / Л. П. Матвеев. – [3-е изд., перераб. и доп.]. – Москва : Физкультура и Спорт : СпортАкадемПресс, 2018. - 542, [1] с.
Фомин, А.С. Фомин Д.А. Осмысление танца в образовательных технологиях / А.С. Фомин, Д.А. Фомин // Современные наукоемкие технологии, 2004. –No 5. –С. 55–58.
Худеков, С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.