Индивидуально-психологические факторы успешности обучения современных студентов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Индивидуально-психологические факторы успешности обучения современных студентов

Афанасьева А.И. 1
1ТГПУ им.Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В современном обществе множество факторов влияют на успешность обучения студентов в вузе. К ним относят форму обучения (очная, заочная и др.), основу обучения (коммерческая или бюджетная), материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки, умение самостоятельно организовать контроль своей учебной деятельности, уровень квалификации преподавателей, престижность вуза и, наконец, индивидуально-психологические особенности студентов.

Цель исследования – изучить индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность обучения студентов высшей школы.

Рассмотрим ряд индивидуально-психологических особенностей студентов. В первую очередь, стоит упомянуть такой фактор как нейродинамика. Под термином нейродинамики подразумевают индивидуальные свойства нервной системы человека. Согласно И.П. Павлову, особенности нейродинамики человека выступают в качестве физиологической основы темперамента. Свойства нервной системы и темперамента практически не изменяются в течение всей жизни. Тем не менее, человек, независимо от типа его темперамента, способен к любым социальным достижениям, в нашем случае – к учебной деятельности. Однако стоит отметить, что какие-либо достижения получаются разными путями.

Отсюда следует, что для студентов с определенным типом темперамента одни условия обучения будут благоприятными, что положительно повлияет на успешность, в то время как, для студентов с отличным видом темперамента те же самые условия будут представляться неблагоприятными, что в их случае ухудшит успеваемость. На данный момент организационные формы обучения в современном вузе положительно влияют на успеваемость студентов с сильной и подвижной (студент быстро и легко к каким-либо окружающим его условиям, а также легко переключается от одного состояния к другому) нервной системой. Соответственно, среди студентов с такой нервной системой процент отличников будет больше, чем среди студентов со слабой и инертной нервной системой [1]. Поэтому для последних рекомендуется вырабатывать компенсаторные приемы, которые помогут им повысить успешность обучения в условиях, не характерных их темпераменту. Например, компенсировать быструю утомляемость во время выполнения домашнего задания частыми, но короткими перерывами на отдых.

Студенты со слабым типом нервной системой отлично справляются с монотонной работой или же действиями, выполняемыми по шаблону. Хорошо продумывают этапы самостоятельной работы, выполняя все последовательно, и контролируют конечный результат, тем самым добиваясь максимальной безошибочности. Предпочитают во время работы использовать графики, схемы, таблицы и т.п.

Студенты с инертной нервной системой способны долго работать, полностью погружаться в работу, не обращая внимания на помехи; отличаются высокой степенью самостоятельности при выполнении заданий. Отмечается, что им характерна более развитая долговременная память. Им также присущи и положительные черты студентов со слабой нервной системой.

Однако учитывая несистематический характер учебной деятельности, который присущ более чем 60 % современных российских студентов, лица с сильной нервной системой имеют преимущества, поскольку способны моментально подстраиваться под меняющиеся условия и способны справляться с учебной перегрузкой, в то время как у «слабых» и «инертных» студентов с большой вероятностью успешность обучения в таких условиях начнет падать, что будет характеризоваться нарастающей академической неуспеваемостью.

Отдельно стоит рассмотреть способности студентов, как фактор, влияющий на успешность обучения. Прежде всего, выделяют общие и специальные способности.

Специальные способности имеют значительное влияние на положительную успешность. К таким способностям относятся сенсорные (например, фонематический слух для лингвиста), моторные (пластика тела для гимнастов и т. п.) и профессиональные способности (математическое мышление и т. п.). Профессиональные способности зачастую отвечают за успешное обучение в вузе соответствующего профиля [3].

Креативность, как и интеллект, студентов относят к числу общих способностей. Однако если интеллект представляет собой способность усваивать уже существующие знания и умения, а также успешно применять их для решения задач, то креативность обеспечивает создание человеком чего-либо нового (прежде всего – нового для себя, часто являющегося новым и для других). Вместе с тем, большинство психологов считают, что креативность представляет собой относительно независимую от интеллекта способность.

Для достижения положительного результата в учебном процессе желательно, чтобы уровень креативности был довольно высок и коэффициент интеллектуальности (IQ) достигал как минимум 120 баллов. Значения IQ, меньше 120, могут не обеспечить личности творческой продукции достаточно высокой субъективной социальной значимости. Однако уровень IQ, немного превышающий значение 120, не так сильно влияет на увеличение возможностей студента. В то же время, предельно высокий уровень IQ может тормозить успешную деятельность из-за отказа от использования интуиции [5]. Креативность же позволяет добиться положительной успешности обучения, но при том не является обязательным условием для ее достижения.

Высокая самооценка, а также уверенность в самом себе и своих силах по мнению многих психологов также являются важными факторами, положительно влияющими на успешность образования студентов. Зачастую студент, который не уверен в себе и своих силах не будет браться за трудную задачу, предполагая, что не справиться с ее решением, тем самым почти моментально признает свое поражение. Согласно К. Двеку [4], студента стоит хвалить не за объективно хороший результат, а за усилия, которые он приложил для выполнения задания или же на пути к цели. Именно так будет достигнута адекватная высокая самооценки, которая будет дальше побуждать студента к продвижению вперед.

Акцент на важность усилий, а не конкретных результатов приводит к формированию у студента установки на овладение мастерством. Похвала за легкий успех приводит часто к формированию самоуверенности, боязни неудачи и избеганию трудностей, к привычке браться только за легко решаемые задачи.

Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью в осуществлении учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. В случае доминирования направленности на получение профессии часто проявляется избирательность, приводящая к разделению учебных дисциплин на «нужные» и «не нужные» для профессионального становления студента, что сказывается на его академической успеваемости [2]. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению (нерегулярность занятий учебной деятельностью, использование шпаргалок и т. п.)

Выводы. Представляется, что рассмотренные в настоящей статье индивидуально-психологические особенности (нейродинамика, способности, интеллект, креативность, самооценка) современных студентов, а также их влияние на успешность обучения в высших учебных заведений могут позволить лучше понимать изученные факторы, тем самым поспособствуют в дальнейшем для повышения эффективности учебной деятельности и уровня профессиональной подготовки в вузах.

Список литературы.

1. Акимова, М.К. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике // Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. – М., 1992. С. 99–110.

2. Педагогика и психология высшей школы / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов на-Дону. 2002.

3. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение. – М. 2000.

4. Dweсk, C.S. Self-Theories: Their Role in Motivation, Personality, and Development / C.S. Dweсk. – ML. 1999.

5. Handbook of Creativity / Ed. By R.J. Steinberg. – Cambridge University Press. 1999.

Просмотров работы: 259