Социальный инфантилизм среди студентов высших учебных заведений - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальный инфантилизм среди студентов высших учебных заведений

Романова А.Р. 1
1Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из препятствий на пути развития профессионализма, с которым сталкиваются студенты высших учебных заведений, является особая форма инфантилизма.

Выделяют разные виды инфантильности: психо-физиологический (проявляется в скорее детском, нежели взрослом поведении юношей и девушек), экономический (неспособность взрослого человека самостоятельно себя обеспечивать, как итог, появляется материальная зависимость от родственников), правовая (незнание элементарных законов, что в последствии может привести к их неосознанным нарушениям). В данной работе нами будет рассмотрен социальный инфантилизм, в связи с наибольшей распространенностью данного вида среди студенческой молодежи. Хотелось бы отметить, что социальная инфантильность напрямую не соотносится с остальными видами инфантильности. Так, например, юноша или девушка могут внешне выглядеть очень развитыми, быть материально независимыми, но в то же самое время в социальном отношении быть инфантильными и незрелыми.

Прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, необходимо раскрыть содержание понятия «социальный инфантилизм». Феномен социального инфантилизма изучали многие психологи, социологи и философы.

Как считает Ефимова Г.З., с точки зрения социологии инфантилизм конкретной социальной группы является социальной характеристикой личности и тесным образом связан с процессами первичной и вторичной социализации, а также влиянием на индивида всего спектра социальных институтов и проявляется в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодого поколения, его адаптации к социальной реальности, характеризуется «сбоем» в процессе социализации и нежеланием человека усваивать новые для него социальные роли, принимать обязательства (стремление к упрощению жизни, максимальному ее облегчению и удобству для себя) [4, c.15].

Психологи определяют социальный инфантилизм как «состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, позже - нежелание создавать семью.

Исследователь Бакулина А.С. указывает на социальный инфантилизм как морально-нравственную незрелость индивидуума [1, с. 147].

На мой взгляд, заслуживает внимание концепция исследователя Жестовой Н.А. По мнению Жестовой Н.А., социальный инфантил демонстрирует слабые результаты рефлексивной деятельности, не будучи склонным к самоанализу и, как следствие, не имея адекватного представления о собственной личности. Как правило, инфантил предъявляет завышенные требования к окружающим, что сопряжено с усиленной рационализацией собственного поведения, которое он склонен облагораживать и переоценивать [2, с.131].

Кроме того, социальный инфантилизм можно охарактеризовать как: нежелание личности нести ответственность за свою жизнь (Э.Фромм); утрата смысла жизни (А. Маслоу); слабоволие, истеричность, деградация личностно-смыслового уровня; низкая профессиональная мотивация, отсутствие творческого подхода к профессиональной деятельности; наличие укоренившейся установки на максимально быстрое удовлетворение потребностей при минимальных на то затратах (финансовых, моральных, временных и прочих); пассивная психологическая и социальная защита либо отсутствие каких-либо попыток защититься против стороннего негативного вмешательства, неспособность найти способы и ресурсы для решения ситуации.

Студенты с инфантильными установками часто склонны к нарциссическому самолюбованию и самопревозношению, не будучи способными к самокритике и адекватному самоанализу, который единственно способен стимулировать социальную активность личности. «Демонстрируя себе и другим только видимость успешности, социальный инфантил с каждым днем всё больше и больше тренирует все свои подвластные сознательному контролю инструменты восприятия и переработки информации в этой способности не замечать, не знать и не понимать ничего реально происходящего» [3, c. 130].

В социальных взаимодействиях социальный инфантилизм может проявляться на различных уровнях. Выделяют два уровня социального инфантилизма: 1) отсутствие желания нести ответственность за себя и свою жизнь, иждивенческая жизненная стратегия; 2) инфантилизм проявляется в отдельных сферах общественной жизни («бытовой инфантилизм», «политический инфантилизм» - отстраненность личности и отдельных социальных групп от политической жизни общества, снижение или полное отсутствие интереса к политике, политическая безграмотность, «профессиональный (субъектно-деятельностный) инфантилизм»).

Факторы, которые существенным образом оказывают влияние на развитие социального инфантилизма у учащихся высших учебных заведений, можно разделить на:

Экономические. Сюда относится нехватка денежных средств, в следствие чего молодежь вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей;

Духовные. Потеря нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости, вместо этого доминирует потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, подчиненность поведению толпы. Проблема «отцов и детей» - конфликт молодежи с взрослым поколением;

Семья. Несомненно, многие социальные институты влияют на установки и жизненные планы молодежи, а также закладываются основные ценности жизни, однако, семья по-прежнему играет наиболее важную роль в воспитании молодого человека. Действительно молодежь зависит от родителей и не только в материальном плане. Помимо этого, существует еще и психологическая зависимость, которая не позволяет молодым людям становится полностью самостоятельными.

Для преодоления социального инфантилизма среди студенческой молодежи существует ряд профилактических методов. К ним относится преодоление социально-профессионального инфантилизма, которое выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка: диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма. Другая распространенная и эффективная форма профилактики социального инфантилизма — это трудовая терапия. Человек в процессе трудовой деятельности, накапливает опыт, вырабатывает необходимые навыки и умения. Возлагая на себя ответственность в процессе выполнения важных социальных функций, молодой человек формирует те качества, которые положительно влияют не только на его личную жизнь, но и на общественную организацию в целом.

В заключение хотелось бы отметить, что социальный инфантилизм является важной и насущной проблемой среди студентов высших учебных заведений. Полное игнорирование данной проблемы может привести к необратимым процессам, именно поэтому, необходимо вовремя предотвращать появление данного феномена в жизни студенческой молодежи.

Список литературы

Бакулина А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России // Человеческий капитал. - 2014. - №5 (65). - С. 146-151.

Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 2 (14). - С. 128 -136.

Королева Э.В., Ивельская Н.Г., Чернышова А.Л. Социальный инфантилизм среди студентов высших учебных заведений: выдуманная или реальная проблема? // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;

Интернет-документы

Ефимова Г. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества [Электронный ресурс] / Г. Ефимова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://naukovedenie. ru/PDF/09PVN614.pdf (Дата обращения: 22.01.2020).

Инфантилизм - характеристики и разновидности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/infantilizm_-_harakteristiki_i_raznovidnosti (дата обращения: 22.01.2020).

Просмотров работы: 147