Тема урока: Равнобедренная трапеция
Цель: изучить понятие равнобедренной трапеции, сформулировать и доказать ее свойства, применить понятие равнобедренной трапеции в решении задач.
Задачи урока:
образовательные:
формирование у учащихся понятия “трапеция”;
умений называть элементы и виды трапеции;
умений доказывать свойства трапеции и применять эти свойства при решении простейших задач.
развивающие:
развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать объекты по какому-либо признаку;
развитие речи (расширение математического словаря);
соотнесение вербального значения с математическими символами.
воспитательные:
воспитание навыков контроля и самоконтроля при работе в парах;
воспитание правильной самооценки.
воспитание интереса к предмету
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознание ценностей математического знания, как важнейшего компонента познания реального мира.
Предметные: знать определение равнобедренной трапеции и ее свойств.
Метапредметные: сформировано умение организовать свою деятельность, определять её цели, умение вести самостоятельный поиск и отбор информации, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Тип урока: урок изучения нового с элементами исследования.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная. групповая.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Вре мя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1.Организационный этап. Актуализация знаний |
10 мин. |
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; Слайд1: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Ивановна, сегодня я буду вести у вас уроки математики. Уверена, что мы с вами эффективно поработаем. Сегодня мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой и выясним какие свойства она имеет |
Приветствие учителя, гостей Подготовка рабочих мест Включение в деловой ритм урока, |
самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний |
5 мин |
На слайде изображены различные выпуклые четырёхугольники. Среди них известные ребятам параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб и новый четырёхугольник (трапеция). Вспомните, с какими четырехугольниками и их свойствами вы хорошо знакомы? Выберите верные утверждения: Параллелограмм это четырехугольник, у которого стороны попарно равны.( да ) Сумма углов четырехугольника 1800.( нет) Противоположные углы параллелограмма равны .( да) Диагонали параллелограмма равны (нет) Диагонали ромба пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.( да) Параллелограмм это четырехугольник у которого стороны попарно параллельны.( да) Квадрат является ромбом.( да) Диагонали прямоугольника равны.( да) Диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом. ( нет) Диагонали ромба являются биссектрисами его углов.( да) |
Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. |
осознание ценностей математического знания, как важнейшего компонента познания реального мира |
3.Ихучение нового материала |
15 мин |
Назовите основные элементы того четырехугольника, который вам еще не знаком ( трапеции: стороны, углы, диагонали) Сегодня мы изучим этот четырехугольник Что интересует геометров при изучении фигур в первую очередь? (Соотношения между сторонами и углами.) Какова цель нашего исследования? (Выявить соотношения между элементами трапеции, изучить другие особенности этой фигуры.) Посмотрите на чертеж. Сформулируйте гипотезы о свойствах этих элементов (Углы при основании равнобедренной трапеции равны. Диагонали равнобедренной трапеции равны. Диагонали равнобедренной трапеции, пересекаясь, образуют два равных и два равнобедренных треугольника.) Сформулируем другие особенности трапеции. (Высоты, проведенные из вершин меньшего основания, отсекают от нее равные прямоугольные треугольники. Диагонали разбивают трапецию на два равных и два равнобедренных треугольника.) Можно ли считать, что мы изучили фигуру? (Нет. У нас только гипотезы.) Сформулируем и докажем теоремы. (Трапеция называется равнобедренной, если ее боковые стороны равны.) Проговорить свойства равнобедренной трапеции в общеутвердительной форме. |
Отвечают на вопросы, активно учувствуют в диалоге, Знакомятся с новой темой |
Знают определение равнобедренной трапеции и ее свойств сформировано умение организовать свою деятельность, определять её цели, умение вести самостоятельный поиск и отбор информации умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами |
4.Закрепление умений и навыков. |
5 мин |
Применение понятия. К доске приглашаются по одному ученику. Задача 1. В равнобедренной трапеции основания равны 4 и 6 диагональ равна . Найти боковую сторону. Задача 2. В равнобедренной трапеции с углом 60, разность оснований равна 5 см. Найти боковую сторону трапеции. Задача 3. Диагонали равнобедренной трапеции перпендикулярны и равны , а ее меньшее основание 5 см. Найти большее основание трапеции. |
Выполняют задания, проверяют друг друга |
умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами |
V. Рефлексия: |
5 мин |
На уроке я узнал... Мне было интересно, что ... Я разобрался в том, что... Мне стало понятно ,что... Мне было увлекательно.. Я познакомился ... Домашнее задание |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. |
дают адекватную оценку и самооценку своей учебной деятельности |