История и современность: духовные связи между воинами Вооруженных сил государств – участников СНГ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История и современность: духовные связи между воинами Вооруженных сил государств – участников СНГ

Асланян Р.К. 1, Романова В.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Важными отличительными чертами Советского Союза являлись единство и дружба всех народов, проживавших на его территории. С особой силой дружба народов проявлялась в годы Великой Отечественной войны. Готовясь к нападению на СССР, главари фашистской Германии рассчитывали на распад Советского многонационального государства, но вопреки их ожиданиям, с первых дней войны люди разных наций и народностей сплотились в борьбе с фашизмом.

В рядах Красной Армии сражались представители всех народов Советского Союза. Во время войны были сформированы и отправлены на фронт десятки национальных дивизий и бригад из РСФСР, Закавказья, Казахстана, Средней Азии и Прибалтики. Братское боевое содружество народов СССР проявилось с первых дней войны. Например, среди защитников Брестской крепости были представители более 30 национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, чеченцы, евреи и т.д.

В битве за Москву бессмертный подвиг совершили 28 бойцов 316 стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова, которая была сформирована летом 1941 г. в Казахстане.

А в дни Сталинградской битвы знаменитый «Дом Павлова» защищала группа гвардейцев, среди которых были представители многих народов СССР.

Дружба народов союзных республик и областей РСФСР, временно оккупированных фашистами, была важной основой всенародного партизанского движения. В партизанских отрядах на территории Белоруссии, Украины, Прибалтики и РСФСР героически сражались представители всех народов СССР. Единство и сплоченность советских людей имели большое значение во время эвакуации населения западных районов СССР на восток страны. В кратчайшие сроки огромное количество людей, материальных ресурсов, оборудование промышленных предприятий было вывезено на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. На новом месте люди находили помощь и поддержку местного населения, получали питание и временное жилье, делились между собой всем необходимым. Это позволило быстро наладить на новом месте промышленное производство военной техники, оружия, необходимых для фронта боеприпасов.

Одним из важных источников победы СССР в Великой Отечественной Войне являлся патриотизм советского народа. Люди воспитывались в духе верности Родине, готовности отстоять ее свободу и независимость. В рядах Красной Армии патриотическим воспитанием занимались военные комиссары и политработники. С первых дней войны патриотизм советского народа проявился в массовом героизме и самоотверженности воинов на фронте, в создании отрядов народного ополчения, партизанском движении на оккупированной территории.

Яркими примерами патриотизма являются подвиги, совершенные Зоей Космодемьянской, Николаем Гастелло, Александром Матросовым, комсомольцами «Молодой гвардии». Эти люди отдали жизни за свою родину, за свое Отечество. Именно поэтому войну назвали Великой Отечественной.

В суровые годы войны наиболее ярко проявились мужество, героизм, патриотизм, способность к самопожертвованию советских людей, единство всех народов в борьбе с общим врагом. Все это явилось источником победы Советского Союза над фашистской Германией.

Распад Советского Союза принес не только территориальные изменения на карте мира, но и разрушил созданный долговременный межнациональный братский мир. Некогда братские народы стали чужими.

Единство народов – важный фактор победы.

В грозном сорок первом у с. Дьяково Ворошиловградской области политрук Хусен Андрухаев, молодой талантливый поэт, писатель, журналист, после гибели командира роты поднял бойцов в контратаку. Противник, во много раз превосходивший атакующих, окружил красноармейцев, стремясь захватить их в плен. Андрухаев стал прикрывать отход бойцов и один оказался в окружении фашистов. Политрук отстреливался до последнего патрона. Окружившие его немцы кричали: «Сдавайся, Рус!» Он крикнул: «Русские не сдаются!», и связкой гранат подорвал себя и фашистов.

После боя немцы, посмотрев его документы, были удивлены, что эти слова произнес кавказский горец. Ведь им доносили, что на Кавказе все народы перебегут к немцам, как только они там появятся. Об этих последних минутах Андрухаева рассказал пленный немец. Информация попала в газету и фраза «Русские не сдаются» очень понравилась Сталину, и он позже ее не раз использовал. Хусену Андрухаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, сегодня появились люди, готовые увидеть в его предсмертных словах «слепой фанатизм», результат «большевистской пропаганды» или едва ли не предательство своего народа. Хотя он сам в минуту смертельной опасности осознавал себя просто сыном многонациональной единой страны [3, c. 13].

Лазарь Дзотов из осетинского села Дур-Дур под Воронежем повторил подвиг Матросова. Смертельно раненый отважный офицер собственной кровью на страницах комсомольского билета написал обращение к потомкам. И он считал себя сыном великой многонациональной страны.

Таким примерам несть числа. Молодые парни и девушки жертвовали своими жизнями, чтобы отстоять свободу Родины. Особенно важно это было в начале войны, когда вопрос «кто кого» стоял крайне остро. И подвиги эти имели особую цену, чем спустя месяцы и годы. И самое главное – никто не спрашивал, кто какой национальности… Все были «детьми одной матери – Родины России», – как потом в сорок четвертом перед расстрелом скажет разведчик сержант аварец Абдулманапов, тоже посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза.

Возникает вопрос – почему в минуты высшего напряжения, связанные с опасностью для жизни, представители малых народов осознавали и считали себя русскими, представителями русского народа.

Дело в том, что Россия всегда была для малых народов старшим братом, никогда никого не завоевывала. Хотя были редкие исключения, когда этого требовала безопасность России, ее геополитические интересы. Более того, русский человек по своему характеру незлобив, готов всегда прийти на помощь.

Приведу один пример из тысячи, наглядно подтверждающий справедливость такой характеристики русского человека, русского народа. Так, во второй половине XIX века единственную на Северном Кавказе гимназию возглавлял Януарий Михайлович Неверов. Его отличала культура русского просвещенца, педагога, мыслителя. Его уважительное, по сути отцовское отношение к гимназистам – горцам, основанное на глубоком знании обычаев, традиций и нравственно – психологических особенностей кавказских народов, отражали в целом дух и настроение передовой русской интеллигенции [4, c. 154].

Неверов ввел в систему обучения и воспитания гимназистов ежегодные конкурсы сочинений. Причем в этих конкурсах активное участие принимали и гимназисты – горцы. Лучшие сочинения печатались в различных изданиях.

Неверов не скрывает своего восторга, когда после очередного конкурса первыми оказались абазин Кешев и осетин Тхостов. «…Замечательное явление, – пишет Неверов, – что в русской гимназии на 350 учащихся русских и 20 горцев торжество успеха оказывается на стороне такого меньшинства».

Успехи гимназистов-горцев Неверов объясняет удивительно глубоко и тактично. «Россия открыла для горцев новое, до сего времени для них неизвестное поприще умственной деятельности, – пишет он – И по природе свежих натур горец, принявшись за перо и книгу, предается им с такой же страстью, с каким он до сего времени предавался войне и наездничеству… Из сорока горцев, в настоящее время находящихся в гимназии, нет ни одного тупого». И далее: «…горцы так честолюбивы…что эта черта характера служит одним из главных двигателей их успехов: в науке, как и на войне, горец ищет славы, дорожит ею выше всего… Долг наш – с братской любовию принять их в общечеловеческую семью, и эту любовь они способны оценит вполне. Их свежая, девственная, но вместе с тем пламенная натура только такой любовию и может быть направляема к добру».

Общеизвестно, что горцы Северного Кавказа на добро отвечают добром, на любовь – любовью. Уважительное отношение передовой русской интеллигенции к горцам не осталось «улицей с односторонним движением» [5, c. 123].

Свежий пример. Спустя много десятилетий, когда националисты-бандеровцы после вооруженного переворота в Киеве стали уничтожать русскоязычное население в Донецкой и Луганской областях, первыми на помощь прибыли добровольцы из Осетии (Северной и Южной), Чечни, Абхазии; казаки Дона, Кубани. А бывший глава РСО-Алания Таймураз Мамсуров заявил: «Жаль, возраст и занятость не позволяют, а то бы и я там был». Трудно обвинить его в браваде после мужественного поведения во время  бесланской трагедии.

Русский народ всегда помогал малым народам и в экономическом, политическом, культурном становлении. Вспомним хотя бы послереволюционную политику молодой Советской республики экономического и культурного выравнивания, когда бюджеты союзных, автономных республик на 40, 60, 70 процентов дополнялись из бюджета РСФСР [1, c. 23].

Не могу не обратиться к записям в дневнике философа и психолога русской души Федора Достоевского, где он тонко подмечает особенности русских людей: великодушие, незлобивость.

«Во время Севастопольской кампании, – пишет Ф. Достоевский, – раненых французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо». «Разве тут не Христос, и разве не Христов дух в простодушных и великодушных, шутливо сказанных словах». И во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. солдат кормит измученного в бою и захваченного в плен турка, приговаривая: «Человек тоже, хоть и не христианин». Интересен вывод Достоевского: «Особенно ценно то, что у русских нет злопамятности. Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют» [5,c.43].

Думаю, что эти и другие добродетели русского народа служили нравственным скрепом многонационального союза, и в минуты тяжких испытаний для русского народа, младшие братья не разбегались по «национальным квартирам», не прятались за «национальным частоколом», становились монолитной стеной рядом со старшим братом – русским народом и одолевали врага.

Настоящим испытанием братского союза народов стала Великая Отечественная война. Общеизвестно, что единство и братство народов стали одним из главных факторов победы.

Накануне 75-й годовщины Великой Победы, когда разного рода националисты, сатанисты-бандеровцы продолжают настоящую травлю ветеранов – фронтовиков, уничтожают памятники Героям Великой Отечественной войны, ставят на одну доску СССР и фашистскую Германию, Сталина и Гитлера, наш святой долг – еще и еще раз мысленно вернуться к истокам массового героизма и самопожертвования миллионов людей разных национальностей во имя спасения Родины.

Этого требует долг перед павшими и живыми, наконец, будущее наших республик.

Это важно еще и потому, что в последние годы активизировались разного рода экстремистские организации, провозгласившие лозунги из фашистских «запасников»: «Россия для русских», «Черных – вон из России», «Хватит кормить Кавказ» и т. д.

С тревогой и болью приходится констатировать, что беда пришла в наш многонациональный дом. После уничтожения Советского Союза народы-братья оказались разменной монетой в руках политических авантюристов, националистов разных мастей, у которых в уме только власть и деньги [3, c. 234].

Так называемые «лидеры» национальной интеллигенции (историки, философы, политологи) подбрасывают в обиход некорректные понятия: вместо «дружбы и братства народов» – «толерантность», вместо «национализма и шовинизма» – «ксенофобия» и т. д.

Стыдно и больно смотреть, как наших бывших братьев из национальных республик, прибывающих из Средней Азии, Молдавии на заработки, чтобы прокормить свои семьи, именуют презрительно-уничижительно – «гастарбайтеры», считают людьми второго сорта. Больно и обидно видеть тысячи беженцев из братской Украины, спасающих свои жизни от бандеровских недобитков и их покровителей.

А ведь всего несколько десятков лет назад эти народы монолитной стеной вместе с русским народом встали на защиту общей Родины и одолели фашизм.

После трагического распада Советского Союза мы перестали отдавать должное важному фактору нашей победы – единству и дружбе народов СССР. Более того, этот фактор подвергается извращению и осмеянию. «Освенцим освободили украинцы», – простодушно-глуповато заявил польский министр иностранных дел Гжегож Схетына; «мы все еще хорошо помним советское вторжение на Украину и в Германию», – ошарашил мир плутоватый бывший украинский премьер Яценюк; «…Гитлер вместе со Сталиным начали кровавую бойню Второй мировой войны и попытались разделить и расколоть Европу», – заявил президент Порошенко.

Общеизвестно, что история войн свидетельствует, что в конечном итоге победу одерживает та из воюющих сторон, у которой превосходство в военной мощи. Военная мощь, как известно, это совокупность экономического, социального, морально-политического, научно-технического и собственно военного потенциала. Победа, таким образом, есть результат материального и духовного превосходства над противником. Но сами по себе потенциалы не могут стать решающей силой, не способны материализоваться, перерасти в факторы победы без соответствующих государственных, военно-специальных механизмов, социально-психологических условий [6, c. 65].

История знает немало примеров, когда превосходство в военной мощи не было реализовано по причине отсутствия условий ее запуска.

Одним из таких условий, пусковых механизмов реализации военной мощи является поддержка народом целей войны. Если государство ведет справедливую войну, цели войны совпадают с интересами народа, то народ поддерживает эту войну. Поддержка народом такой войны перерастает в активность населения и в тылу, и на фронте.

Активность населения воюющих сторон выступает, таким образом, условием эффективного функционирования и наращивания всех составляющих военной мощи, перерастания потенциалов в действующие факторы. В условиях же многонационального государства ситуация несколько сложнее.

Активность населения многонационального государства помимо справедливых целей войны, социальной ориентированности режима зависит в значительной степени еще и от той национальной политики, которую государство вело до войны, от сложившихся между нациями экономических, культурных связей. Наконец, активность, единство народов в условиях войны зависит и от политико-экономического положения, национально-психологических особенностей ведущей, основной, коренной нации страны, ее отношения к другим, даже самым немногочисленным народам.

В истории войн многонациональность всегда была слабостью государства в войне. На это рассчитывало руководство фашистской Германии. Оно надеялось не только на силу своей военной машины. Фашистские главари были уверены, что при первых ощутимых ударах гитлеровской армии многонациональное Советское государство распадется, представители нерусских народов разбегутся по «национальным квартирам». Гитлер и его окружение исходили из ложного представления о непрочности нашего государства, считали его «колоссом на глиняных ногах», «этническим конгломератом», лишенным внутреннего единства. Именно на этой придуманной концепции был разработан план «Барбаросса». Гитлеровцы надеялись и на то, что путем идеологических и психологических диверсий они смогут натравить народы СССР друг на друга, «вбить клин» между ними.

Так, в одной из директив фашистского командования указывалось: «В Прибалтийских странах следует использовать в интересах Германии противоречия между литовцами, латышами, эстонцами и русскими… На Юге использовать возможное наличие противоречий между украинцами и великороссами… На Кавказе использовать противоречия между грузинами, армянами, татарами и русскими». В одном из своих выступлений Гитлер прямо заявил: «Наша политика в отношении народов, населяющих широкие просторы СССР, должна заключаться в том, чтобы поощрять любую форму разногласий и раскола».

План уничтожения СССР предполагал территориальное расчленение государства, физическое уничтожение одной и порабощение другой части населения, использование материальных и культурных ценностей страны в интересах Германии.

Расчленение Советского Союза предусматривало создание пяти рейхскомиссариатов: «Балтенланд» («Осталанд»), «Украина», «Кавказ», «Россия» («Московия»), «Туркестан» [2, с. 268].

Война показала, что надежды руководителей фашистской Германии на слабость многонационального Советского государства, на возможность посеять рознь между русскими и другими народами нашей страны оказались беспочвенными. Многонациональность государства, являвшаяся испокон веков его слабостью, превратилась в Великую Отечественную войну в мощный фактор победы [7, c. 87].

Многие фальсификаторы этот феномен ставят под сомнение, разглагольствуя о мнимом «показушном» единстве, о дружбе из-под палки» и так далее. Подобные утверждения не заслуживают даже поверхностного внимания. Вместе с тем ряд авторов становление единства и дружбы народов относят только к советскому периоду российской истории, рассматривают его как результат лишь большевистской национальной политики, выдвигая тезис сомнительного содержания: «Россия была тюрьмой народов».

Трудно согласиться с этим утверждением, ибо все без исключения народы, проживавшие на территории бывшей Российской империи в силу хозяйственно-экономических и военно-политических причин, как мы уже отметили, веками сотрудничали с русским народом. Трудолюбие, доброжелательность русских людей вызывало уважение к ним со стороны других народов. Этим во многом объясняется стремление к дружбе и сотрудничеству с ними, нередко – обращение с просьбой о заступничестве от иноземных завоевателей.

Добровольный союз с Россией благотворно сказался на экономическом, духовном, культурном развитии многих этносов. Они всегда находили общий язык, поддержку у русского народа, и отвечали взаимностью.

Так что народам Советского Союза было что терять. Народам Советского Союза было что защищать. Гитлеровские стратеги рассчитывали встретить сопротивление армии, а встретили сопротивление всего многонационального народа.

Единство и дружба народов выразились, прежде всего, в стремлении каждого человека любой национальности с оружием в руках защищать свою Родину. В Казахстане за 1941–1942 годы было подготовлено 280 тысяч воинов и отправлено на фронт более 12 дивизий и отдельных бригад. По несколько дивизий отправили Узбекистан и Таджикистан, Киргизия и Азербайджан, Грузия и Армения, республики Прибалтики и другие. Всего в национальных республиках было сформировано и отправлено на фронт свыше 80 дивизий и отдельных бригад.

Национальные формирования действовали в общем строю со всеми частями Красной Армии. Героически сражались у стен Сталинграда казахские и узбекские соединения. В боях за Одессу прославилась 95-я Молдавская дивизия. 201-я латышская стрелковая дивизия отстаивала Москву. На Дону героически сражалась 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. От Кавказа до Берлина пронесли свои знамена Армянская и Азербайджанская стрелковые дивизии.

Боевая дружба советских народов проявилась на всех фронтах Отечественной войны. В Бресте насмерть стояли представители более 30 национальностей. Среди удостоенных звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра представители 32 национальностей. Подвиг Гастелло повторили 400 человек. Среди них армянин С. Айрапетов, украинец Г. Хапай, русский А. Авдеев, казах Абдиров, грузин И. Джингарадзе, абхазец К. Агрба, мордвин В. Пенигин, чуваш В. Ефремов, еврей И. Шварцман.

Более 300 воинов повторили подвиг А. Матросова. В их числе украинец А. Шевченко, узбек Т. Эрджигитов, грузин А. Кавтарадзе, армянин У. Аветисян, абхазец В. Пачулия, бурят Баторов, осетины Л. Дзотов и

А. Калоев, мариец З. Прохоров, эстонец И. Лаар, молдаванин И. Солтыс, казах Баймагамбетов, киргиз Ч. Тежбердиев и многие другие [8, c. 98].

Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе 8182 русских, 2072 украинца, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 91 армянин, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 37 осетин, 18 марийцев и другие.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда советских полководцев. Среди них: русские Н.Н. Воронов, Л.А. Говоров, Г.К. Жуков, И.С. Конев, Н.И. Крылов, украинцы А.А. Гречко, П.С. Рыбалко, К.С. Москаленко, С.М. Штеменко, белорусы Л.М. Доватор, И.И. Якубовский, армяне И.Х. Баграмян, А.Х. Бабаджанян, И.С. Исаков, грузины К.Н. Ле-селидзе, П.Г. Чанчибадзе, А.Н. Инаури, осетины И.А. Плиев, Г.И. Хетагуров, Х.Д. Мамсуров, калмык О.И. Городовиков и др.

Есть осетинское село Коста-Хетагурово в Карачаево-Черкесии (бывший Ставропольский край). В первые же дни войны 800 юношей и девушек из этого села ушли на фронт. Все они (большинство посмертно) были награждены боевыми наградами, а трем: Г. Бутаеву, А. Козаеву, А. Ка-лоеву было присвоено звание Героя Советского Союза (Г. Бутаеву и А. Ка-лоеву – посмертно). Пять семей этого села потеряли на войне по четыре сына, девятнадцать – по три, пятьдесят – два по два, двести сорок три – по одному.

В Северной Осетии из семьи Габайраевых ушли на фронт восемь братьев, и все погибли. Не вернулись с фронта и семь братьев Газдановых. Это им, братьям Газдановым, благодарные потомки установили памятник у дороги Владикавказ – Алагир в образе летящих журавлей. В свое время Расул Гамзатов, побывав у памятника, был потрясен настолько, что в тот же день написал стихи «Журавли», а Ян Френкель сочинил музыку на эти слова. Без преувеличения, песня «Журавли» стала трагическим гимном – памятником всем погибшим на войне.

Храбро сражались и восемь братьев-евреев Драгунских. Четверо из них погибли в боях, а Давид Драгунский стал дважды Героем Советского Союза, генерал-полковником.

Трагическая статистика! Но это должны знать, в первую очередь, люди, в одночасье ставшие «манкуртами», «иванами, не помнящими родства».

В 1943 году политрук Ю. Казьмин писал с фронта: «Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что деремся не только за свою жизнь; мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика…».

Доказательством утвердившегося единства и дружбы народов, сплочения армии, мобилизации бойцов были письма-наказы к воинам-землякам.

Так, в письме трудящихся Узбекистана воинам-землякам от 31 октября 1942 года говорилось: «Вольный сын и свободная дочь узбекского народа… В дом твоего старшего брата – русского, в дом твоих братьев – белоруса и украинца – ворвался германский басмач… Но дом русского – также и твой дом. Помни, что… ты клялся не дать в обиду своих братьев – советские народы…». Это письмо подписали 2,5 млн. узбеков. Такие письма-наказы шли сотнями тысяч.

Так свой последний боевой вылет славный сын татарского народа Шамиль Абдрашитов совершил 3 мая 1944 г. для уничтожения вражеской авиации на аэродроме мыса Херсонес под Севастополем. Лейтенант Абдрашитов в группе из шести «яков» вылетел ведущим на штурмовку аэродрома. Подойдя к цели со стороны моря, советские летчики сбросили на плотно стоящие самолеты осколочные бомбы и открыли огонь из пушек и пулеметов. Врагу был нанесен мощный удар. Когда Шамиль выходил из атаки, к нему на хвост внезапно пристроился «фоке-вульф» и открыл огонь. Лейтенант был ранен, самолет поврежден и плохо слушался рулей. Из мотора вырывалось ярко-оранжевое пламя. Оно лизануло поверхность фюзеляжа, полыхнуло в кабину. Шамиль оставил горящую машину, выпрыгнув с парашютом. Под ним было Черное море. Заходящее солнце кровавило гребни вол, навсегда скрывшие от Шамиля далекие береговые очертания родной земли…. [7, с. 91.]. Материал о летчике Шамиле Абдрашитове предлагается использовать на мероприятиях воспитательного характера как пример мужества и героизма (см. приложение).

Огромным событием для воинов на фронте являлись встречи с делегациями из родных республик. Так, одну из частей Донского фронта посетили представители Башкирии. После теплой встречи делегация подарила воинам полотно с надписью: «Национальностей в нашей стране много, а Родина – одна, и все мы ее сыновья. Постоим же за землю родную».

Единство и дружба народов СССР проявились и в героических буднях тыла. Победа ковалась в цехах заводов и фабрик, колхозах и совхозах, в шахтах и на транспорте, лабораториях ученых всех наций и народностей страны. Особенно велик вклад в дело обороны страны республик Средней Азии и Закавказья, Казахстана и Поволжья, Урала, районов Сибири, которые превратились в индустриальную базу фронта [1, c. 16].

В эти районы перебазировались сотни предприятий с оккупированных территорий. Там же строились новые предприятия, выпускавшие необходимое для фронта. Так, в Узбекской ССР была создана авиационная промышленность, построены заводы по выпуску боеприпасов и другой военной техники, хотя до войны здесь вообще не производились военная продукция. Уже к 1942 году четверть всей выпускаемой продукции была военной.

Трудящиеся Казахстана в войну поставляли 85 % всего производства свинца в стране, 70 % полиметаллических руд, 60 % марганцевой руды. Из каждых десяти пуль, выпущенных по врагу, девять были отлиты на Чимкентском и Лениногорском свинцовых заводах. Каждые семь из десяти самолетов, большая часть танков и автомашин Советской Армии работали на топливе из нефти, поставлявшиеся нефтяниками Азербайджана и Грозного. В годы войны Азербайджан давал более 70 % нефти, добываемой страной.  Редкие металлы поставляла Киргизия. К 1944 году выпуск Военной продукции вырос в 3,5 раза. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» люди в тылу работали по-фронтовому. За годы войны выпуск военной продукции на Урале возрос в 3,6 раза, в Сибири – в 2,8, в Поволжье – в 2,64 раза.

Многонациональный Союз народов ценой огромных жертв и лишений победил фашизм в самой кровопролитной из всех войн в истории человечества.

Но, к великому сожалению, после войны нам была навязана «холодная война» нашими бывшими союзниками, которая не без помощи предателей в верхушке власти закончилась уничтожением великого и уникального многонационального государства – Советского Союза. Уничтожение СССР – величайшая геополитическая трагедия XX века, – говорил В.В. Путин. Эта трагедия унесла жизни миллионов людей. И в страшном сне не приснилось бы, что два братских народа, русский и украинский (по сути – один народ), окажутся разменной монетой самоуверенно-нахальной имперской политики США [9, c. 101].

Государственный переворот, совершенный наследниками фашистских палачей Бандеры и Шухевича превратил Украину в центр распространения фашистско-бандеровской заразы. А карманные средства массовой информации вдалбливают рядовым украинцам, что главный их враг – «проклятые москали», и единственный путь к спасению – вступление в НАТО и Европейский Союз.

Кстати, многие наши «братья» по СССР уже достаточно основательно хлебнули все прелести «европейского общего дома».

И тем не менее наша дружба имеет глубокие и крепкие корни и, вне всякого сомнения, имеет будущее, ибо она омыта кровью наших предков, завоевана ценой миллионов жизней лучших сыновей и дочерей всех без исключения народов СССР.

Аспекты сотрудничества стран СНГ.

Формирование общего культурного пространства стран-участниц Содружества Независимых Государств явилось ответом народов постсоветского пространства на разрушение советской культуры. Несмотря на различные цели, которые ставили политические элиты, возглавлявшие новые независимые государства, сложились на основе практики формы сотрудничества, которые удовлетворяли потребности народов на сохранение общих культурных достижений советского времени и дальнейшее взаимодействие и взаимообогащение культур.

В ряде случаев практика культурного взаимодействия опережает развитие политического и экономического сотрудничества, создавая благоприятные условия для продвижения в различных областях взаимодействия государств. Появляются формы сотрудничества в сфере культуры, которые могут позволить участникам Содружества выступать совместно на международной арене. Важно, чтобы новые тенденции вовремя замечались политическими элитами и умело использовались в общих интересах Содружества Независимых государств.

На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств-участников Содружества, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.

31 мая 2019 г. в Ашхабаде состоялось заседание Совета глав правительств СНГ. В ходе встречи особое внимание было уделено вопросам предания экономикам стран Содружества инновационного характера, борьбы с контрафактной продукцией, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, развития современных механизмов таможенного регулирования перемещения товаров. Подписаны соответствующие международные договоры в данных областях, принято решение о разработке проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества на период до 2030 г.

Важное место во взаимодействии Российской Федерации со странами Содружества отводится ежегодным встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ, которые проводятся начиная с 2013 года. Подобные, ставшие уже регулярными, мероприятия являются одной из востребованных площадок для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам, касающимся обеспечения безопасности и противодействия терроризму.

Для придания системности и согласованности этой деятельности компетентных органов государств Содружества разрабатываются и утверждаются целевые среднесрочные программы. В 2018 году Совет глав государств СНГ одобрил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы, впервые объединившую пять специализированных программ.

Важной составляющей в противостоянии преступным действиям является подготовка высококвалифицированных кадров. Для реализации этой цели более десяти учебным заведениям государств-участников СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан) придан статус базовых организаций Содружества, в которых каждый год проходит обучение по различным направлениям несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов.

В части реализации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в области обеспечения информационной безопасности Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» (ФГУП ВНИИПВТИ), которое является базовой организацией государств-участников СНГ по методическому и организационно-техническому обеспечению работ в области информационной безопасности и подготовке специалистов в этой сфере, выполнило следующие мероприятия: разработана новая редакция Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года, и доработан проект Плана действий по ее реализации на период до 2025 года на основании одобренного проекта Концепции изменений и дополнений в Стратегию (решение №49/20 от 15–16 июля 2014 года совместного заседании Совета глав администрации связи Регионального содружества в области связи (АС РСС) и Координационного совета государств участников СНГ по информатизации при РСС, Астана, Республика Казахстан);подготовлен проект аналитического доклада Совету глав правительств СНГ о текущем состоянии, проблемах и первоочередных задачах обеспечения информационной безопасности в СНГ;подготовлены предложения о создании инфраструктуры аудита безопасности межгосударственных информационных систем и электронных информационных ресурсов;разработан проект документа «Требования к служебным носителям для защиты персональных данных»;подготовлены первые редакции проектов модельных законов «Об электронном правительстве» и «О трансграничном информационном обмене электронными документами».

Проекты модельных законов направлены в секретариат Совета Межпарламентской ассамблеи государств (МПА) участников СНГ для последующего рассмотрения на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту.

В настоящее время Базовой организацией завершается подготовка предложений об использовании ИКТ-изделий, содержащих криптографические функции, и регулировании их импорта / экспорта. В части реализации Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности, РФ и Республика Беларусь выполнили внутригосударственные процедуры и представили в 2014 году перечень уполномоченных органов ответственных за реализацию соглашения.

Активно развивается военное сотрудничество в рамках Содружества, фундамент которого составляет деятельность Совета министров обороны СНГ и его рабочих органов. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года и других основополагающих документов, определяющих отношения стран в военной сфере. На заседании Совета министров обороны СНГ в Анапе 5 июня 2019 года были одобрены Концептуальные подходы к развитию военного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2025 года, которые будут положены в основу обновленной Концепции.

В настоящее время функционирует ряд совместных систем военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.). Ключевым  элементом взаимодействия  является проведение совместных мероприятий. Содержание военного сотрудничества во многом определяется характером взаимных интересов государств Содружества, постоянно обогащается и дополняется.

Активно развивается сотрудничество на пространстве СНГ в культурно-гуманитарной сфере. На заседании Совета глав государств (СГГ) СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, включая принципы и формы взаимодействия в этих областях на перспективу.

На заседании СГГ СНГ в Минске 28 ноября 2006 г. подписано Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ (СГС). Совет ведет работу по координации деятельности СНГ в гуманитарной сфере.

На заседании Совета глав правительств СНГ 25 мая 2006 г. в Душанбе подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Россия, Таджикистан и Узбекистан.

При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.

Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. На заседании Совета глав государств СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи принято решение об объявлении 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. На заседании Совета глав государств СНГ 28 сентября 2018 г. в Душанбе принято Решение об объявлении в СНГ 2021 г. Годом архитектуры и градостроительства.

Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. XIV Форум прошел 15-16 мая 2019 г. в Ашхабаде.

В культурной сфере между государствами – участниками СНГ действуют соглашения: о сотрудничестве в области культуры (15 мая 1992 г.); о сотрудничестве в области кинематографии (10 февраля 1995 г.); о сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (16 апреля 2004 г.).

26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.

Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи было утверждено решение «О реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Республике Армения (г. Горис), в 2019 году – в Республике Беларусь (г. Брест), в 2020 году – в Республике Казахстан (г. Шымкент)». На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. (г. Душанбе) принято Решение о реализации межгоспрограммы в 2021 г. в Таджикистане, объявив Культурной столицей Содружества в 2021 г. Душанбе.

В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацией этого направления работы занимается приступивший к практической деятельности в 2010 г. Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств-участников СНГ.

Продолжается реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.

Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, особо акцентировав стремление государств-подписантов к осуществлению согласованной образовательной политики. В качестве инструмента реализации достигнутых договоренностей в 1997 г. был учрежден отраслевой Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.

Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.

2 марта 2017 года в Российской государственной библиотеке прошло совещание по вопросам создания Единой электронной библиотеки СНГ. На встрече присутствовали специалисты из библиотек Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана. Идея создания Единой электронной библиотеки СНГ возникла давно. Первым серьёзным шагом в этом направлении можно считать проект СОНЕГОС (сокращенно от Содружество Независимых Государств). Инициированный в самом начале 2000-х годов, СОНЕГОС должен был представлять собой активно используемое и пополняемое хранилище данных об истории библиотек, особо ценных фондах и коллекциях, электронных каталогах, полнотекстовой информации, изобразительных материалах. Иными словами, программа была нацелена на создание портала для входа в интернет-сообщество библиотек СНГ, на объединение их информационных ресурсов [9, c. 112].

Другой пример международного сотрудничества по интеграции электронных ресурсов – проект «Золотая коллекция Евразии», стартовавший в 2010 году в рамках деятельности Библиотечной Ассамблеи Евразии (БАЕ). Проект стремится представить выдающиеся и ценные издания, отражающие специфику народов стран СНГ, раскрывающие исторические корни, культурно-духовные связи, взаимодействие между народами Содружества.

Библиотечное сообщество Содружества признаёт, что в эпоху информационного общества устойчивое развитие библиотек и их услуг по обеспечению равноправного доступа к информации и знаниям возможно только в условиях общего библиотечно-информационного пространства, важное место в котором на современном этапе занимают электронные библиотеки.

В апреле 2015 года библиотеки, входящие в Библиотечную Ассамблею Евразии, подписали Соглашение о намерениях создать Единую электронную библиотеку стран СНГ с целью объединения ресурсов библиотек Содружества в единую систему. Среди основных задач Единой электронной библиотеки стран СНГ:

содействие эффективному обслуживанию удалённых пользователей путём организации доступа в режиме 24/7/365;

распространение знаний по использованию информационных ресурсов;

расширение взаимовыгодного сотрудничества с институтами наследия, информационными, культурными, образовательными учреждениями и общественными организациями, в том числе в сфере информационного обмена;

позиционирование библиотек как центров поддержки научной, творческой, социокультурной и образовательной деятельности.

Координатором проекта является Российская государственная библиотека, базовая организация государств – участников СНГ по сотрудничеству в области библиотечного дела, штаб-квартира БАЕ. Участники совещания

1–2 марта 2017 года обсудили возможные пути развития проекта, механизм взаимодействия партнёров; состоялся обмен мнениями по вопросам создания координационного совета и рабочих групп. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

Важным элементом взаимодействия в сфере образования является институт базовых организаций по подготовке специалистов в различных областях. Всего на 1 апреля 2019 г. в рамках СНГ действует 76 базовых организаций в различных областях и направлениях сотрудничества, в том числе 31 базовая организация в гуманитарной сфере [10, c. 111].

Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное РУДН в 2008 г. создание Сетевого университета СНГ (СУ) в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества.

Важную роль в формировании единого информационного пространства в Содружестве играют отраслевые органы СНГ – Совет руководителей информационных агентств, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств-участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации.

Значительную роль в информационном поле Содружества играет работа Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» (МТРК «Мир»). На заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 г. в Ялте была утверждена Концепция информационного телеканала «Мир 24», который с 1 января 2013 г. перешел из тестового режима на полноформатное вещание.

На заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Создан и функционирует Совет по делам молодежи государств-участников СНГ. В рамках заседания СГП СНГ 1 июня 2018 г. в Душанбе был принят Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», который нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах.

Изучение уровня дружественных отношений стран СНГ на примере курсантов Вольского военного института материального обеспечения.

Для того чтобы узнать,на сколько курсанты из стран-членов СНГ осведомлены о Содружестве, его роли, оказании духовного влияния и укрепления дружеских союзов, мы провели письменный анонимный опрос с курсантами. Для этого были взяты учебная группа из подразделения специального факультета и взвод из российских подразделений.

Понимание, что такое Содружество Независимых Государств имеют все. В основном курсанты путают слово«Содружество» со словом «Союз» и отвечают на вопрос ответом «Союз Независимых Государств».

Конкретное количество участников, входящих в Содружество не знает никто. Ответы звучат, что СНГ состоит из бывших стран СССР и имеет около 15-16 участников. На самом же деле СНГ имеет 13 участников: среди них 6 стран основателей (Россия, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан), ассоциация 1 (Туркменистан), наблюдатели 2 (Афганистан, Монголия), 1 страна имеет спорный статус (Украина), а также 3 участника (Азербайджан, Молдовия, Таджикистан).

Для анализа ситуации имеющихся духовных связей был задан вопрос об отношении между курсантами странами-членами СНГ. 58,3 % отвечающих ответили, что имеют хорошие отношения с курсантами из стран СНГ, общаются и развивают межгосударственные отношения. 37,5 % отвечающих курсантов имеют нейтральное отношение к остальным обучающимся из стран СНГ и лишь 4,2 % негативно к ним относятся.

Рисунок 1 Диаграмма отношения курсантов стран СНГ друг к другу

На вопрос, «Влияет ли СНГ на укрепление дружбы между странами участниками СНГ», курсанты ответили следующее:58,3 % отвечающих ответили, что не знают, 25 % ответили «да, именно СНГ укрепляет дружественные связи между странами», лишь 16,7 % ответили, что СНГ не помогает в укреплении духовных связей.

Рисунок 2 Мнения курсантов о роли СНГ в укреплении дружественных связей

На вопрос «В какой стране хотели бы вы жить?», 66,6 % отвечавших не хотели бы оставить свою страну и жить в других государствах. 12,5 % хотели жить в Белоруссии, 16,7 % в Армении и 4,2 % в Кыргызстане.

Исследование показало, что курсанты нынешнего поколения не так уж хорошо знают, а имеют только поверхностные знания о роли и важности СНГ. Для укрепления духовных связей, улучшения дружеских отношений надо с малого возраста знакомить их, рассказать о важности межнациональных связей. Для укрепления регионального мира, мирной и безопасной жизни наших детей, внуков и правнуков мы должны влиять на межгосударственные отношения путем дружбы и дружелюбия с гражданам других государств.

Во время СССР для людей не было разницы, где и в каком ССР они будут жить, везде царили мирные и близкие межнациональные отношения. Таджики жили с кыргызами, армяне с азербайджанцами, абхазы с грузинами и т. д.

После распада Советского Союза люди начали забывать о вековой дружбе наших предков. Сейчас Земля на грани всемирной войны. Вокруг наших государств творится хаос. Братские народы встали друг против друга. Причина войны не значительна, а сами последствия огромные. А для избегания таких катастрофических результатов, надо сеять в наших детях и в нас самих понимание, что дружба – огромная преграда между мирной жизни и войной.

Также с курсантами было проведено тестирование по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова,

О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Методика исследования:

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Изучая уровень толерантности испытуемых с помощью методики «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, мы выявили, что индекс толерантности курсантов национальностей Средней Азии по субшкалам выражены в несколько большей степени по сравнению с группой славянских этносов (табл. 1).

Показатель общей толерантности курсантов был равен 87,5 баллов по всей выборке. В группе представителей национальностей Средней Азии индекс толерантности – 100 это высокий показатель, т. е. испытуемые обладают определенными выраженными чертами толерантной личности (ведущими к размыванию «границ толерантности», которые в свою очередь могут быть связаны с психологическим инфантилизмом, тенденциям к попустительству, безразличием в обществе и т. д.). Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности. В группе славянских этносов и средний индекс равен 75 баллов, что существенно ниже, чем у представителей национальностей Средней Азии. Такие результаты демонстрируют респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Таблица 1 – Результаты исследования по методике «Индекс толерантности»

 

Курсанты славянских этносов

Курсанты из стран СНГ

Этническая толерантность

20

35

Социальная толерантность

30

30

Толерантность как черта личности

35

25

Общая толерантность

75

100

В группе представителей национальностей Средней Азии 35 % продемонстрировали высокий уровень этнической толерантности, т. е. почти половина выделенной нами группы полностью принимает представителей другого этноса, в отличие от группы славянских этносов, где этот показатель составил всего 20 %. В целом курсанты из группы Средней Азии продемонстрировали доброжелательность, вежливость и терпение, высокий уровень сопереживания, при этом почти каждый третий респондент считает нормальным думать, что его народ лучше, чем другие. Показатель этнической толерантности у них статистически выше, чем у курсантов славянских этносов.

Показатель по субшкале «социальная толерантность» составил 30 баллов для всей выборки, что соответствует среднему уровню толерантности.

По показателю субшкалы «толерантность как черта личности» группа представителей национальностей Средней Азии показала значения (25), которые выше, чем у представителей группы славянских этносов (35).

Таким образом, по шкалам «Этническая толерантность», «Толерантность как черта личности» и «Общая толерантность» были выявлены статистически значимые различия между группами курсантов славянских этносов и курсантов из стран СНГ.

Заключение. СССР прекратил существование накануне собственной 69-й годовщины с момента образования. Его распад стал результатом действия целой череды событий. К субъективным факторам относятся просчеты либо, напротив, целенаправленные деяния тех либо других политических фаворитов в процессе, приведшем к исчезновению Союза с политической карты мира.

Но, непременно, основными стали конкретные предпосылки распада СССР. К ним исследователи относят недочеты национально-территориального устройства Союза. Страны, подобные СССР, рано либо поздно разрушаются. Народы, имеющие в рамках таковых «империй» свою государственность, стремятся обрести полную независимость. В разных источниках обращается внимание на то, что в 1917–1921 гг. Независящими пожелало стать большая часть национально-территориальных окраин Русской империи. Образовать единое правительство удалось лишь силой

Пытаясь смягчить последствия распада, большая часть республик объединилось в рамках СНГ. Но, не имея общей стратегии в отношении Содружества, новейшие независящие страны не смогли скоро сделать действенное сотрудничество. В то же время, осознание исторической и культурной близости, также практические суждения диктуют странам Содружества необходимость активизации их усилий в направлении предстоящего развития интеграционных действий в СНГ.

Несмотря на распад СССР, на новые взгляды в истории (причины войны, несуществующие подвиги западных стран, кривотолки о роли СССР в победе) молодому поколению не стоит забывать о том, что именно сила единства советского народа была решающей в победе над фашизмом.

Список использованных источников.

1. Аврус, А.И., Голуб, Ю.Г. Отечество в ХХ веке: от Русской империи до Российской Федерации [Текст] / А.И. Аврус, Ю.Г. Голуб. – Саратов, 1997. – 342 с.

2. Военная история: учеб. для высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации [Текст]. – М.: Воениздат. 2006. – 469 с.

3. Горбачев, М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2 [Текст] / М.С. Горбачев. – М., 1995. – 675 с.

4. Ельцин, Б.Н. Записки президента [Текст] / Б.Н. Ельцин. – М., 1994. – 342 с.

5. История РФ: новейшее время (1945-1999) [Текст]. – М., 2001. – 231 с.

6. Кожевникова, В.И. Единство народов СССР в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В.И. Кожевникова // Юношеская газета. – 2016. – № 3.

7. Копылов, И.С. и др. Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высш. Воен. Авиационного Краснознаменного училища [Текст] / И.С. Копылова, [и др.]. – М.: Воениздат, 1976. – 268 с.

8. Наша родина сейчас: Политический портрет в документах: 1985-1991 [Текст]. – М., 1991. – 234 с.

9. Новая история Отечества. ХХ век. Т. II. М. Проект Контракта о Союзе Суверенных Стран // Горбачев, М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение [Текст] / М.С. Горбачев. – М., 1995. – 543 с.

10. Примаков, Е.М. Годы в большой политике [Текст] / Е.М. Примаков. – М., 1999. – 231 с.

11. Соргин, В. Политическая история современной РФ: 1985-1994 [Текст] / В. Соргин. – М., 1994. – 234 с.

12. Стратегия для РФ: повестка дня для президента-2000 [Текст]. – М., 2000. – 123 с.

Просмотров работы: 11