Студент как субъект саморазвития - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Студент как субъект саморазвития

Баранова А.С. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нынешнее развитие российского образования стремится к стабилизации. Этому поспособствовало прежде всего стабильное развитие России после преобразований конца XX в. в социально-политической и экономической сферах. Именно образование определяет скорость становления России как демократического и правового государства, переход его к рыночной экономике и степень отставания его развития от остального мира в экономике и общественном развитии. Такие тренды и связанные с ними явления, отражающие реалии современной жизни тщательно исследуются учеными самых разных специальностей.

В развитых странах богатство нации составляет примерно на 70-80 процентов именно человеческий капитал, т.к. информация в современном государстве является фундаментальным социальным фактором. Наряду с этим интеллектуальный потенциал человека должен отвечать способности к непрекращающемуся обучению, где требования с каждым годом только увеличиваются. Поэтому академический рост должен дополняться развитием личности, чтобы выпускник вуза был компетентным в своей специальности и смог конкурировать на рынке труда после окончания обучения.

Радикальные изменения, высокий динамизм развития современного общества предполагают возрастание роли личности профессионала, его активности, индивидуального видения событий, способности самостоятельно находить информацию, анализировать и синтезировать ее, принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях, в условиях неопределенности.

Студенческий возраст, являющийся сензитивным периодом, наиболее действенный в профессиональном и личностном развитии. Соответственно, «обучение в средне-специальном и высшем учебных учреждениях видится определенным условием в дальнейшем саморазвитии, выражающейся в стремлении к продолжению образования, освоению смежных специальностей, самосовершенствованию, профессионального развития предметной области» [3, с. 68].

Философия (Ж.Ж. Руссо, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) рассматривает саморазвитие как определение себя в бытии, процесс самопознания. Социология (В.С. Агеев, Ю.А. Левада, З.А. Ядов) связывает саморазвитие с определенными областями жизнедеятельности и отношений. В отечественной психологии саморазвитие личности рассматривали Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Зарубежные исследования процесса саморазвития представлены в трудах Э. Берна, А. Маслоу, 3. Фрейда, Э. Эриксона.

Термин «саморазвитие» ученые рассматривают с разных позиций. Большинство из них сходится во мнении, согласно которому под саморазвитием понимают эволюцию различных качеств личности, протекающую на уровне самобытности личности, где она же является инициатором [4]. Е. Б. Бабошина, Н. Р. Битянова и Л. Н. Куликова рассматривают саморазвитие студента как «сознательный процесс целенаправленного многоаспектного личностного становления и самоизменения личности с целью самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний, которое следует рассматривать через смену саморегуляции личности» [1, с. 80].

При анализе совокупности разнообразных характеристик понятия «саморазвитие» человека, имеющихся в литературе, обращают на себя внимание следующие общие признаки этих характеристик. Саморазвитие — это: 1) человеческая ценность и потребность; 2) результат сознательного целеполагания; 3) духовно-практическая деятельность личности; 4) процесс собственных изменений; 5) процесс, направленный к идеалу; 6) творческий процесс; 7) процесс, протекающий в общении личности; 8) не только единство, но и противопоставленность процессов саморазвития личности и общности; 9) процесс реализации сверхличных ценностей; 10) случайная последовательность переходов через точки бифуркации, обязанные внешним воздействиям на личность.

Что же необходимо для успешного саморазвития студента? Для начала, должны выполняться следующие условия: 1) преодоление и/или избавление от старых привычек; 2) выход за границу зоны комфорта студента; 3) составление стратегии, по которой студент планирует осуществлять саморазвитие; 4) движение вперед несмотря на неудачи. Процесс саморазвития не бывает планомерным, саморазвитие происходит скачкообразно, поскольку личность растет и развивается, преодолевая трудности, обретая новый жизненный и профессиональный опыт.

Однако, самосовершенствоваться не всегда легко, и студенты могут попасть в ситуации, задерживающие их прогресс:

Слишком быстрое и объемное усваивание информации. Студенты должны быть очень внимательными и методичными в выборе стратегии, которой они планируют следовать, чтобы самосовершенствоваться.

Сравнение себя с другими. Студенты могут стать очень требовательными по отношению к себе и могут погрузиться в уныние, пытаясь быть похожими на человека, который, по их мнению, умеет что-то лучше них. Вместо этого им необходимо сосредоточиться на своем собственном прогрессе и помнить, что даже если он невелик, это все равно прогресс и он будет увеличиваться со временем.

Постановка недостижимых целей. Желание что-то изменить - замечательное качество, однако, когда студент пытается себя переделать для достижения нереальных целей, то такое изменение не является продуктивным.

Наличие фиксированного мышления. Вера студента в то, что что-то недостижимо из-за его текущего образа жизни, навыков или черт характера, может препятствовать саморазвитию. В данном случае студенту стоит попытаться изменить свое мышление, чтобы найти реальные способы решения проблемы.

Юношеское саморазвитие — это процесс самостоятельной, целостной, самонаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению нравственного опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.

Ученые выделяют три вида саморазвития студента:

Интеллектуальное саморазвитие — «это активность и развитие личности путем прогрессирующего самодвижения в социальных отношениях, направленных на область психики, характеризующейся видами мышления, стилем мышления, мыслительными операциями, познавательными умениями, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний» [2, с. 10].

Социокультурное саморазвитие – это «развитие студентом себя как субъекта социальных отношений, субъекта коммуникации, межличностного общения, участника общественной жизни, исполнителя различных социальных ролей, потребителя достижений культуры, носителя социальных и культурных ценностей; развитие способности к стабильной жизнедеятельности во благо себя и общества» [Там же].

Профессиональное саморазвитие — «это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека» [6, с. 114]. Оно состоит из внешних условий (которые создаются определенными критериями) и внутренних способностей (ими овладевает сам субъект).

Профессиональное развитие студентов осуществляется поэтапно:

становление (формируется устойчивая мотивация к профессиональному саморазвитию);

закрепление (упрочнение склонности и способности к получению знаний и их применения в учебно-профессиональной деятельности с целью саморазвития и самосовершенствования);

преобразование (совершенствуются навыки учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗа на основе самоанализа и осмысления результатов профессионального саморазвития).

Профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза представляет собой «самоуправляемый и самоконтролируемый процесс формирования и развития профессионально важных качеств личности, актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности, в котором студент выступает и как субъект, и как объект деятельности» [5, с. 44].

Цели обучения и самообразования близки. С развитием информационных технологий в обществе современным студентам открываются все больше путей для саморазвития. Неограниченный доступ к общедоступным источникам информации дает возможность рассмотреть нужную информацию с разных сторон, собирать и анализировать статистические данные различных исследований. Современный студент может работать в сети Интернет с такими областями знаний как робототехника, программирование, нанотехнологии, информационные сети и др. Благодаря чему у студента формируются такие умения как конспектирование, составление тезисов, тайм-менеджмент, проведение поиска необходимых материалов исследований. При оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, а также носит избирательный характер.

Подводя итоги, можно сказать, что постоянное самообразование способствует непрекращающемуся развитию личности, формированию новых познавательных потребностей и интересов, побуждает к творческой работе, открывает путь к наиболее значительному повышению социальной продуктивности учебного труда студента, продвигает студентов к самостоятельному поиску путей решения задачи, к большей инициативе, включая сферу контроля. Самообразование способствует процессу познания жизни и самого себя, формированию убеждений, присвоению системы ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Маралов В.Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 320 с.

Андреева, Ю. В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2006.

Дехаль, С. Г. Обогащение опыта целеполагающей деятельности старшеклассников во временном детском коллективе: На примере Всероссийского детского центра «Океан»: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Новосибирск, 2005.

Серебрянская, О. Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза (На примере изучения иностранного языка): дис . канд. пед. наук: 13.00.08. — Волгоград, 2002.

Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. — М., 2014.

Просмотров работы: 29