НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Игнатьева В.А. 1
1ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нравственное воспитание учащегося высшего образовательного учреждения является неотъемлемой частью современного педагогического процесса и одной из насущий проблем современного образования. К сожалению, как у студентов, так и в целом у молодежи, наблюдаются негативные изменения: доминируют прагматические ценности, эгоцентризм, ориентация на быстрый успех. Отсюда возникает логичный вопрос: что можно сделать в вузе для воспитания достойного студента-гражданина РФ?

Наше государство разработало документ, который называется «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [4]. Формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родине, то есть становление нового гражданского общества и является приоритетной задачей Российской Федерации. Сегодня выделяют большое количество средств решения проблемы нравственного воспитания, и одним из них является вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность.

В связи с этим, цель данной исследовательской работы - рассмотреть связь волонтерской деятельности с нравственным воспитанием студентов, а также влияние данной деятельности на внутреннюю культуру обучающегося.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

Опираясь на исследования в области педагогики и психологии рассмотреть понятия «нравственное воспитание» и «волонтерская деятельность»;

Выделить наличие или отсутствие связи между волонтерством и духовным воспитанием;

Определить, какое влияние оказывает волонтерская деятельность на внутреннюю культуру обучающихся университета.

Объект исследования – воспитание студентов посредством волонтерства. Предмет исследования – средства волонтерской деятельности для духовного развития студентов.

Методы исследования – анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, аналогия, беседа, систематизация опытно-экспериментальная работа.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова нравственность трактуется, с одной стороны, как «правила, определяющие поведение», а с другой - «как духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе» [3].

Становление нравственной воли предполагает диалог человека с сокровенными глубинами своей души, устремляющей его к добру, совершенствованию, что ведет к способности противостоять злу, при этом проявляются терпение и терпимость, позволяющие преодолевать возникающие в жизни проблемы и трудности и противостоять соблазнам.

Волонтерство является популярным движением нашего века и носит гражданский характер. Если прослеживать ее деятельность на протяжении лет, можно отметить, что она является благотворительной, безвозмездной. Данное движение сосредоточено на функции нравственного воспитания, то есть занимается возрождением в молодежной среде, в том числе и среди студентовов, фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

Если поподробнее рассмотреть волонтерскую деятельность, то следует начать с того, что волонтерство в переводе с латинского (voluntarius) означает добровольно [1]. Исходя из этого, можно заметить, что в самом слове заложена вся суть данной деятельности. Люди участвуют добровольно, с минимальным денежным вознаграждением, а иногда даже и без него, все это в их собственных интересах и интересах общества, и движение основывается на принципах самопомощи и взаимопомощи. Первоначально волонтерами считались солдаты-добровольцы. Дело в том, что в Италии, Франции, Англии, Германии в ходе войн призывали людей воевать, но денег на содержание войск чаще всего не хватало, поэтому солдатам говорили, что они будут сражаться за славу и награду. Некоторым этого было достаточно, и они, полные патриотизма и чувства самопожертвования ради Родины, отправлялись на смертный бой. Что касается нашего русского общества, то на Руси можно заметить волонтерство с того момента, как приняли христианство, то есть с 988 года. В это время все желающие люди уходили служить при монастырях, в которых они обучали детей-сирот, или занимались сбором милостыни на содержание сиротских приютов или заключенных в тюрьмах. Наше русское войско, как и заграничные войска, поддерживало добровольческое движение в период нападения вражеских сил. В современном мири 21 века волонтерство является общественной деятельностью, которой может заниматься каждый из нас [1].

Благонравными волонтерами могут стать люди с широким кругом интересов и личных качеств, которые определяются характером и возможностями, однако существуют такие критерии, которыми должен обладать каждый доброволец.

Волонтерские организации способны активизировать творческий потенциал молодежи, так как добровольческая работа помогает получить желаемое, достичь личностный целей, к которым относятся благотворительность, получение новых знаний, знакомство с новыми людьми, самореализация, достижение каких-либо собственных целей. Как известно студентов можно считать наиболее активной социально-демографической группой, которая преимущественно составляет волонтерские организации.

Добровольческая деятельность может осуществляться в разных формах, например: разовые мероприятия, акции, проекты, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, открытого обмена мнениями, коллективного поиска истины и анализа реальных событий. Самым главным условием деятельности общественного объединения является необходимый уровень мотивации ребят. Эффективность молодежных объединений зависит от степени реализуемости социальных функций, которые они пробрели в создаваемой руководителями образовательной среде [5].

Эффективность молодежных общественных объединений можно определить по следующим критериям:

Социальная эффективность: все организации связаны с той или иной общественной деятельности, соответственно, должны отвечать как целям, потребностям общества в целом, так и личным интересам каждого человека.

Организационная эффективность: непосредственно организация волонтерских объединений с учетом целей общественных сообществ.

Личностная эффективность: реализация личности (коллективизм, ответственность, лидерство и т.д.) [2].

Исходя из вышеперечисленных критериев можно сказать, что волонтерские организации как общественные объединения многозадачны и многогранны, так как предоставляют возможность формирования знаний в разных сферах жизни (политической, экономической, культурной и т.д.), способствуют развитию креативности студентов, их творческого потенциала, расширяют знания об истории и культуре как своего народа, так и людей за границей.

Нельзя не отметить важность волонтерства в реализации такой важности для студентов потребности, как общение, при помощи которого осуществляется передача нравственных ценностей. Когда студент участвует в каком-либо ораторском процессе, он проходит стадию самореализации и самоутверждения. Это способствует улучшению лидерских качеств, повышению самооценки, развитию коммуникативных особенностей, формирует умение находить общий язык в коллективе.

Известно, что волонтерами становятся люди со всей России, а иногда со всего мира. Студенты ТГПУ им Л.Н. Толстого также заинтересованы в волонтерской деятельности. На базе университета существует центр поддержки и развития волонтерского движения. Ежегодно происходит сбор средств на канцтовары в детские дома, осуществляется помощь ветеранам ВОВ, а также распространена донорская помощь.

Благодаря волонтерскому движению у студентов есть уникальность возможность по-новому взглянуть на отношения внутри современного общества, перерассмотреть собственные ценности. этому может посодействовать наблюдение и анализ за окружающими. Неизвестно, куда приведет судьба для оказания помощи. Это может быть и малоимущая семья; пожилые люди, которые остались совсем одинокими в своей квартире; работа в приюте для животных. Такой пример очень важен для студентов, потому что они только формируют свою судьбу, а данный опыт учит их, что хорошо, а что плохо; что такое зло, а что добро; что семья – это особая ценность, которую надо беречь, как зеницу ока.

Помимо душевного порыва привносить добро в современный мир, волонтерство для студентов может стать хорошим опытом при формировании профессиональных качеств. Кроме того, участие в международных проектах дает ученикам уникальную возможность выучить иностранный язык. Студенты - волонтеры выпускных классов имеют возможность благодаря добровольческим организациям сформировать свое будущее, получить высокооплачиваемую работу или сориентировать определенный круг занятости.

На заключительном этапе исследования студенты ТГПУ им Л.Н. Толстого написали эссе о своем волонтерском опыте. Они указали, что волонтерство благоприятно повлияло на них, как на становление полноценной личности. Такие нравственные чувства, как толерантность, терпимость, доброжелательность, готовность оказать безвозмездную помощь стали их центральными качкствами.

Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть важность волонтерского движения в жизни студентов. Добровольческое содружество способно реализовать, развить многие качества, например, коллективизм; воспитание личностных качеств, например, ответственность, воля; духовную самоотдачу, служение людям, милосердие, толерантность как естественное состояние, гражданственность и патриотизм.

Список литературы.

Максиняева М. Р. Волонтерская деятельность в высшем учебном заведении (на примере МПГУ) // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/43/1489/ (дата обращения: 22.01.2020).

Левченко Н.В., Антонова Г.В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогических специальностей // Теория и практика общественного развития. 2015. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 22.01.2020).

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. 816 с.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения 22.01.2020).

Сухоленцева Е. Н. Формирование духовно-нравственных качеств молодежи средствами волонтерской деятельности // Вестник ВГТУ. 2013. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-molodezhi-sredstvami-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.01.2020).

Просмотров работы: 34