Травмы являются серьезной проблемой здравоохранения во всем мире. Каждый день в результате телесных повреждений погибают тысячи людей, на каждого погибшего приходится несколько тысяч изувеченных, у многих из которых последствия травмы сохраняются в течение всей жизни. Оказание эффективной и высококачественной скорой помощи, своевременная доставка пострадавшего в лечебное учреждение может улучшить исход и обеспечить выживание пострадавших при ЧС. Неравенство в области показателей дорожно-транспортной смертности может отчасти объясняться тем, что в ряде стран пострадавшим оказывается более качественная скорая и неотложная травматологическая помощь, а также первая помощь на месть происшествия.
Среди причин высокого уровня смертности при чрезвычайных ситуаций в РФ можно особо выделить собственное отношение участников дорожного движения к безопасности, в том числе низкую медицинская грамотность и готовность оказывать первую помощь пострадавшим.
Почти четверть жертв, получивших травмы, достаточно тяжелые для помещения их в стационар, получают травму головного мозга; 10% – открытые раны, например, глубокие порезы и почти 20% – переломы нижних конечностей.
Цель исследований: Определить готовность населения юношеского возраста к оказанию своевременной и правильной первой помощи при ЧС.
Материалы и методы: Было проведено анкетирование среди 400 студентов -участников.
Участники анкетирование отвечали на 7 вопросов:
Как остановить кровотечение при ранении вены и некрупных артерий?
Каковы признаки кровотечения из крупной артерии и с чего начинается первая помощь при ее ранении?
На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
В каких случаях следует начинать сердечно-легочную реанимацию пострадавшего?
Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация пострадавшего?
Какова первая помощь при наличии признаков поверхностного термического ожога?
Как оказывается первая помощь при переломах конечностей, если отсутствуют транспортные шины и подручные средства для их изготовления?
Ответы были оценены по 4-х балльной шкале:
«-1» - анкетируемый совершенно неверно ответил на вопрос;
«0» - ответ на вопрос был поверхностный, так как не отражает конкретного ответа по представленной ситуации;
«1» - данный ответ верный, но не охватывает рассмотрения всех возможный ситуаций;
«2» - дан полный развернутый ответ, учтены все возможные ситуации.
В результате анализа полученных данных, нами было подсчитано количество верных и полных ответов, то есть по шкале оценивания получившие «1» и «2» балла, и составлена контрольная карта среднего значения. Нами была выделена контрольная цифра, называемая нижней границей аттестации, и рассчитана из учета ожидаемого среднего значения . Результаты представлены на рис.1.
Рис.1. Контрольная карта
Для наглядности статистического показатель уровня ЗУ оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях используем контрольную карту , где нижняя граница аттестации является среднее значение, а верхняя граница аттестации - максимум.
Анализ контрольной карты показал, что прошли аттестацию, через опрос, из 400 участников 331, что составляет 83% . Так как имеются участники, не справившиеся с предлагаемыми вопросами, на контрольной карте это точки расположенные ниже среднего значения, то требуется выявить причину и провести дополнительные мероприятия для повышения уровня ЗУ в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Используемая литература
Ребро И.В. Прикладная математическая статистика (для технических специальностей): учеб. пособие / И.В. Ребро, В.А. Носенко, Н.Н. Короткова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ.-Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011.