Процесс адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в высшей школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Процесс адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в высшей школе

Козлова Н.М. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование будущего специалиста в вузе в значительной степени зависит от успешного процесса адаптации студента на первых курсах обучения. Так же от того, насколько хорошо студент овладевает навыками и знаниями нужными для существования в студенческой среде. Проблема адаптации студентов младших курсов является одной из самых актуальных тем для дискуссий [1-11].

Адаптация вчерашних школьников к студенческой жизни – довольно долгий и разносторонний процесс, который требует учета их физических и моральных возможностей еще не полностью сформировавшегося организма взрослого человека.

Актуальность проблемы состоит в том, что она определяется важнейшими требованиями с социальной стороны к высшей школе, которая ориентирует студентов не только на получение профессиональных знаний, но и на формирование у них созидательных и познавательных способностей для успешной социализации и адаптации в обществе.

Термин адаптация впервые был использован немецким физиологом Г. Аубертом во второй половине 18 века. Г. Ауберт обозначил им изменение чувствительности при длительном воздействии раздражителя. Этот термин стал основным для наук о жизни. Так же существует большое количество определений явления адаптация. В целом, адаптацию описывают как необходимое приспособление для нормального существования в меняющихся условиях, а так же процесс интеграции индивидуума в новую для него социальную среду[1, с. 256].

Само понятие адаптации стало чрезвычайно популярным в первой половине 20 века, и до сих пор остается актуальным для многих исследователей. Они доказали существование сильной взаимосвязи между разными видами адаптации человека. Социальная адаптация понимается как «процесс и в тоже время результат внешней и внутренней гармонии индивидуума со средой. Сбалансированные отношения с людьми, успешность в деятельности и гармоничное поведение – все это признаки успешной адаптации человека» [2, с.14].

Адаптацией студента в высшей школе считается «непрерывный внутренне обусловленный процесс, характеризующий принятие или непринятие формирующимся индивидуумом внешних изменяющихся обстоятельств, для осуществления успешной профессиональной деятельности в вузе, а так же развития творческого потенциала» [3, с.237].

Зачастую организация учебного процесса первокурсников не производит в должной мере адаптацию студентов к особенностям высшего учебного заведения. Причинами, из-за которых у студента появляются проблемы с адаптацией, могут являться: неверный подход к созданию учебного процесса, отсутствие согласованности в действии педагогического коллектива, недостаточное внимание со стороны администрации к такому виду проблем [4].

Как правило, начало студенческой жизни приходится на первый курс. Успех, адаптации вчерашнего школьника к специфичным чертам вуза, является залогом развития студента, как будущего специалиста. Также в сознании каждого абитуриента есть стереотипы, связанные с высшим учебным заведением. Однако в процессе обучения они начинают меняться. Высока вероятность проблем с учебой, преподавателями и сокурсниками, они могут появиться из-за нового коллектива, смены привычной обстановки, неумением пользоваться появившейся личной свободой. Поэтому должно пройти определенное время, для привыкания студента ко всем требованиям вуза.

В научной литературе выделяют два вида социальной адаптации студентов младших курсов:

Социально-психологическая адаптация, под ней понимается привыкание индивидуума к коллективу, взаимоотношения с ним, появление своего стиля поведения. Подросток ощущает потребность быть взрослым, непохожим на других. Отсюда появляются стремления к самовыражению и самоопределению, которые часто бывают причинами ненормальных реакций.

Социально-профессиональная адаптация- процесс интегрирования в специализацию и общество, овладение нормами и навыками будущей профессиональной и социальной деятельности.

В адаптации студента младших курсов к среде высшей школы выделяют несколько стадий [5]:

Первая стадия – осознание индивидуумом правил поведения в новой для него социальной среде, неготовность принять новую систему ценностей, попытки придерживаться прежней системы;

Вторая стадия – терпимость; индивидуум и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей друг друга;

Третья стадия – аккомодация; признание и принятие индивидуумом главных элементов системы ценностей новой среды, при признании отдельных ценностей индивидуума новой средой;

Четвертая стадия – ассимиляция; абсолютное тождество систем ценностей индивидуума и среды.

Отечественные ученые выделили три основных источника, которые влияют на адаптацию к процессу обучения в вузе: социологический, психологический и педагогический [6].

Процесс адаптации происходит в течение всего периода обучения, но самым главным временем, фундаментом считается период обучения на младших курсах. Поэтому так важно именно в этот период создать максимально оптимальные условия для благополучной адаптации студентов [7].

На сегодняшний день проведено большое количество исследований на тему адаптации вчерашних школьников к новой социокультурной среде. В результате исследований было выявлено, что более 50% поступивших посчитали главным фактором желания обучаться в вузе - необходимость профессионального развития для успешного трудоустройства. Около 14% студентов пошли учиться в высшую школу из-за интереса к учебной деятельности и позитивного отношения к процессу получения новых знаний. Также популярными причинами поступления в вуз стали: престижность наличия высшего образования, попытки заменить или отсрочить выход на работу или уход в армию.

Кроме этого мониторинг учащихся ТГПУ им. Л.Н. Толстого показал, что свыше 50% студентов ощущают значимость учебной деятельности, они ответственно учатся и посещают все занятия. 9% студентов испытывают тягу к творческому самовыражению,11% - к научно-исследовательской деятельности, 24% находятся в поиске работы, и только 3% студентов предпочитают развлекательную деятельность. Анализ показал, что среди мотивов получения высшего образования на первом месте стоят, связанные с будущим студентов. Так же популярная перспектива улучшения личной жизни.

При поступлении в высшую школу каждый человек напрямую соприкасается с окружающими его людьми, между ними возникают разного рода взаимоотношения: с однокурсниками, педагогами или знакомыми других факультетов. И естественно приходится адаптироваться к новому окружению, но не у всех этот процесс происходит спокойно и легко. Согласно результатам исследований, почти 44% опрошенных считают, что успешность процесса адаптации зависит от их собственного настроя, 23% - от их уровня самостоятельности, 22% полагают, что от особенностей студенческой группы, и остальные 11% придерживаются мнения, что адаптация зависит от уровня развития организационной культуре в вузе.

Таким образом, наибольшие трудности в адаптации к процессу обучения у студентов вызывает необходимость приспосабливаться к новым формам обучения. Сглаживает и оптимизирует этот процесс – нахождение общего языка с преподавателями и однокурсниками.

Заключение

Конкурентное преимущество будущего специалиста непосредственно зависит от качества адаптации к среде высшей школы. Исследование этой темы до сих пор является актуальным. Адаптация – процесс, в котором организация учебно-познавательный деятельности студента должна способствовать в полной мере развитию личностного потенциала студента. В результате исследования, было выявлено, что наибольшие трудности студенты испытывают в процессе адаптации к обучению в новой социокультурной среде, им необходимо привыкать к новым формам обучения, налаживать контакты с одногруппниками и преподавателями. Для того чтобы студенты проявляли большую активность в различных сферах вуза, помимо учебной деятельности надо осуществлять проведение мероприятий, направленных на выявление и реализацию у студентов способностей к разным видам творчества, развитию творческого мышления и самостоятельности. Для того чтобы процесс адаптации студентов проходил быстрее необходимо: ознакомлять студентов с системой обучения в вузе; проводить ритуал «Посвящение в студенты»; активизировать работу кураторов групп; использовать различные формы взаимодействия со студентами младших курсов.

Литература

Антипова Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 52 - 56.

Долгова В. И., Кондратьева О. А., Нижегородцева Е. С. Исследование адаптации первокурсиков к обуче- нию в университете // Концепт. 2015. Т. 31. С. 66 - 70. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95520.htm

Земцова Е. М. Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 146 - 148.

Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие. М.: КноРус, 2012, 368 с.

Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность // Концепт. 2014. № S6. C. 36 40. Режим доступа: https://e-koncept.ru/ 2014/14563.htm

Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: учебник. 4-е изд. , перераб. и доп. / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М. 2015. 366 с.

Федотова Л. А. К вопросу о средствах адаптации студентов-первокурсников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 43. С. 133 - 135.

Просмотров работы: 260