В школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма, положительно относящиеся к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость, порождают у многих школьников уже в младших классах разочарование и снижение интереса к учебе. Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы.
Для того, чтобы предотвратить такие последствия, необходимо обеспечить выполнение педагогических условий, с помощью которых будет обеспечено положительное отношение школьников к домашней.
Первоначально определим содержания понятия «условие»
В словаре Д.Н. Ушакова «условие» - это то, что делает возможным, что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собой что-нибудь другое [2].
А.М. Новиков определяет «условия» как обстоятельства, обуславливающие появление или развитие того или иного процесса [1, с.206]. Условия - это как обстоятельство, влияющее на процесс развития изучаемого предмета.
При определении педагогических условий мы опирались на трактовку понятия «педагогические условия» И.П. Подласого, рассматривающего их как «сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов [4, с.154].
А. В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [5, с. 202].
Н.М. Борытко утверждает, что педагогические условия - это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, который сконструирован педагогом для достижения определенного результата [6, с. 240].
По мнению С. М. Хатунцевои, педагогические условия - это источник возникновения, существования и развития самого педагогического процесса, залог его присутствия и возможностей совершенствования. Более того, специально созданные педагогические условия обладают способностью регулировать педагогический процесс, возможность делать его компоненты соотносимыми друг к другу [2].
Опираясь на научно-педагогические исследования, можно утверждать, что многообразие видов педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия.
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Учитывая, что формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе, можно сформулировать следующие правила, которые необходимо знать и помнить каждому учителю:
• заботиться о многообразии домашних заданий, стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;
• задавать на дом только тогда, когда уверены, что выделите время на уроке для проверки и оценки выполнения задания;
• не считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное задание;
• на уроке использовать любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание, не давать задание на дом по звонку или после звонка, сообщать задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
• на уроке учите школьников технике и методам учения, на дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.
• использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.
• с помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, добиваться, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже. [3, с. 54]
Повысить эффективность обучения можно только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованным домашним заданием, которое будет подталкивать учеников к мотивационным действиям.
Домашние задания исследовательского характера будут формировать положительное отношение к учению у детей младшего школьного возраста если:
Использовать занимательный материал.
Использование занимательного и дополнительного материала на уроках «Окружающий мир» помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Ученик будет субъектом деятельности.
Успешность учебной деятельности зависит, прежде всего, от собственной активности ребенка. Именно собственная активность ребенка в усвоении знаний включает деятельность всех познавательных процессов, самообеспечивая тем самым их развитие.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, формирования его личностных свойств и качеств.
Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение, приобретение мотивировано собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребенок воспринимает их как насилие над собой, не хочет учиться, ему неинтересно, он не видит смысла в изучении того или иного предмета и пр.
Проверка домашних заданий будет публично организованна, включать в себя поощрение успеха в работе
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям. [7, с. 32]
Таким образом, при данном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации.
Список литературы:
1. Новиков, А.М Педагогика [Текст]: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
2. Толковый словарь современного русского языка: около 100000 слов [Текст] / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2007. – 1239 c.
3. Вальвакова, Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] : Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.) / Т. В. Вальвакова – СПб. : СатисЪ, 2014. – 108 с.
4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : учеб.для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. образования и педагогики / И. П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2010. - 375 с.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 2011. - 71с.
6. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005. - 300 с 5