ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОМ, ГДЕ СМЕЕТСЯ ДУША» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОМ, ГДЕ СМЕЕТСЯ ДУША» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бадишова А.А. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе. В заказе устанавливается в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, куда входят и базовые национальные ценности, из которых первостепенной является семья [1, c.5]. Именно в семье, через семейные ценности и традиции в ребёнке формируется понимание моральных норм, эмоциональное отношение к нравственной и безнравственной стороне поступков. Согласно Концепции духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся множества ценностей, одной из которых является семейная жизнь и ее традиции [1, c.16].

В современном мире интерес к изучению традиций семьи недостаточно устойчив в сознании подрастающего поколения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через реализацию проектной деятельности в том числе.

Н.Г. Морозова понимает под интересом «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [4, c.145].

На сегодняшний день особо остро ощущается отсутствие объединяющей, сохраняющей и защищающей силы традиций, особенно семейных. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова семейные традиции определены как «обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение» [5, c.471]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что «интерес к изучению традиций семьи» - это эмоционально-познавательное отношение к исследованию духовной атмосферы семьи, ее уклада и привычек домашней жизни.

Согласно исследованию Н.Г. Морозовой этапы формирования интереса к изучению традиций семьиследующие:

1 этап. Возникновение эмоции к семейным традициям. На этом этапе дети младшего школьного возраста проявляют какое-либо положительное или отрицательное эмоциональное отношение, что зарождает влечение и желание к изучению семейных традиций как предмета деятельности.

2 этап. Определение знаний о возникшей эмоции. Этот этап характерен тем, что дети младшего школьного возраста определяют, что есть семейные традиции, и определяют багаж имеющихся знаний о семейных традициях, который даст ориентир на получение новых.

3 этап. Осознание потребности изучения семейных традиций. В результате этого этапа дети младшего школьного возраста понимают значимость семейных традиций и их изучения, определяют, нужно ли их изучать, и для чего.

Одной из эффеективных форм, реализующей общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности, и являющейся средством формирования интереса к изучению традиций семьи у детей младшего школьного возраста является проектная деятельность.

В самом общем плане проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [3, c.179]. Е. Карпов определяет проектную деятельность как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска [2, c.4].

Проведенный анализ литературы позволил выделить следующие педагогические условия организации проектной деятельности, способствующей формированию интереса к изучению традиций семьи. Этими условиями выступают:

1. Активное взаимодействие, привлечение и включение в работу над продуктом проекта семьи и ее членов. Дети при реализации проекта сотрудничают с семьей с целью обогащения знаний о родословной, об истории своей семьи и о семейных традициях, которые существовали раньше, до его рождения. Семья помогает ребенку в выполнении теоретических и практических задач проекта. Помогает ответить на главные вопросы проекта о традициях семьи. Семья может предоставить ребенку вещественный материал для создания продукта проектной деятельности в виде фотографий, старых игрушек, одежды и т.д.;

2. Основу содержания проекта составляет опора на опыт детей младшего школьного возраста в сфере семейных традиций. Чаще всего бурный интерес у младшего школьника пробуждается тогда, когда обращаются к тому, что было лично им пережито. Особенно в младшем школьном возрасте детям так хочется рассказать, как же устроена их семья, какие у них есть традиции, как трактуют те или иные понятия в их семье.

Список использованной литературы:

Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.

Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе: в поисках новой пед. альтернативы // Экономика в школе. - 2014. - № 2. - 3-11 с.

Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.

Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: «Оникс», «Мир и образование», 2015. – 630 с.

Просмотров работы: 6