ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «В РОССИИ МНОГО НАЦИЙ!» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «В РОССИИ МНОГО НАЦИЙ!» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бочкарева Ю.В. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире, характеризующемся политической нестабильно-стью, напряженностью межнациональных отношений, актуальной проблемой является воспитание патриотизма и гражданственности, формирование гражданской идентичности. B Концепции модернизации образования отмечается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, a необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. Особенно актуальна эта задача в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений. В нашей стране формированию гражданской идентичности у младших школьников уделяется большое внимание [8, с. 215–217].

В ФГОС НОО отмечается, что на уровне начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

В ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

-создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обу-чающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

-формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко – культурную, этническую и региональную специфику;

-формирование у обучающегося активной деятельностной позиции [10, с. 21].

Для формирования основ гражданской идентичности необходимо выявить соответствующий комплекс педагогических условий организации данного процесса. Первоначально определим содержание понятия «условие».

Условие - это философская категория, в которой отражаются универ-сальные отношения принадлежности тех факторов, благодаря которым она возникает и существует [6, с. 10-15].

В видении Л. Ю. Шамогоновой "условие" определяется как совокуп-ность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздей-ствий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие чело-века, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [5, с. 10-15].

П.П. Блонский дает более обобщенное понимание данного термина. «Условие – это существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояния, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [8, с. 268].

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности. Она всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Сущность гражданской идентичности заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к социальному и природному миру.

Одним из средств выступает проект. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Теоретический анализ понятия «гражданская идентичность» и «проектная деятельность» позволил нам выявить педагогические условия, при которых проектная деятельность выступает средством формирования основ гражданской идентичности младших школьников:

1. В содержании проекта должна быть включена проблема, решение которой предполагает рост национального самосознания. Националь-ное самосознание личности выражается в формировании знаний о национальной принадлежности, отношение к историческому прошлому нации, ее настоящему и будущему, активность в освоении родного языка, изучении народной культуры, осознание и принятие национальных интересов и ценностных ориентации, формирование отношений к другим этническим общностям) [3, с. 23].

2. В содержании проектной деятельности должно уделяться достаточное внимание формированию компонентов гражданской идентичности. Использо-вание данной деятельности предполагает определение и обоснование принципов воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей.

3. При организации проектной деятельности необходимо использовать комплекс заданий направленных на усвоение и принятие понятий гражданской идентичности детьми младшего школьного возраста.

Список литературы:

1. Данилюк, А. Я., Логинова А., А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. – М. : Просвещение, 2012. – 32 с.

2. Загвязинский, В.И., Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т.А. Струкова / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.

3. Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование, 2009. - № 1. – С. 26-31.

4. Логинова, А.А. Формирование гражданской идентичности школьников [Текст] / А. А. Логинова. – С. : Педагогика, 2016. – 109 с.

5. Попов, Н.С. Гражданское воспитание в системе внеклассной рабо-ты. Дисс. . канд. пед.паук / Н.С.Попов. М., 2014. - 147 с.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010.- 204 с.

7. Подымова, Л. С. Педагогика : учебник для бакалавров / Л. С. Подымова, В. А. Сластенин ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — М. : Издательство Юрайт, 2014. – 332 с.

8. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд-во ин-та практ. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. – 575 с.

9. Социологическая энциклопедия в двух томах : Том I [Текст] / гл. ред. В. Н. Иванов. – М. : Издательский центр «Мысль», 2013. – 861 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования (В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643.) – 53 с.

11. Хаирова, И.В. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в процессе обучения русскому языку/ И.В. Хаирова// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012.-№ 4. – с. 3-6

12. Фофанова М. И., Симонова Г. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 215–217.

Просмотров работы: 62