Реализация Национального проекта «Здоровья» требует повышения качества оказания медицинской помощи всем группам населения. При этом особое внимание уделяется детям и пациентам с социально-значимыми заболеваниями. На наш взгляд, необходимо также определить такое приоритетное направление, как оказание медицинской помощи маломобильным пациентам. Несмотря на то, что по состоянию на 2020 г. граждане, с ограниченными возможностями составляют только 10% населения России, по сути практически все они нуждаются в медицинском наблюдении, составляя особую группу пациентов.
Маломобильные пациенты – это не только лица с ограниченными возможностями в силу врожденных пороков развития или перенесенных травм, но и лица пожилого возраста, которые по состоянию здоровья не могут передвигаться самостоятельно. Учитывая, что в России, как и в странах Европы официально признан феномен «постарения нации», число таких пациентов будет возрастать. С позиций современной биоэтики лица пожилого возраста, как и с физическими дефектами, относятся к уязвимым группам населения, требующим особого подхода в контексте «этики заботы» [1].
Особенно остро стоит вопрос оказания неотложной помощи маломобильным пациентам, которые в силу своего состояния не могут дать информированное согласие на медицинское вмешательство. В рамках национального законодательства такое решение принимают законные представители, экстренно найти которых не всегда представляется возможным. В связи с этим предлагается расширить юрисдикцию социальных служб или разработать механизм превентивного принятия решения, например, у пациентов с деменцией на ранних ее стадиях. Все это требует не только работы законодателя, но и серьезной этической оценки. Большое значение имеет этическое обучение будущих врачей для эффективной профессиональной коммуникации с этой группой пациентов [2,3].
Литература:
1. Габибова Л.И. Проблема международной синхронизации правового регулирования биомедицинских исследований // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 8 – С.234
2. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 - № 1(15) – С.58-60.
4. Доника А.Д., Ягупов П.Р. Этическое образование в медицинском вузе: европейская практика // Биоэтика. № 2(22). – 2018. С.31-346.