ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учитывая цифровой характер современного общества, качество жизни людей зависит от их вовлеченности в новую технологическую среду, от доступа, обработки и представления информации. Для людей с серьезными нарушениями зрения использование предлагаемого контента затруднено. Однако в современных условиях расширяется роль и влияние цифровизации на возможность участия таких детей в информационном обмене, что является важнейшим фактором.

Преодоление возникающих сложностей является важнейшей проблемой реабилитации инвалидов по зрению с возможностью раскрытия их интеллектуальных способностей.

Важным решением проблем людей с нарушениями зрения стали компьютерные тифлотехнологии, которые включают систему аппаратных и программных средств: звуковое воспроизведение, укрупненный или рельефно-точечный текст. В результате инвалиды по зрению получают доступ к общественной цифровой среде.

Изменения общественной информационной среды, становятся более доступны для незрячих и слабовидящих. С развитием цифровых технологий используется электронная форма представления информации, где компьютерные тифлотехнологии помогают людям с нарушениями зрения. Повышается значение тифлотехнологий и актуальность их внедрения.

Цифровизация образования дает новые способы введения новых методик в педагогической практике. В отличие от классических технических средств обучения новые технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности.

Организацию дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения включают собственные принципы и особые задачи, способствующие коррекции и компенсации функций глаза.

Дети с нарушениями зрения – это дети с различной степенью потери зрения, множеством клинических форм, патогенеза, этиологий нарушенных функций. Встречаются многие формы детской глазной патологии, к которым относятся: амблиопия, астигматизм, атрофия зрительного нерва, гидрофтальм, косоглазие, афакия, миопия, гиперметропия, глаукома, катаракта, нистагм, микрофтальм, экзофтальм, монокулярное зрение, ретинобластома, скотома, колобома и др.

В зависимости от дефекта зрения и нарушенных функций различают две группы детей с разными формами развития:

• дети с нарушением зрения без других недостатков развития ЦНС;

• дети с нарушением зрения сопровождающимся другими аномалиями.

Отклонения зрительной системы имеют значение для становления ребенка и наносят вред физическому развитию ребенка. При нарушении зрения могут сохраняться общие направления развития при ослаблении зрительных ощущений, однако, формирование психических процессов могут быть растянуты во времени.

Снижается скорость восприятия и опознания объектов, количественные возможности восприятия признаков объектов. Восприятие требует замедленного и большего количества повторений, что приводит к снижению познавательной активности и сужению круга интересов, отличающихся фрагментарностью, схематизмом и вербализмом.

Память у детей с нарушением зрения замедленна, наиболее хорошо дети запоминают начало материала. Недостаточная осмысленность, меньшее эмоциональное воздействие ведет к расхождению чувственного и логического.

У детей с нарушениями зрения творческое воображение, зависит от чувственного и логического познания. Не полное восприятие окружающего мира формирует и область чувственного познания, усиливая или снижая положительные, или отрицательные эмоции.

Из-за ограниченных визуальных возможностей наблюдения за средствами общения у детей проявляются нарушения речи, закрепление определенного количества слов не связанных с содержанием, снижается значение речи в познавательной деятельности, появляются такие свойства, как боязнь нового, замкнутость, аутизм, эгоцентричность, отсутствие самостоятельности.

Отклонения в зрительной системе плохо отражается на физическом развитии, которое заметно ниже, чем у сверстников с нормальным зрением. Большинство слабовидящих детей сталкивается с проблемой ориентирования в пространстве, у них снижается двигательная активность.

Реальное использование цифровых технологий в коррекционно-педагогической деятельности:

1. Выбор наглядных пособий для оформления информационных стендов по коррекции зрения для родителей (Интернет, презентация). Подбор дополнительного материала к занятиям (знакомство со сценариями праздников, мероприятий и конкурсов).

2. Обмен опытом, наработками тифлопедагогов России и всего Мира. Интернет-ресурсы позволяют обеспечить образовательный и коррекционный процессы школьников зрелищными и комфортными.

3. Разработка карт обследования. Компьютер позволяет набрать один раз схему или любой план, а затем вносить изменения. Можно вести индивидуальный дневник ребенка и отслеживать динамику развития ребенка.

4. Создание презентаций в компьютерных программах, повышает эффективность работы. Введение новых информационных технологий в образовательный процесс закрепляет принцип наглядности. Использование цифровых технологий повышает возможности слабовидящих детей в доступе к информации и повышает вербализацию обучения, за счет использования визуального и слухового каналов получения информации.

Сравнивая традиционные формы обучения и коррекции с современными технологиями, применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья по зрению, цифровые технологии обладают рядом преимуществ:

• предоставление информации на мониторах и интерактивных досках, особенно в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• появляется возможность индивидуализации обучения;

• саморегулирование темпа и количества решаемых обучающих задач;

• в процессе деятельности за компьютером слабовидящие дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

В формировании соответствующих представлений об объектах и процессах у детей с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:

1. Структуру и состав измененных функций детей с ОВЗ.

2. Нацеленность на восприятие объектов и воспроизведение процессов.

3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия.

4. Глубину анализа и полноту восприятия свойств и признаков обучаемых.

Сложная система нарушений при расстройствах зрения определяет проведение системной коррекционной работы.

Цифровые технологии предоставляют широкие возможности для различных анализаторных систем в процессе контроля над деятельностью. Визуализация предметов в виде доступных образов активизирует механизмы на основе зрительного восприятия. Цифровые технологии используют для коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.

Организация коррекционной работы компенсирующей направленности для слабовидящих детей достигается оборудованием тифлопедагогических и ортоптических кабинетов оснащённых компьютерными комплексами, мультимедийными проекторами и классными досками, цифровыми видеокамерами, созданием медиатеки.

В процессе обучения нельзя забывать и о лечении и реабилитации и под руководством врача-офтальмолога и медсестры-ортоптиста.

Просмотров работы: 440