Учитывая цифровой характер современного общества, качество жизни людей зависит от их вовлеченности в новую технологическую среду, от доступа, обработки и представления информации. Для людей с серьезными нарушениями зрения использование предлагаемого контента затруднено. Однако в современных условиях расширяется роль и влияние цифровизации на возможность участия таких детей в информационном обмене, что является важнейшим фактором.
Преодоление возникающих сложностей является важнейшей проблемой реабилитации инвалидов по зрению с возможностью раскрытия их интеллектуальных способностей.
Важным решением проблем людей с нарушениями зрения стали компьютерные тифлотехнологии, которые включают систему аппаратных и программных средств: звуковое воспроизведение, укрупненный или рельефно-точечный текст. В результате инвалиды по зрению получают доступ к общественной цифровой среде.
Изменения общественной информационной среды, становятся более доступны для незрячих и слабовидящих. С развитием цифровых технологий используется электронная форма представления информации, где компьютерные тифлотехнологии помогают людям с нарушениями зрения. Повышается значение тифлотехнологий и актуальность их внедрения.
Цифровизация образования дает новые способы введения новых методик в педагогической практике. В отличие от классических технических средств обучения новые технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности.
Организацию дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения включают собственные принципы и особые задачи, способствующие коррекции и компенсации функций глаза.
Дети с нарушениями зрения – это дети с различной степенью потери зрения, множеством клинических форм, патогенеза, этиологий нарушенных функций. Встречаются многие формы детской глазной патологии, к которым относятся: амблиопия, астигматизм, атрофия зрительного нерва, гидрофтальм, косоглазие, афакия, миопия, гиперметропия, глаукома, катаракта, нистагм, микрофтальм, экзофтальм, монокулярное зрение, ретинобластома, скотома, колобома и др.
В зависимости от дефекта зрения и нарушенных функций различают две группы детей с разными формами развития:
• дети с нарушением зрения без других недостатков развития ЦНС;
• дети с нарушением зрения сопровождающимся другими аномалиями.
Отклонения зрительной системы имеют значение для становления ребенка и наносят вред физическому развитию ребенка. При нарушении зрения могут сохраняться общие направления развития при ослаблении зрительных ощущений, однако, формирование психических процессов могут быть растянуты во времени.
Снижается скорость восприятия и опознания объектов, количественные возможности восприятия признаков объектов. Восприятие требует замедленного и большего количества повторений, что приводит к снижению познавательной активности и сужению круга интересов, отличающихся фрагментарностью, схематизмом и вербализмом.
Память у детей с нарушением зрения замедленна, наиболее хорошо дети запоминают начало материала. Недостаточная осмысленность, меньшее эмоциональное воздействие ведет к расхождению чувственного и логического.
У детей с нарушениями зрения творческое воображение, зависит от чувственного и логического познания. Не полное восприятие окружающего мира формирует и область чувственного познания, усиливая или снижая положительные, или отрицательные эмоции.
Из-за ограниченных визуальных возможностей наблюдения за средствами общения у детей проявляются нарушения речи, закрепление определенного количества слов не связанных с содержанием, снижается значение речи в познавательной деятельности, появляются такие свойства, как боязнь нового, замкнутость, аутизм, эгоцентричность, отсутствие самостоятельности.
Отклонения в зрительной системе плохо отражается на физическом развитии, которое заметно ниже, чем у сверстников с нормальным зрением. Большинство слабовидящих детей сталкивается с проблемой ориентирования в пространстве, у них снижается двигательная активность.
Реальное использование цифровых технологий в коррекционно-педагогической деятельности:
1. Выбор наглядных пособий для оформления информационных стендов по коррекции зрения для родителей (Интернет, презентация). Подбор дополнительного материала к занятиям (знакомство со сценариями праздников, мероприятий и конкурсов).
2. Обмен опытом, наработками тифлопедагогов России и всего Мира. Интернет-ресурсы позволяют обеспечить образовательный и коррекционный процессы школьников зрелищными и комфортными.
3. Разработка карт обследования. Компьютер позволяет набрать один раз схему или любой план, а затем вносить изменения. Можно вести индивидуальный дневник ребенка и отслеживать динамику развития ребенка.
4. Создание презентаций в компьютерных программах, повышает эффективность работы. Введение новых информационных технологий в образовательный процесс закрепляет принцип наглядности. Использование цифровых технологий повышает возможности слабовидящих детей в доступе к информации и повышает вербализацию обучения, за счет использования визуального и слухового каналов получения информации.
Сравнивая традиционные формы обучения и коррекции с современными технологиями, применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья по зрению, цифровые технологии обладают рядом преимуществ:
• предоставление информации на мониторах и интерактивных досках, особенно в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• появляется возможность индивидуализации обучения;
• саморегулирование темпа и количества решаемых обучающих задач;
• в процессе деятельности за компьютером слабовидящие дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;
В формировании соответствующих представлений об объектах и процессах у детей с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:
1. Структуру и состав измененных функций детей с ОВЗ.
2. Нацеленность на восприятие объектов и воспроизведение процессов.
3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия.
4. Глубину анализа и полноту восприятия свойств и признаков обучаемых.
Сложная система нарушений при расстройствах зрения определяет проведение системной коррекционной работы.
Цифровые технологии предоставляют широкие возможности для различных анализаторных систем в процессе контроля над деятельностью. Визуализация предметов в виде доступных образов активизирует механизмы на основе зрительного восприятия. Цифровые технологии используют для коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.
Организация коррекционной работы компенсирующей направленности для слабовидящих детей достигается оборудованием тифлопедагогических и ортоптических кабинетов оснащённых компьютерными комплексами, мультимедийными проекторами и классными досками, цифровыми видеокамерами, созданием медиатеки.
В процессе обучения нельзя забывать и о лечении и реабилитации и под руководством врача-офтальмолога и медсестры-ортоптиста.