Особенности устойчивости внимания и динамика работоспособности у первокурсников университета - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности устойчивости внимания и динамика работоспособности у первокурсников университета

Мамедова А.И. 1, Медведева Н.И. 1
1СтГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для учебного процесса, а также для умения выполнять множество внеплановых заданий студентам обязательно нужно концентрировать внимание. Изучение внимания учащихся ВУЗов является самой сложной психологической проблемой, интересующей специалистов. Среди всех психических процессов внимание занимает особое место, так как является важным и включённым во все психологические процессы и входит в их неотъемлемый момент. Внимание отвечает за чёткость мыслительной деятельности, что и делает её успешной. Хорошо развитые свойства внимания, его организованность и произвольность – факторы, обеспечивающие успешность обучения. [13]

Существует определение внимания как процесса поступления через органы чувств нужной информации и игнорирование той, которая не подлежит осмыслению, такой перебор её происходит как сознательно, так и бессознательно. [13]

Изучение внимания является актуальным исследованием, изучением проблемы внимания занимались выдающиеся учёные: нейрофизиолог Н. А. Лурия, С. Л. Рубинштейн, О. С. Вудвордс, П. Я. Гальперин, Е. Д. Хомская, психиатр Б. Д. Карвасарский и др. Благодаря их трудам вывелось такое понятие внимания. Внимание – это умение выявлять наиболее актуальные в существенной ситуации объекты, явления действительности и предметы. Н. Н. Ланге выделил нужные теории в изучении внимания:

1. С помощью внимания у человека происходит двигательная адаптация

2. Внимание фильтрует информацию, поступающую в сознание, тем самым его объём ограничен

3.Внимание проявляется в следствие эмоций

4.Внимание является результатом апперцепции.

5.Внимание является особо-активной особенностью духа

6.Внимание усиливает нервные раздражители

7. Внимание способно подавлять нервную активность [1]

Из-за очень большого количества информации, которая предоставляется такими источниками, как интернет, социальные сети придаёт огромные усилия мотивировать студента к учёбе, систематической работе, интересу искать новую информацию и эффективно применять её во время учёбы и в жизни. Что нужно для мотивации первокурсника, чтобы его обучение эффективно отразилось и принесло пользу не только ему, но и обществу? Этот вопрос волнует, как педагогов, общество, так и психологов.

Обучение в университете является умственным трудом, у которого есть ряд особенностей. Например, у многих работников умственная деятельность выражается в раскрытии способностей, проявляемых интеллектуально при решении научных и задач в области производства, а у студентов она проявляется в процессе обучения и основана на запоминании огромного объёма учебного материала, в накоплении знаний и преобразованиях в интеллектуально – эмоциональной сфере.

Самое главное правило рационального проведения самостоятельной и аудиторной работы является чередование труда и отдыха. Работа станет оптимальною и эффективной если её выполнять в определённом режиме. Занятие, усиленное в период экзаменов и сессии, не даёт положительного результата. При заучивании студентами наспех материала происходит быстрое его забывание и развивается утомление, которое приводит к понижению работоспособности. Продолжительность рабочего времени студентов в вузе и дома составляет 9-11 часов в день, а во время экзаменов может возрасти до 12-15 часов. [14]

Можно привести такое определение работоспособности. Работоспособность индивида – это его способность выполнять определённую работу по установленному времени с наибольшей эффективностью. В основу умственной работоспособности входят умения, навыки, знания, также входят определённые физиологические и психологические качества человека. Благодаря влиянию учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов изменяется. Это видно в течение дня, недели, на протяжении учебного года и семестра. Глубина, направленность данных изменений определяются функциональным состоянием организма до начала деятельности, её организацией, особенностями этой деятельности. [3]

В начале учебный день студента не доходит до высокой продуктивности труда. Он проходит примерно от 10 до 30 минут, затем работоспособность может достигнуть очень высокого уровня. Такой период может характеризоваться постепенным повышением работоспособности, для него большое значение имеет соответствующая мотивация.

Устойчивая работоспособность может длится 1,5 – 3 часа, во время которого происходят функциональные изменения в организме студентов, соответствующие характеру выполняемой деятельности. [14]

Впоследствии наступления утомления работоспособность студента может резко измениться. Снижение работоспособности можно компенсировать положительной мотивацией и волевыми усилиями при начальных признаках утомления. Это может привести к возникновению чувства усталости и нервно – психическому напряжению. Функциональные изменения проявляются в тех органах и системах, которые участвуют в интеллектуальной деятельности студентов (например, в зрительном анализаторе, функции устойчивости внимания, оперативной памяти и т.д.). В дальнейшем может начаться быстрое снижение работоспособности, его уже не удаётся компенсировать волевым усилием.

В большинстве видимых случаев перед окончанием работы можно наблюдать кратковременное повышение эффективности работы, это мобилизация организма на предстоящее её окончание. Изменения во время учебного дня у студентов близки к тем, которые происходят в момент умственной работоспособности.

Динамика умственной работоспособности в неделехарактеризуется наличием периода высокой работоспособности в начале (понедельник, вторник), устойчивости в середине (среда, четверг) и ее снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу происходит некоторый подъем работоспособности, что связывают с явлениями «конечного порыва». [14]

Организация и методики исследования

Эксперимент был проведён на базе СтГМУ г Ставрополя. В эксперименте участвовали контрольная группа – сравнительная и экспериментальная, с помощью которой изучали. Студенты имеют специальность клиническая психология. Первый курс являлся при проведении методики контрольной группой, количество принимающих участие было девять человек. Четвёртый курс являлся при проведении экспериментальной группой, с которой сравнивали результаты первого курса. Четвёртый курс составляло девять человек, они принимали участие в проведении методики Шульте. Практическая значимость данного исследования выходит из актуальных задач исследования изменчивости внимания у студентов университета и выявление факторов, влияющих на снижение внимания и работоспособности. Материалы используются для эффективности работы с учащимися разного возраста и развития у них определённых свойств нервной системы.

Методика «Таблицы Шульте» (1959 год)

Обработка результатов исследования

В итоге можно сказать о первом курсе те результаты, при которых они имеют среднюю эффективность работы, дольше включаются в работу и имеют хорошую психическую устойчивость.

В следствие исследований можно сказать о четвёртом курсе те результаты, при которых они имеют среднюю, ближе к высокому уровню эффективность работы, среднюю степень врабатываемости, требующую меньше подготовки к основной работе, а также хорошую психическую устойчивость.

В ходе проведения методики Шульте с первым курсом было выявлено то, что студенты по-разному по времени отыскивали цифры, некоторые долго сосредотачивались и медленно находили каждую цифру, этим они тратили время всей группы. Это говорит об их неконцентрированном внимании и низком уровне работоспособности. Остальные студенты первого курса этой группы быстро ориентировались и выполняли задание, отыскивая и называя цифры. Это говорит о том, что у них высокий уровень работоспособности и высокая концентрация внимания. На первом курсе участвовало 9 человек. 40% участников выполняли задание с высокой скоростью, остальные 60 % справлялись с замедленным действием.

Построили "график истощаемости (утомляемости)". Он показывает устойчивость внимания и динамику работоспособности. Чем меньше колебания построенного графика, тем выше устойчивость внимания. Если колебания графика высокие, человеку сложно долго концентрировать внимание на чем-то одном, он будет чаще отвлекаться или совершать ошибки.

Вертикальная колонка - это время в секундах, горизонтальная - № таблицы. При проведении методики «таблицы Шульте» с четвёртым курсом можно сделать вывод о том, что выполняли задание с различием их способностей, но выполнили по сравнению с первым курсом быстрее, что можно сказать об их средней степени врабатываемости, при подготовке к занятиям им требуется меньше времени по сравнению с первым курсом. При проведении методики принимали участие 9 человек. 30 % участников быстро справились с методикой, остальные 70 % долго выполняли методику.

Таким образом, психическая устойчивость первого меньше, чем у четвёртого курса, поэтому можно сказать, что студенты четвёртого курса способны быть хорошо адаптированными к разной ситуации в обществе и устойчивы к стрессу. О концентрации внимания можно сказать, что она у четвёртого курса выше, чем у первого. Студентам первого курса требуется развитие её с помощью методик, с помощью высокой концентрации внимания можно легко справляться с разным по сложности количеством работы. Уровень работоспособности первого курса получился низким и это говорит о том, что группа легко устаёт при выполнении определённой деятельности и медленно включаются в работу, проводимую коллективно. Работоспособность четвёртого курса вышла в 4 балла, в следствие этому можно сказать о том, что они могут достаточно долгое время выполнять ту или иную деятельность.

Список использованной литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов – СПб.: Питер, 2006. – 583с

2. Матюгин И. Ю, Аскоченко Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М. : Эйдос, 1996. – 114с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. Питер, 2000. – 712с


4. Бондаренко, А. Ф. Основы психологии. - Киев : Издательство : Освита Украины, 2009. - 328 с.

5. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. - М.: Просвещение, 2002. - 233 с.

6. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

7. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2005. - 342 с.

9. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание. - М. : Издательство : Директ-Медиа, 2008. - 985 c.

10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

11. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

12. Личность и проблемы развития / под ред. Е.А. Чудина. - М.: Инсти, 2003. 172 с.

13. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008. - 400 с.

14. Пашукова, Т. И., Допира, А. И., Дьяконов, Г. В. Практикум по общей психологии. - М., 2005. - 153 с.

Просмотров работы: 334