Геомаркетинг – это вид маркетингового анализа, технология принятия решений с использованием пространственных данных в процессе планирования и осуществления деятельности в области сбыта продукции.
В ходе работы было рассмотрено применение геомаркетинга на конкретном примере. Ниже представлена статистическая информация об объёмах реализации молочной продукции по отдельным регионам РФ и по указанным регионам в совокупности:
Таблица 1
Год |
(общий объём реализации молочной продукции в рассмотренных областях, млн. т) |
(прод. в Ростовской обл., млн. т) |
(прод. в Краснодарском кр., млн. т) |
(прод. в Воронежской обл., млн. т) |
(прод. в Волгоградской обл., млн. т) |
2013 |
14,9 |
5,4 |
6,2 |
2,1 |
1,2 |
2014 |
14,5 |
5,1 |
6,8 |
1,7 |
0,9 |
2015 |
15,2 |
5,5 |
6,8 |
1,8 |
1,1 |
2016 |
15,81 |
5,8 |
6,9 |
1,96 |
1,15 |
2017 |
16,29 |
5,92 |
7,02 |
2,1 |
1,25 |
2018 |
15,93 |
5,85 |
6,87 |
2,01 |
1,2 |
С помощью программного пакета RStudio рассмотрены основные инструменты анализа приведенных данных. Была построена многомерная диаграмма рассеяния для обнаружения корреляционной связи между переменными, т.е. взаимосвязаны ли между собой продажи молочной продукции в различных областях РФ и как они влияют на общий объём реализации молочной продукции в данных областях.
Для проведения данного вида анализа в пакете RStudio было установлено 4 вспомогательных пакета с помощью Tools – Install Packages, а именно:
library("psych") – описательные статистики
library("dplyr") – обработка данных
ibrary("ggplot2") – графики
library("GGally") – матрица диаграммы рассеивания
Рисунок 1 – полученные диаграммы рассеяния
Построены парные уравнения регрессии для каждой независимой переменной, для определения влияния каждой независимой переменной на результирующую переменную.
Рисунок 2 – поиск уравнений регрессии
Оценка коэффициентов показывает, что в среднем увеличение реализации продукции – X1 на 1, увеличивает общий объём реализации Y на 2,121.
Оценка коэффициентов показывает, что в среднем увеличение доли продукции, производимой на экспорт – X2 на 1, увеличивает общий объём реализации – Y на 1,399.
Оценка коэффициентов показывает, что в среднем увеличение доли продукции, производимой на экспорт – X3 на 1, увеличивает общий объём реализации – Y на 2,625.
Оценка коэффициентов показывает, что в среднем увеличение доли продукции, производимой на экспорт – X4 на 1, увеличивает общий объём реализации – Y на 4,204.
Построена корреляционная матрица, была проверена значимость коэффициентов корреляции. Рассмотрена корреляционная связь между независимыми переменными и результирующей переменной.
При положительной корреляции увеличение (или уменьшение) значений одной переменной ведет к закономерному увеличению (или уменьшению) другой переменной т.е. взаимосвязи типа увеличение-увеличение (уменьшение-уменьшение).
Рисунок 3 – график линейного уравнения множественной регрессии
Рисунок 4 – построенное линейное уравнение множественной регрессии
Сделан вывод о том, что переменные в сильной и средней мере соответственно влияют на исследуемый показатель, так как свободные члены равны 1,4922; -0,8272; -2,681; - 0,6726. Построено уравнение регрессии (1):
(1)
Список литературы
Орлов А.И. Эконометрика: учебник для вузов / А.И. Орлов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 412 с.
Компьютерный практикум по эконометрике / (Григорьева С.В.) – Чебоксары: ГТУ, 2011. – 72 с.