ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Макарова М.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российский малый бизнес - сектор экономики, в буквальном смысле порожденный реформами. Малые предприятия появились в 1990 г. на основании Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Согласно этому постановлению, малые предприятия создаются во всех отраслях народного хозяйства на основе государственной, коллективной собственности, собственности советских граждан и иных форм собственности и могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. Основным критерием отнесения к этой группе предприятий является численность работающих.1

Критерий отнесения предприятий к малым изменился в 1995 г. В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательств, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.2

Создавая этот важнейший сектор экономики, правительство преследовало свои цели. По-видимому, основными были две. Во-первых, с развитием малого и среднего бизнеса возникает так называемое среднее сословие - слой состоятельных людей - носителей идей и практики демократии. Стабильность общества, состоящего из богатых и бедных, достигается только при наличии этого «социального буфера». Известно, что если в стране отсутствует среднее сословие, то государственная власть принимает какую-либо из недемократических форм, а положение в государстве оказывается нестабильным, ввиду постоянных прямых столкновений богатых и бедных. Во-вторых, в мире государственные доходы от этого сектора экономики весьма велики и занимают второе место после налогов на доходы физических лиц.

Общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1 тыс. жителей. В среднем по России – 6-9 малых предприятий на 1 тыс. жителей. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в целом по России – 13 %. В развитых странах показатель доли вклада малых предприятий в ВВП составляет более 50%, в России - 12%. По данным универсального обследования малых предприятий, предпринятого впервые Госкомстатом в 2009 г., на долю малых предприятий приходится 4% всего уставного капитала российских предприятий и 6,6% инвестиций в основной капитал.3

Исходя из приведенных данных, уровень развития малого предпринимательства в России следует признать недостаточным, а его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики - крайне низким.

Попробуем проанализировать некоторые действия правительства, приведшие к неудаче государственной программы развития малого бизнеса, а также определить причины, по которым эти действия совершались.

Самый первый просчет — установление высоких барьеров для вхождения в бизнес.4 Судя по публикуемым материалам, правительство осознает эту проблему далеко не в полной мере, и пути ее решения выбраны не совсем правильно. Ведь в первую очередь к административным барьерам относится не только и не столько процедура регистрации предприятия и получения лицензии на занятие определенным видом деятельности или разрешения на право торговли. Хотя эти процедуры достаточно дороги и требуют, как правило, услуг специализированной юридической фирмы для правильного и быстрого оформления и регистрации пакета необходимых учредительных и регистрационных документов, однако это является обычной практикой в развитых странах.

Более серьезная проблема - ограниченный доступ к ресурсам.5На первое место следует поставить наличие арендуемых офисных и торговых площадей в городах. Государство - самый большой игрок на этом рынке и, тем самым, берет на себя не свойственные ему функции предпринимателя и управляет своим большим хозяйством при помощи муниципальных комитетов по управлению имуществом и соответствующих комитетов субъектов Федерации.

Результаты приватизации 90-х годов не бесспорны, в смысле «справедливости», однако факт, что приватизированные предприятия приобрели эффективного собственника, трудно отрицать. Можно сказать, что если мы и имеем хоть какой-то слой малых предприятий наряду с крупными, то этот слой возник на базе известной части приватизированного государственного имущества. Следовательно, распродажа сдаваемого в аренду государственного имущества, при всех недостатках этой процедуры послужит мощным толчком для развития малого предпринимательства.

Еще одним просчетом государства явилась и является до сегодняшнего дня неразумная финансовая политика. В первую очередь это относится к высокой норме банковского процента. Дело в том, что решение человека открыть собственное производство предполагает определенные инвестиции в капитальное имущество. Говоря словами Дж. Кейнса, «когда человек инвестирует деньги или покупает капитальное имущество, он приобретает право на ряд будущих доходов от продажи соответствующей продукции за вычетом текущих расходов, связанных с ее выпуском, - доходов, которые он ожидает получить в течение срока службы имущества. Этот ряд годовых доходов удобно называть ожидаемым доходом от инвестиций... Отношение между ожидаемым доходом, приносимым дополнительной единицей капитального имущества, и ценой производства этой единицы, дает нам предельную эффективность капитала этого вида». «Для владельца реального капитального имущества всегда есть альтернатива - владеть вместо него деньгами или долговыми обязательствами. Поэтому минимальный ожидаемый доход, которым придется удовлетвориться новым инвесторам, не может упасть ниже того уровня, который установлен текущей нормой процента». «Инвестиции стимулируются либо повышением... предельной эффективности капитала, либо понижением нормы процента».6 Существующая норма процента приводит к развитию только тех форм малого бизнеса, которые высокодоходны и дают быструю отдачу.

Малый бизнес концентрируется в трудоемких секторах с низкими барьерами по объему капитала, необходимого для вступления на рынок. Поэтому большинство малых предприятий функционирует в торговле, общественном питании и строительстве. Тем не менее их роль достаточно заметна и в некоторых отраслях промышленности. Например, 28 % выпуска полиграфической продукции и 26% мебели приходится на малые предприятия. Но размер рынка высокодоходных отраслей, к которым относятся в первую очередь торговля и общественное питание и в меньшей степени строительство и промышленность, имеет определенные ограничения. Все прочие виды бизнеса оказываются малодоступны.

Бюджетная политика правительства также небезупречна. Шумная кампания по повышению пенсий, зарплат бюджетников и денежного довольствия военнослужащих имеет очевидную социальную и политическую направленность. Однако на деле она приводит лишь к перераспределению средств в сферу непроизводственного потребления.

Согласно классическому уравнению обмена, имеющему, как отмечал К. Маркс, всеобщее значение и подробно изложенному, например, у И. Фишера: «Уровень цен зависит от трех причин: 1) от количества денег в обращении, 2) от скорости их обращения (или от среднего количества переходов денег в обмен на блага в течение года) и 3) от объема торговли (или от суммы стоимости благ, купленных за деньги)».7

Мы можем считать скорость обращения денег достаточно постоянной. В этом случае перераспределение денег в сферу непроизводственного потребления просто увеличивает количество денег в обращении, однако объем торговли (количество произведенных и проданных товаров) при этом остается неизменным. Следовательно, повышение денежного дохода в бюджетной сфере приводит к соответствующему повышению цен товаров и, фактически, только наносит вред производственной сфере в связи с инфляцией, не давая при этом ощутимого увеличения дохода пенсионеров и бюджетников.

В то же время каждый рубль, который правительство направит на любые (пусть даже непроизводительные) производственные расходы, окажется значительно полезнее, чем тот же рубль, потраченный на непроизводственное потребление. Государство окажет значительную пользу обществу, если будет размещать любые заказы в любых бюджетных отраслях, вместо того чтобы просто раздавать дополнительные деньги их работникам. Неважно, будут ли это оборонные заказы, финансирование научных разработок, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, строительство школ и больниц и т. д. Главное, чтобы эти затраты были связаны с увеличением реального объема торговли. Размещение этих заказов вызовет цепочку хозяйственных связей, что приведет к мультипликативному росту дохода каждого звена этой цепочки, в которой малые предприятия будут играть важную роль.8 Говоря словами Дж. Кейнса, «во время жесткой безработицы могут многократно "окупаться"» даже те общественные работы, финансируемые за счет сокращения расходов на выплату пособий безработным, полезность которых представляется сомнительной». «Приведенные выше соображения показывают, каким образом «непроизводительные расходы», финансируемые с помощью займов, могут тем не менее в итоге обогатить общество...Рытье ям в земле, известное под названием добычи золота, которое не только не прибавляет ничего к действительному богатству мира, но и предполагает к тому же дополнительную тягость труда, рассматривается как лучшее из всех решений.9

И, наконец, нельзя не коснуться вопросов налоговой политики государства, а также работы правоохранительной системы.

О громадном налоговом прессе на бизнес очень много говорят и пишут. Однако налогов при этом «выжимается» из бизнеса совсем немного. Те налоговые поступления, которые государство получает сейчас, оно получило бы и в том случае, если бы численность контролирующих и карающих органов была уменьшена на порядок, а налоги на малый бизнес - существенно сокращены. Фактически государство получает доход от акцизных товаров и таможенных пошлин. Налоги с оборота, на прибыль и на имущество - основные для малого бизнеса - платятся лишь в той степени, которую предприниматели считают нужной. И поделать с этими предпринимателями ничего нельзя. Слой предпринимателей, переживший времена беспредельного рэкета со стороны криминального мира, налоговой полиции и правоохранительных органов, запугать или заставить что-либо делать против их воли практически невозможно. Такие люди будут платить налоги только по доброй воле.

Это может произойти в двух случаях. Во-первых, в случае снижения налогов до психологически разумного уровня, который, видимо, составляет около 10-15% от прибыли. Во-вторых, в случае расширения бизнеса до такой степени, когда предприниматель уже не сможет его достаточно эффективно контролировать сам и ему придется полагаться на нанятых менеджеров. Если говорить о людях, обладающих предпринимательскими способностями, но «оставшихся за бортом бизнеса» в упомянутые выше времена, то они смогут вернуться в малый бизнес, если государство изменит правила игры на более разумные.

Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.

Предварительно в целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства можно предложить следующее:10

- внести в Налоговый Кодекса Российской Федерации целый ряд изменений и дополнений, а именно:

- отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;

- предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;

- предоставить право субъектам малого предпринимательства использовать в целях налогообложения коэффициент ускоренной амортизации основных средств, но не выше 3;

- дополнить часть вторую отдельной главой “Единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства”, в которой предусмотреть:

- добровольное право перехода на уплату единого налога и порядок такого перехода;

- замену обязанности субъектов малого предпринимательства по уплате большинства налогов (налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж) обязанностью по уплате единого налога, в том числе включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога, включая его “пенсионную” часть);

- ограничить сферу применения единого налога только субъектами малого предпринимательства, ввести соответствующие критерии для субъекта, имеющего право перехода на данную систему налогообложения;

- предусмотреть возможность установления в качестве налоговой базы для исчисления единого налога величину вмененного дохода, рассчитываемую как произведение базовой доходности налогоплательщика и значений корректирующих коэффициентов. Причем, субъекты малого предпринимательства должны иметь право выбора наиболее приемлемой для них методики расчета базовой доходности;

- отменить необходимость применения контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога.

- предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

У государства есть задача вывести бизнес из тени. Но мы видим несоответствие провозглашённых целей и тех инструментов, которыми государство пытается или делает вид, что пытается, этих целей достигнуть. Были проведены сравнительные исследования, в которые были включены 140 стран мира. Из этих исследований сделан вывод относительно России: налоговое бремя у нас в 2 раза выше чем необходимо.

Список использованных источников

1. Исследования и аналитика. Налогообложение малого бизнеса. Буев В.В., Варнавский А.В., Шестоперов О.М. // [Электронный ресурс]: http://www.nisse.ru/business/article/article_1186.html?effort=

2. Кейнс Дж.М. «Общая теория занятости, процента и денег». // [Электронный ресурс]: http://kuchaknig.ru

3. Малое предпринимательство в России. Прошлое, настоящее и будущее: моногр. / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Новое издательство, 2016. - 268 c.

4. Фишер И. «Покупательная способность денег». // [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/239069/

5. Орлов, А.В. Менеджмент в малом бизнесе / А.В. Орлов. - Москва: ИЛ, 2018. - 995 c.

6. http://www.consultant.ru. Постановление Совмина СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий."

7. http://www.consultant.ru. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации."

8. http://bishelp.ru/ekonomika/detail.php?ID=4241

1 http://www.consultant.ru. Постановление Совмина СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий."

2 http://www.consultant.ru. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации."

3 http://bishelp.ru/ekonomika/detail.php?ID=4241

4 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003 – 220 с.

5 Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. – 324 с.

6 Дж.М.Кейнс. «Общая теория занятости, процента и денег». // [Электронный ресурс]: http://kuchaknig.ru

7 И.Фишер. «Покупательная способность денег». // [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/239069/

8 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003 – 220 с.

9 Дж.М.Кейнс. «Общая теория занятости, процента и денег». // [Электронный ресурс]: http://kuchaknig.ru

10 Исследования и аналитика. Налогообложение малого бизнеса. Буев В.В., Варнавский А.В., Шестоперов О.М. // [Электронный ресурс]: http://www.nisse.ru/business/article/article_1186.html?effort=

Просмотров работы: 4