РОЛЬ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТОМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТОМ

Алехина А.Л. 1
1ФГОУ ВО "ТГПУ им. Л. Н. Толстого"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конфликт является неотъемлемой частью жизни современного общества. Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни — примеры объективных факторов, стимулирующих возникновение конфликтоов между людьми.

Иными словам, межличностный конфликт — это ситуация противостояния участников, воспринимая и переживаемая ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон [4, с. 107].Конфликты играют важную роль в жизни и развитии общества. Именно поэтому возникает необходимость осуществлять их анализ с учетом различных факторов влияния. В виду этого необходимо признать, что полностью искоренить конфликт, как явление, невозможно. Именно по этой причине актуальность статьи заключается в том, что необходимо научиться управлять и предотвращать конфликтные ситуации, так как в ином случае они могут привести к разрушению социальных взаимоотношений.

Целью данной статьи является определение роли гендерного фактора в урегулировании конфликтов.

В рамках сформулированной цели были определены следующие задачи:

• рассмотреть процедуры урегулирования как элемента управления конфликтом;

• провести анализ способов урегулирования конфликтов;

• определить степень воздействие гендерного фактора на урегулирование конфликта через субъектов конфликта;

• определить потребность учета пола субъектов урегулирования конфликтов.

Объектом является процесс урегулирования конфликтов.

Предметом является гендерный фактор как важный элемент в урегулировании конфликтов.

При проведении исследования использовались методы сравнительного, аналитического и ретроспективного анализа.

Межличностные конфликты выполняют очень важную роль в жизни всевозможных социальных институтов. Поэтому неудивительно, что изучение конфликтов привлекает многих ученых. Появление конфликтных ситуаций во многом провоцируется как внешними, так и внутренними факторами. Одним из таких факторов является гендер.

Конфликты между субъектами разных полов, или другими словами гендерные конфликты, достаточно специфичны. В первую очередь самым прямым образом это связано с достаточно большим количеством стереотипов, существующим в социуме, а также в отношении поведения представителей того или иного гендера [5, c. 101]

Гендерные отличия и правила поведения закладываются в сознание человека с раннего детства, в процессе воспитания, формирования правил поведения. Как следствие - взрослому индивидууму присущи взгляды, привитые ему в раннем детстве или же под воздействием общественного мнения или поведения. Всё это влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций и во многом усложняет их урегулирование.

Конфликтная ситуация может возникнуть в любое время. Она является следствием несовместимости интересов участников дискуссии. Каждый участник имеет мнимое представление о том, что разрешение конфликтной ситуации невозможно без ущерба другой стороне [1, c. 235]

В настоящее время, проводя анализ взаимоотношений между субъектами разных полов, равенство гендера не может быть оспарено. Всё это связано непосредственно с принятием индивидуума принципа поведения, принятых в обществе, а также способа выражения эмоций, демонстрации своих намерений и высказывания своего мнения.

Деление на мужчин и женщина происходит с опорой не только на различия во внешности, уровне физической подготовки, строении головного мозга, но и в выполнении различных ролей и социальных функций.

Однако, в настоящее время, оперируя результатами исследований многих ученых, изучавших проблемы гендерного деления, можно говорить о том, что никаких специфических различий в строении головного мозга мужчин и женщин нет. Доступность образования в нынешнем мире лишний раз доказывает, что и мужчины, и женщины, вне зависимости от гендера, способны выполнять одни и те же функции [2, c. 285]

Более открыто гендерный фактор в конфликтах проявляется в процессе трудовых взаимоотношений. Это поддерживается не только наличием списка профессий, в которых нет женщин, но и в принципах восприятия конфликтного поведения каждого пола.

Внутренние проблемы во многом оказывают влияние на трудовые взаимоотношения.

Юноши же при повышении уровня стресса стараются отгородить себя от негативной реакции и переживаний, стараясь переключить своё внимание на решение трудовых или, например, каких-либо личных проблем, ни коем образом не связаны со стрессовой ситуацией. Решение конфликтов в мужских группах, как правило, чаще всего осуществляется самостоятельно и без участия третьих лиц.

Пол субъектов при урегулировании конфликтов должен приниматься с учетом возраста конфликтующих сторон. Следует отметить, что немало важную роль играет и гендерная принадлежность лица, который берет на себя роль так называемого "миротворца". Если в конфликт вступают лица разной гендерной принадлежности, одна из сторон может попытаться привлечь на свою сторону лицо, которое урегулирует конфликт на основании схожего гендера.

При урегулировании конфликтных ситуаций между какими-либо социальными группами, состоящими из взрослых людей, учет пола участников конфликта, должен осуществляться с учетом степени влияния гендера на причины конфликта.

Так же большое значение имеет гендерная принадлежность участников конфликта в том случае, если противостояние происходит между субъектами, связанными родственными связями. Проблема заключается в том, что стороны конфликта представлены отдельными индивидуумами, имеют разную гендерную принадлежность и между ними может существовать какая-либо родственная или супружеская связь.

Как правило, для разрешения конфликтной ситуации на первоначальном этапе необходимо определить причину столкновения и попытаться посадить "посадить за стол переговоров" конфликтующие стороны. Однако в случае, если стороны не способны объективно воспринимать аргументы, высказываемые другой стороной, на основании гендерных предрассудков или стороны не способны отделить причину конфликта от гендерного противостояния, то данный этап не принесет никакого результата.

Гендерное различие сторон, в любом случае будет оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие ситуации и потребует от лица, которое осуществляет урегулирование конфликта, принимать во внимание данный факт и реализовывать все необходимые мероприятия для достижения положительного результата, то есть ликвидации конфликта и снижения степени влияния постконфликтной ситуации на субъектов конфликта и окружение в целом.

Особое внимание заслуживают конфликтные ситуации, которые развиваются между группами мужчины/женщины.

Привлечение мужчины к попыткам разрешить конфликтную ситуацию приведет к тому, что анализ причины конфликта будет осуществляться только лишь с мужской точки зрения и анализе поведения конфликтующих сторон. с женщинами происходит все в точности наоборот: женщина будет оценивать ситуацию с точки зрения женского восприятия.

В такой ситуации рекомендуется привлекать не одного человека для решения конфликтной ситуации, а несколько. Это может быть некая группа лиц, в составе которой будут люди разной гендерной принадлежности. Мнение не одного человека, а нескольких поможет посмотреть на причину конфликта с разных ракурсов, чтобы рационально оценить ситуацию и попытаться найти решение, которое будет соответствовать не только мужской точке хрения, но и женской.

Игнорирование гендерных особенностей поведения участников конфликтной ситуации приводит к тому, что конфликт становится лишь условно-решенным. Иными словами, субъектам кажется, что они пришли к общему мнению и конфликт удалось исчерпать, но, по сути, сама ситуация, в конечном счете, так и не разрешилась. Вследствие чего конфликт перешел в стадию противостояния сторон.

Чем больше и стремительнее развивается общество, тем теснее ощущается вплетение конфликта в социальные взаимодействия. И вследствие того, что социальные взаимодействия осуществляются людьми, определяющую роль в исходе этих взаимодействий играют психологические факторы. Именно поэтому центральной областью конфликтологического знания в настоящее время является психология конфликта.

Процесс урегулирования конфликтов довольно сложен. В первую очередь необходимо провести профилактику и принять меру по предупреждению конфликтных ситуаций. Главная и наиболее важная задача профилактики конфликтов заключается в том, чтобы устранить как можно больше условий, которые могут спровоцировать появление конфронтации.

Согласие между субъектами столкновения довольно трудно достигнуть без вмешательства третьих лиц. Первая причина заключается в их незаинтересованности развивать и сохранять конфликт, а вторая, - главной целью они считают именно устранение как причины, так и самого конфликта в целом.

Процесс по урегулированию конфликтных отношений предполагает особую подготовительную работу для того, чтобы конфликт решился исключительно мирным путем, не прибегая при этом к насильственным мерам, которые могут нанести вред как одному из оппонентов, так и обоим сторонам одновременно.

Формируя перечень или же мероприятия по урегулированию конфликтов необходимо учитывать не только пол, но и опираться на данные о численности участников конфликта, так как те методы, которые будут работать в отношении малых групп, могут быть не столько эффективными в отношении средних или больших групп субъектов конфликта, вне зависимости от их гендерной принадлежности.

Таким образом, при урегулировании конфликтов гендерный фактор сможет сыграть существенную роль. Взгляды мужчин и женщин на разрешение того или иного конфликта значительно отличаются. В ряду наиболее достоверных гендерных различий в настоящее время наиболее значительную позицию занимают различия в агрессивном поведении. Учет пола участников при урегулировании конфликтов, в первую очередь, должен осуществляться исходя из возраста конфликтующих сторон на момент принятия решения об управлении конфликтом.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и коментариях: Учеб. пособие. − 2-е изд., перераб. − СПб.: Питер, 2009 – 304 с.

2.Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004 – 336 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. − 2-е изд. − СПб.: Питер, 2008 – 544 с.

4. Евенко С.Л. Теоретическая модель проявления гендерных особенностей межличностных конфликтов в организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2013 № 1 − С. 99−102.

5. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. – М.: Феникс, 2007 – 243 с.

Просмотров работы: 92