ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одним из наиболее востребованных направлений современной экономической науки является изучение проблемы продовольственной безопасности, важной составляющей национальной безопасности страны. Обеспечение населения продовольствием является базовым элементом экономической, социальной и политической безопасности любой страны, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики.

Ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны играет развитие агропромышленного комплекса (АПК), являющегося структурообразующим фактором в системе народного хозяйства. Его способность обеспечивать сбалансированность и устойчивость экономического развития, отражает уровень продовольственной безопасности во всех её проявлениях. При этом существенное значение для продовольственной безопасности имеет обеспечение оптимального соотношения внутреннего производства и импортных поставок продуктов питания, позволяющего обеспечить продовольственную независимость страны.

Основная часть. Под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики страны, при котором государством гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активного и здорового образа жизни. Значимость данного вопроса сложно переоценить, ведь обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности.

По степени обеспечения продовольственной безопасности все страны могут быть условно разделены на четыре группы:

- независимые -- 100% обеспечивающие населения основными продуктами питания собственного производства;

- относительно независимые - основные объемы продуктов питания производятся самостоятельно, а небольшие – импортируются;

- зависимые - значительное количество продовольствия импортируется.

- полностью зависимые - не имеющие возможности производить самостоятельно достаточное количество пищевой продукции.

Россию при таком делении можно отнести к группе относительно независимых стран. В отличие от многих стран, Россия, имея все необходимые ресурсы, остается крупнейшим мировым импортером сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья. Это связано с тем, что темпы роста производства продовольствия в стране не успевают за возрастающими потребностями населения. Главная причина значительной доли продовольственного импорта - несовершенство аграрной политики, проводимой государством и низкая производительность во многих секторах АПК.

Агропромышленный комплекс (АПК) - сложная социально-экономическая система, включающая большое разнообразие структурных элементов, образующая его подсистемы, Центральным звеном АПК является сельское хозяйство, которое является фундаментом обеспечения продовольственной безопасности, как глобальной, так и национальной.

В настоящее время благополучие граждан России, социальная и экономическая стабильность в стране во многом зависит от уровня конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики. Эффективное развитие АПК является задачей стратегической важности, от решения которой зависит перспектива обеспечения продовольственной безопасности России. Это особенно актуально в условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, связанного с падением мировых цен на нефть, ростом военного напряжения в мире, экономических санкций [2].

Адаптировать аграрный сектор экономики к трансформирующимся рыночным отношениям возможно только при наличии эффективного механизма управления. Относительно низкая инвестиционная привлекательность АПК обусловлена высокими производственно-финансовыми рисками и недостаточным уровнем финансовой обеспеченности отечественных товаропроизводителей. Недостаточный уровень оказания бюджетной поддержки российским аграриям, высокие кредитные процентные ставки, большая доля устаревшей техники, отсутствие возможности осваивать инновации не дают большинству сельскохозяйственных организаций производить конкурентоспособную продукцию. Сложившиеся условия требуют роста уровня профессионализма менеджмента организаций АПК, который выражается в способности оперативно реагировать на меняющиеся экономические условия. На современном этапе основными проблемами развития АПК являются:

недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

монополизм перерабатывающих предприятий и торговых сетей;

технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации;

отток трудоспособного населения из сельской местности.

Без решения указанных проблем дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможно.

Для увеличения объема и качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия необходим перевод агропромышленного комплекса на инновационный путь развития, повышение его инвестиционной привлекательности, освоение интенсивных технологий, обновление технической базы на основе восстановления и развития российского сельскохозяйственного машиностроения, мелиорация земель и введение в оборот неиспользованных сельскохозяйственных угодий.

Государственная аграрная политика в целях достижения продовольственной безопасности должна быть направлена на достижение:

экономической доступности продовольствия для всех групп населения;

физической доступности продовольствия;

повышения качества продовольствия;

повышение уровня развития сельского хозяйства;

институциональных преобразований;

эффективной внешнеэкономической деятельности.

Для повышения экономической доступности продовольствия особое внимание должно быть направлено на снижение уровня бедности, обеспечение поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, а также повышение конкуренции в сфере производства и реализации продуктов питания.

Физическая доступность продовольствия должна быть обеспечена путем поддержки регионов, в которых отсутствует местное производство продовольственной продукции, а также путем насыщения розничной торговой сети максимально широким ассортиментом продовольственных товаров различных торговых марок и производителей. Необходимо обеспечить комфортные условия для доступа в розничную торговую сеть владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм сельскохозяйственного производства, а также малых предприятий по производству продовольствия.

В части улучшения качества продовольствия должны быть разработаны и применены на практике меры для совершенствования системы обеспечения безопасности пищевых продуктов на протяжении всего производственного цикла: хранение, транспортировка, переработка и реализация. Необходимо введение в действие национальных стандартов качества для основных групп продовольственных товаров и обеспечение их соблюдения всеми участниками агропродовольственного рынка.

Для реализации целей повышения качества продовольственной продукции должна быть создана современная инструментальная и методическая база организационного структурного контроля над качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Эффективность внешнеэкономической деятельности, как показывает мировая практика, основывается на правильно организованной системе внешнеэкономического регулирования в сфере агропромышленного комплекс, и является одним из наиболее значимых средств достижения продовольственной безопасности и импортной независимости. С точки зрения ведущих экономистов, недостаточно регулируемая внешняя торговля представляет собой угрозу продовольственной безопасности страны [3].

Внешнеторговая политики в продовольственной сфере должна с одной стороны обеспечивать защиту отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от конкуренции со стороны зарубежных поставщиков, с другой способствовать насыщению отечественного рынка продовольствия качественной продукцией, поддержанию внешнеторговых компаний и созданию условий для защиты потребителей.

Несовершенная внешнеторговая политика государства способствовала созданию условий, при которых Россия превратилась в крупного импортера продовольствия, Согласно оценкам отдельных исследователей, импорт продовольствия в стране составляет на сегодняшний день 25-35 %, при этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигла примерно 50-60 %. [4]. Такое положение дел привело к ослаблению позиций ряда отечественных отраслей, таких как, животноводство и птицеводство, растениеводство и производство сельхозтехники к ухудшению положения большого числа отечественных товаропроизводителей. Необоснованная импортная зависимость страны оказывает влияние и на состояние национальной экономической безопасности, так как создает условия для неоправданного использования валютных резервов страны.

На этот счет обоснованным является мнение многих российских экспертов (Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. и других) о необходимости «перехода от политики либерализации внешней торговли продовольственными товарами к политике аграрного протекционизма, на основе взвешенного внешнеторгового защитного механизма и государственной поддержки отечественного рынка продовольственных товаров» [5].

Сложившиеся в настоящее время условия жесткой конкуренции с зарубежными товаропроизводителями актуализируют вопрос совершенствования мер государственного регулирования внешней торговли как инструмента защиты российского продовольственного рынка и достижение в итоге продовольственной независимости России. С этой точки зрения необходимо применение эффективных способов защиты национального рынка продовольствия, таких как:

- таможенно-тарифное регулирования с целью рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- использование экономических и административных защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта технологий, техники, машин и оборудования.

Следует отметить, что на протяжении последних лет, с целью повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса и поддержанию продовольственной безопасности, в России были приняты многие законодательные акты. В их числе Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства», Доктрина продовольственной безопасности, направленная на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Государством реализуется программа социального развития села и концепция устойчивого развития сельских территорий. Однако, не смотря на это сельское хозяйство, остается низкодоходной и малопривлекательной для инвесторов отраслью [1].

Решать многочисленные проблемы развития АПК и продовольственной безопасности становится проблематично в условиях сложившихся в настоящее время экономических и политических обстоятельствах. Рассмотрим некоторые из них [6].

1. Вступление России во Всемирную торговую организацию. Для АПК это означает снижение размеров прямой государственной поддержки, повышает открытость отечественного агропродовольственного рынка путем снятия барьеров для доступа на него иностранных компаний и создает условия для усиления действия негативных процессов, создающих дополнительные риски для устойчивого развития аграрной сферы экономики.

2. Возникшая в связи с введением зарубежных санкций и прекращением импортных поставок отдельных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, необходимость импортозамещения по основным видам продукции. Однако восполнить недостаток продовольствия за счет увеличения собственного производства при сложившемся уровне развития АПК невозможно. Это приводит к необходимости поиска новых импортеров продовольствия, переориентированию на другие государства, тем самым вновь поделив между ними российский рынок продовольствия. Кроме того, ускоренное импортозамещение за счет дополнительного производства отечественной сельскохозяйственной продукции невозможно без одновременного развития сельских территорий.

3. Усиление мировой политической и экономической напряженности усложняет существующие системные проблемы в аграрной сфере экономики.

Выводы. В совокупности данные обстоятельства создают новую социально-экономическую ситуацию в аграрной сфере, которая не укладывается в рамки действующей национальной аграрной политики, результаты которой не позволяют России достойно ответить на внешние вызовы. Это приводит к росту напряженности в экономике аграрной сферы, нестабильности в надежном обеспечении населения отечественным продовольствием.

Известно, что Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [1] базируется на приоритете продовольственной независимости страны, то есть такого состояния агропродовольственного сектора, при котором самообеспечение основными видами продовольствия достигает 80 процентов и более. Под продовольственной независимостью, в данном случае, следует понимать устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах, не меньше установленных пороговых значений. Это становится осуществимым только при достаточном уровне развития аграрной сферы, достигнуть которого, по результатам прогнозных расчетов на период до 2030 года, возможно при применении стратегии инновационного развития.

Таким образом, главной задачей российской аграрной политики стала необходимость разработки действенных мер по снижению импортной зависимости от зарубежных производителей. Экономика страны, прежде всего, должна быть ориентирована на самостоятельное продовольственное обеспечение. Требуется переход к новой парадигме обеспечения продовольственной безопасности, основанной на рациональном использовании внутренних производственных ресурсов страны, учитывая преимущества международного разделения труда.

Список литературы

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120//Режим доступа: URL: https:// https://base.garant.ru/12172719/.html (дата обращения 22.01.2020 г.)

Кудряков В.Г. Государственное регулирование региональной продовольственной безопасности в условиях санкционного режима / В.Г. Кудряков, Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. №123. С. 2042-2057.Режим доступа: URL: https://sj.kubsau.ru›2016/09/136.pdf ( дата обращения 22.01.2020 г.)

International trade in goods and services. – UNCTADSTAT. – The United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). Режим доступа: URL: https://unctadstat.unctad.org/EN/.html (дата обращения 22.01.2020 г.)

OECD-FAO Agricultural Outlook 2015 // OECD/Food and Agriculture Organization of the United Nations (2015), OECD Publishing, Paris. – Режимдоступа: http://dx.doi.org/10.1787/agr_outlook-2015-en/html (дата обращения 22.01.2020 г.)

The World Factbook. Central Intelligence Agency. – Режим доступа: URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html (дата обращения 22.01.2020 г.)

World Economic Outlook (WEO) // International Monetary Fund. October,2015.– Режим доступа: URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/pdf/text.pdf (дата обращения 22.01.2020 г.)

Просмотров работы: 1438