О ПОВЫШЕНИИ ЗРЕЛИЩНОСТИ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

О ПОВЫШЕНИИ ЗРЕЛИЩНОСТИ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ

Овчинникова Е.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В давние времена главным способом предоставления зрелища являлись именно спортивные состязания. Гладиаторские бои и Олимпийские игры стали популярны еще до нашей эры, а современные формы дошли и до наших времен.

Спортивно-зрелищные услуги занимают важную нишу в жизни общества. К ним относятся: «спортивные и оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм; спортивные праздники; спортивно-зрелищные вечера и концерты; встречи с выдающимися спортсменами; показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных учреждений» [1]. Таким образом, спортивно-зрелищные соревнования в большей мере направлены на созерцание выступлений спортсменов и спортивных команд, а не на занятия спортивными упражнениями. Им свойственна эмоциональность, непредсказуемость, массовость и наличие конфликта, именно поэтому они остаются популярными и востребованными.

Спортивно-зрелищные услуги имеют коммерческую составляющую, поэтому борьба идет не только за достижение высоких результатов, но и за своего зрителя. Конкурируют между собой и сами виды спорта, спортивные лиги, спортивные клубы, спортсмены, а также предприятия, предоставляющие зрелищные услуги другого рода. Именно люди, посещающие соревнования и поддерживающие спортсменов, являются ключевой фигурой. Ради своих болельщиков спортсмены выкладываются на площадке, достигают высоких результатов. Болельщики приносят прибыль за счет приобретения билетов и атрибутики. Уровень посещаемости и телевизионные рейтинги являются важными факторами для спонсоров. В связи с этим, необходимо привлекать и удерживать своего зрителя. Повышение зрелищности спортивного состязания является одним из способов.

В спортивной составляющей состязаний можно выделить несколько факторов, повышающих зрелищность соревнований: борьба, мастерство исполнителей, результат, непредсказуемость событий, уникальность [2] (рис.1).

Рисунок 1. Спортивные составляющие зрелищности услуг

Зрители совсем по-другому воспринимают поражение своей команды или своего спортсмена, если победа была упущена в равном бою. Более половины респондентов (65,9%) выбрали борьбу важным фактором, который привлекает зрителей на спортивные соревнования. Пусть даже команда/спортсмен проигрывает, но борется до конца и показывает характер.

Несмотря на то, что основной целью спортсменов является победа в соревновании, для большинства потребителей спортивно-зрелищной услуги важнее мастерство спортсменов (52,4%). Зрелищность соревнований значительно возрастает, когда спортсмены демонстрируют свои уникальные физические возможности, скорость, трудность и рискованность элементов.

Естественно, нельзя забывать и про результат, который по-прежнему является значимым фактором, определяющим зрелищность мероприятия. Несмотря на то, что непредсказуемость исхода событий привлекает зрителей (34,1%), еще большее воздействие на зрителя оказывает победа любимой команды или спортсмена в серьезной борьбе (46,3%).

Последним фактором является уникальность каждого состязания (35,4%). Исход событий зависит от самих спортсменов, от их действий, решений в ходе борьбы, спортивной подготовки в конкретный момент и много другого. В связи с чем, невозможно повторение событий ни при каких условиях.

Некоторые виды спорта сами по себе представляют синтез искусства и спорта [3]. Создается не просто программа выступления, наполненная спортивными элементами и связками, а выбирается идейно-тематическое содержание, определенный сюжет, используются соответствующие музыкальные композиции, костюмы, световое освещение, оценивается не только спортивная подготовка исполнителя, но и артистичность. Важно узнать, является ли такое сочетание востребованным у зрителей (рис. 2).

Рисунок 2. Сочетание техники и образности в видах спорта

Около 60% одобряют такое сочетание. Треть опрошенных отдают преимущество технической составляющей. Только 7,4% выбирают возможность создания художественного образа в качестве основной составляющей. Наличие хоть небольших элементов эстетичности или художественности повышают зрелищность соревнования в разы. Пусть даже спортсмены будут в форме красивого дизайна, наблюдать за соревнованием уже будет интереснее и приятнее.

Очень часто любые спортивные соревнования сопровождаются разного рода развлекательными программами. Приглашаются различные артисты, музыканты, исполнители, танцоры. Почти каждый спортивный клуб имеет свою группу поддержки (рис. 3).

Рисунок 3. Развлекательные программы на спортивно-зрелищных мероприятиях

В равной степени люди отмечали, что относятся совершенно нейтрально к развлекательным программам и что данная составляющая нравится. Для 15,9% людей спортивная составляющая остается первостепенной, они считают, что «не нужно делать из спорта шоу». Учитывая, что в предыдущем вопросе большинство отдавало предпочтение сочетанию художественности и спортивной составляющей, а при ответе на данный вопрос появляется нейтральное отношение к дополнительным развлекательным программ, можно сделать вывод, что людям достаточно эстетичности и образности, которые содержатся в самих видах спорта.

Но если все-таки исследовать, какого рода сопровождающие программы интересны, то лидируют творческие номера (56,1%). Второе место заняли интерактивы со зрителями (39%). Трансляции тематических видео-роликов оценили 34,1% человек. Около 4% самостоятельно указали, что ничего из этого не интересует (рис. 4).

Рисунок 4. Виды развлекательных программ

Опять же подтверждается наличие среди болельщиков любителей спорта в его чистом виде. В данном случае можно выдвинуть гипотезу, что данные люди сами имеют непосредственное отношение к спорту (среди опрошенных были профессиональные спортсмены), знают данное явление изнутри и предпочитают не смешивать спорт с другими составляющими.

Еще одним фактором повышения зрелищности услуг может стать внедрение современных технологий [4].Трансляции повторов ярких или спорных моментов, близко и с разных ракурсов, проведение интересных интерактивов в паузах и перерывах, организация звукового и светового сопровождения превращают простое состязание в яркое шоу (рис. 5).

Рисунок 5. Современные технологии при проведении спортивных соревнований

Почти 70% людей положительно относятся к таким введениям, они отмечают, что данные средства «помогают тщательно следить за соревнованием, акцентируют внимание на деталях». Чуть больше четверти людей (28%) нейтрально относятся к технической составляющей соревнования. И только 2,4% считают, что это может отвлекать от соревновательного процесса.

Подводя итоги,можно сказать, что преимущество отдают спортивным составляющим, несмотря на то, что нет явного негативного отношения к любым сопутствующим творческим и техническим составляющим. В данном случае, организаторам нужно найти «золотую середину». Пусть спорт остается спортом, ведь именно его состязательные, технические и азартные составляющие являются главными целями посещения спортивных мероприятий. В данном случае, в первую очередь, необходимо работать самим спортсменам и тренерскому штабу, чтобы показывать результаты, способность к борьбе, высокую технику, а маркетологи и организаторы соревнований могут только подогревать интригу, заводить публику и призывать к совместной борьбе. Не нужно отвлекать зрителей по ходу самого состязания от главного действия.

А вот в перерывах и паузах уместно организовать небольшие развлекательные программы, как правило, предпочтение отдается творческим номерам, поэтому можно пригласить танцевальный коллектив или музыкальную группу, которые заполнят свободное время. Важно, чтобы все сочеталось с самим соревновательным процессом. Пусть творческие номера будут такими же динамичными и техничными. Если спорт сам по себе граничит с творчеством, то нужно грамотно организовывать развлекательные программы, чтобы спортивное соревнование не превратилось в демонстрацию творческих номеров.

Литература

ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52024-2003 (дата обращения: 21.12.19)

Ермилова В.В., Кротова Е.Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. №2 (35). с. 100-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zrelischnosti-v-sporte-i-ih-transformatsiya-v-usloviyah-sovremennogo-obschestva (дата обращения 23.12.19)

Кудашов В.Ф., Кудашова Л.Т, Венгерова Н.Н. Факторы зрелищности показательных спортивных выступлений // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-zrelischnosti-pokazatelnyh-sportivnyh-vystupleniy (дата обращения: 25.12.19)

Корнюшина Е.О., Гольчук Р.В. Новые технические средства и сценические технологии в создании спортивно-зрелищного мероприятия //
Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82350 (дата обращения: 25.12.2019).

Просмотров работы: 164