Главной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы. Рекреационный потенциал может оцениваться на уровне мира, страны, района и т.д. Оценка рекреационного потенциала является субъективной, изменчивой в пространстве и времени [1].
Рекреационная оценка территории необходима в первую очередь для информационного обеспечения управления природопользованием с целью повышения его эколого-экономической эффективности и развития сферы рекреации.
В качестве критериев оценки рекреационного потенциала рассматриваются факторы, отражающие ее ценностные характеристики: пейзажная и культурно-ландшафтная ценность местности (историко-культурная, ландшафтно-архитектурная); степень и характер освоенности территории; наличие охраняемых территорий; наличие условий для отдыха, познавательного туризма и других видов рекреации [1].
В настоящее время разработано несколько общих подходов к оценке рекреационных ресурсов, при этом оцениваются прежде всего:
их функциональная пригодность для того или иного вида экологического туризма (технологическая оценка);
степень комфортности (физиологическая оценка);
эстетические качества (психологическая оценка).
Кроме того, в определение рекреационной значимости того или иного ресурса входят экономическая и экологическая оценки.
Оценка любого ресурса осуществляется пофакторно, затем все полученные величины суммируются, и выводится средняя оценка соответствия данного объекта тому или иному виду туризма.
При анализе ресурсной базы применяют разные шкалы оценивания – трех-, пяти- и десятибалльную. На наш взгляд, оптимально применение трехбалльной системы оценки, где факторы оцениваются как благоприятные для развития того или иного вида туризма (3 балла), относительно благоприятные (2 балла) и неблагоприятные (1 балл).
При оценке рельефа для рекреационного (лечебного) туризма учитывается в первую очередь степень расчлененности местности (густота расчленения, глубина, крутизна склонов). Эти характеристики рельефа необходимо учитывать для прокладки пешеходных троп и терренкуров.
Оценка водоемов для купально-пляжного отдыха осуществляется на основании следующих показателей: характера берега, подходов к воде, характера пляжа, береговой отмели и дна, скорости течения (для рек), температуры воды и экологической обстановки.
Кроме того, при оценке рекреационных ресурсов, необходимых для развития экотуризма, принимается во внимание надежность природных комплексов, определяемая их устойчивостью к антропогенным нагрузкам и разнообразием.
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами архитектурных памятников (памятники культовой и светской архитектуры, дворцово-парковые комплексы, дворянские усадьбы), археологическими и этнографическими памятниками, народными промыслами, музеями, театрами, выставочными залами, научно-техническими комплексами и сооружениями [4].
Для оценки этих объектов для практически всех видов туризма наиболее важными оценками являются ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре, определение времени необходимого и достаточного для осмотра, его надежность и аттрактивность. Ранжирование осуществляется экспертным путем, при этом устанавливаются объекты мирового, федерального и местного значения.
Туристскую инфраструктуру можно подразделить на следующие крупные блоки: транспортное обеспечение; коммунальные системы; торговля и бытовое обслуживание, телекоммуникационная связь, места размещения и питания, кадры. Ее особенность состоит в том, что она одновременно обслуживает туристов и местное население, поэтому ее развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создает большое количество рабочих мест.
Каждый компонент туристской инфраструктуры имеет свои критерии оценки. При их оценке учитывается: общее количество предприятий гостеприимства с общим числом мест; дифференцированная оценка предприятий гостеприимства по классам с учетом количества мест каждого класса и предоставляемых услуг; степень технического оснащения; размещение предприятий гостеприимства по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов.
На территории загородных объектов часто можно встретить спортивно-оздоровительные комплексы. Они расширяют разнообразие услуг и привлекают больше посетителей. Рассмотрим, какие именно функции может нести спортивно-оздоровительный комплекс в рамках физкультурно-оздоровительной работы:
организация учебно-тренировочного процесса на свежем воздухе;
проведение различного рода соревнований, тем самым привлекая болельщиков на базы отдыха;
организация время препровождения с использованием спортивных игр, аренда спортивного инвентаря;
осуществление оздоровительной работы, а именно, создание летних лагерей;
реализация социально-экономических, спортивно-оздоровительных проектов, направленных непосредственно на организацию спортивно-оздоровительной работы с населением;
организация и проведение воспитательной работы с посетителями данного комплекса.
При строительстве спортивно-оздоровительных комплексов, в них устанавливают все необходимое оборудование, которое должно быть самым новым. Именно поэтому в данных спортивно-оздоровительных комплексах могут заниматься все желающие, несмотря на возраст и даже проблемы со здоровьем [6].
Как правило, на спортивно-оздоровительных комплексах строят универсальные площадки. Основное преимущество такого плоскостного сооружения – универсальность, т.е. сочетание нескольких игровых полей: волейбольного, баскетбольного, мини-футбольного, бадминтонного, теннисного корта, а также и различного их сочетания
Большинство загородных объектов привлекают своих гостей наличием бассейна и спа-комплекса. СПА-процедуры нацелены не только на излечение организма, но и на снятие стресса, расслабление мышц, повышения тонуса кожи.
В связи с тем, что спортивно-оздоровительная инфраструктура неразрывно связана с оздоровлением и рекреацией, при оценке рекреационной деятельности следует добавить фактор «спортивная и досуговая инфраструктура». Из этого вытекает, что интегративную оценку рекреационного потенциала можно представить в виде предлагаемой нами оценочной таблицы.
Таблица
Оценка рекреационного потенциала загородных баз
Фактор |
Оценка* (балл) |
1. Природно-ландшафтного потенциала для развития различных видов туризма, в том числе: |
0-12 |
1.1 Рекреационные ландшафты |
0-3 |
1.2.Рельеф |
0-3 |
1.3.Водные объекты |
0-3 |
1.4.Почвенно-растительный покров |
0-3 |
2. Климат |
0-3 |
3. Гидроминеральные ресурсы (наличие природных источников) |
0-3 |
4. Историко-культурные памятники (наличие, статус), в том числе |
0-52 |
4.1 Объекты с региональным статусом (число, состояние) |
До 10 |
4.2 Объекты федерального статуса (число, состояние) |
До 15 |
4.3. Объекты Всемирного наследия (число, состояние) |
До 27 |
5. Туристская инфраструктура, в том числе |
0-18 |
5.1 Транспортное обеспечение |
0-3 |
5.2 Коммунальные системы |
0-3 |
5.3 Торговля и бытовое обслуживание |
0-3 |
5.4. Телекоммуникационная связь |
0-3 |
5.5. Места размещения и питания, |
0-3 |
5.6. Наличие кадров, квалификация. |
0-3 |
6. Спортивная и досуговая инфраструктура, в том числе |
0-12 |
6.1.Бассейна, СПА- |
0-3 |
6.2 Спортивные площадки |
0-3 |
6.3 Прокат инвентаря |
0-3 |
6.4 Досуговые мероприятия, направленные на пропаганду спорта и оздоровления |
0-3 |
Итого |
|
*Примечание: Нами была выбрана системы оценки, где факторы оцениваются как благоприятные для развития того или иного вида туризма (3 балла), относительно благоприятные (2 балла), мало благоприятные (1 балл), отсутствие ресурса или неблагоприятные (0 баллов). |
Таким образом, оценка спортивной и досуговой инфраструктуры является важной частью для анализа загородных территорий. Благодаря данным факторам, можно в полной мере оценить рекреационный потенциал загородных баз. Данная оценка поможет рационально использовать уже имеющие объекты, привлечет новый прилив клиентов.
Литература
1. Борисов В. Туризм - мощный ресурс развития территории // Губернский. 2009. № 12. Режим доступа: http://www.gubernskiy.ru (дата обращения 22.12.2019)
2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в школе: пособие для учителя, - 3-е изд., Москва: Прсвещение, 2011. – 176. – (Стандарты второго поколения). Страницы - 176, 178-193 (дата обращения 22.12.2019)
3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, № 6 Режим доступа: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf (дата обращения 22.12.2019)
4. Девяткова С. Б. География природных рекреационных ресурсов России. Пермь, 2004. Страницы - 67-79 (дата обращения 22.12.2019)
5. Долженко Г. П. Жизненный цикл рекреационной географии (исторический очерк) // Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. — 2010. — № 1. — С. 125-134. Режим доступа: http://www.gennadiy-dolzhenko.ru/Doljenko.pdf (дата обращения 22.12.2019)
6. Дроздов A.B. Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы // Актуальные проблемы туризма 99. Перспективы развития туризма в южном Подмосковье: Сборник докладов и тезисов сообщений научно-практической конференции, 27 апреля 1999 года. Москва: РМАТ, 1999. С. 32-41. Режим доступа: http://www.rmat.ru/runir_conf_rmat/?r330_id=471 (дата обращения 22.12.2019)