РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЗНАЧИМОГО СПОРТИВНОГО СОБЫТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОДВИЖЕНИЯ СУПЕРФИНАЛА ЛИГИ БЕЛОВА 2020 - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЗНАЧИМОГО СПОРТИВНОГО СОБЫТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОДВИЖЕНИЯ СУПЕРФИНАЛА ЛИГИ БЕЛОВА 2020

Долгошеева О.Г. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в сфере студенческого спорта происходит все большее осознание необходимости эффективного продвижения студенческих спортивных ассоциаций и проводимых под их эгидой спортивных событий. Актуальность выбранной темы обуславливается возросшим в последнее время количеством значимых спортивных событий в сфере студенческого спорта, которые требуют грамотной стратегии продвижения для привлечения внимания общественности к студенческому спорту.

Целью исследования является разработка мероприятий по продвижению значимого спортивного события на примере финального этапа чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола – Суперфинала Лиги Белова, который пройдет в мае 2020 года в Екатеринбурге.

В данной работе раскрыто понятие продвижения в спортивном маркетинге и возможные маркетинговые инструменты продвижения значимых спортивных событий в сфере студенческого спорта.

Сегодня наиболее распространена расширенная концепция спортивного маркетинга, в основе которой утверждение о том, что он имеет отношение к разработке, продвижению и продаже любых спортивных продуктов, а также использованию спорта как средства продвижения любых других неспортивных товаров и услуг [1-2]. Продвижение является одним из классических средств спортивного маркетинга, называемым «комплексом маркетинга» или 4P (product, price, promotion, place) [3].

Продвижение (promotion) – все маркетинговые коммуникации (комплекс продвижения), которые позволяют привлечь внимание потребителя к товару, сформировать знание о товаре и его ключевых характеристиках, сформировать потребность в приобретении товара и повторные покупки. Инструменты продвижения – наиболее важная часть в системе спортивного маркетинга. Сюда входят реклама и PR. Каждый из этих инструментов обладает специфическими целями воздействия, независимо от того, какие формы и способы продвижения используются.

В рамках проведения значимого спортивного события в сфере студенческого спорта важной задачей спортивного маркетинга является разработка мероприятий по продвижению спортивного события среди местного населения для того, чтобы повысить заинтересованность к виду спорта, а также привлечь целевую аудиторию к посещению события [2, 4].

В России организацией официальных студенческих чемпионатов по баскетболу занимается Ассоциация студенческого баскетбола — национальная студенческая спортивная ассоциация [5].

Лига Белова – это итоговый турнир Ассоциации студенческого баскетбола с участием 64 лучших мужских и женских студенческих команд. Он был назван в честь Сергея Белова – легендарного советского и российского игрока и тренера, олимпийского чемпиона, основателя и бессменного спортивного директора АСБ. Лига Белова играется с марта по июнь. Команды попадают в Лигу Белова по результатам выступления на дивизиональном этапе. Лига Белова проводится в формате плей-офф, после каждого матча проигравшая команда выбывает из соревнований. В Суперфинал Лиги Белова проходят по четыре лучших мужских и женских студенческих команд.

Деятельность Ассоциации студенческого баскетбола предполагает не только организацию студенческих чемпионатов, но и их продвижение среди целевой аудитории. Суперфинал Лиги Белова – это грандиозное спортивное событие, которое каждый год проводится в разных городах России и которое при грамотной маркетинговой стратегии собирает в спортивном комплексе около 3 000 человек.

Чтобы подробнее изучить основные инструменты продвижения значимого спортивного мероприятия, была проанализирована деятельность Ассоциации по продвижению Суперфинала Лиги Белова 2019, который проходил с 16 по 18 мая в Казани [5-7]. Ниже отражены основные инструменты, характеризующие стратегию продвижения Суперфинала в Казани.

Фирменный стиль мероприятия в соответствии с культурными особенностями и достопримечательностями города. Ключевые цвета эмблемы Суперфинала Лиги Белова 2019 – желтый, зеленый и оранжевый – традиционны для Татарстана и его визуального стиля. Форма логотипа напоминает арку – один из самых распространенных элементов в исторической архитектуре Казани. На вершине логотипа красуется стилизованная корона, которую также можно воспринимать как тюльпан – узнаваемый и широко распространенный символ Татарстана. Дракона Зиланта в Казани можно встретить повсюду. На логотипе Зилант обвивает своим хвостом баскетбольный мяч.

Талисман (маскот). Официальный талисман мероприятия – дракон Зилант.

Посещение события. Продажа билетов онлайн на официальном сайте Суперфинала. Стоимость билета от 150 до 400 рублей. Организаторы, пресса, волонтеры, VIP-гости и команды-участницы получали специальные бейджи и бесплатные билеты на Суперфинал.

Наградная атрибутика (кубки, медали, награды лучшим игрокам) в соответствии с фирменным стилем мероприятия. Все финалисты получили медали с логотипом Суперфинала, победители – Кубки Белова. Также лучшие игроки среди мужских и женских команд удостоились статуэток и сертификатов от партнеров, выполненных в фирменном стиле Суперфинала.

Фирменная атрибутика. Команды-участницы (2-4 место), организаторы, волонтеры, VIP-гости получили фирменные футболки с надписью: «Легендарный сезон». Победителей Суперфинала наградили фирменными футболками с надписью «Чемпион». Продажа фирменной атрибутики не осуществлялась.

Сайты и социальные сети. Официальный сайт мероприятия: asbsuperfinal.ru. В социальных сетях АСБ публиковалась вся необходимая информация о Суперфинале, итоги, интервью, фото- и видеоотчеты: vk.com/asbasket, instagram.com/asbasket/.

Спонсоры и партнеры – крупные компании: крупнейший независимый производитель природного газа в России ПАО «НОВАТЭК», Банк ВТБ, крупнейшая в России нефтехимическая компания СИБУР, ОАО «Российские железные дороги», компания-производитель спортивных товаров SPALDING, Баскетбольный клуб «УНИКС», спортивное питание «Total-lab», торговая компания Святая чаша, сообщество профессионалов и любителей кроссовок «Solemate», сеть пиццерий Domino’sPizza, китайский производитель спортивной обуви, одежды и инвентаря PЕАК.

Специальные события: Мастер-класс «НОВАТЭК за студенческий баскетбол»; автограф-сессия игроков УНИКС Антона Понкрашова и Реймара Моргана в «Баскет-холле»; Совет АСБ и пресс-конференция, посвященная Суперфиналу Лиги Белова 2019; Матч друзей АСБ; Гала-вечер Суперфинала Лиги Белова.

Приглашенные звезды, VIP-гости: российская музыкальная группа «Мальбэк&Сюзанна»; олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Алжан Жармухамедов; заслуженный тренер РСФСР, тренер олимпийских чемпионов Евгений Гомельский; председатель наблюдательного совета АСБ, Министр юстиции РФ Александр Коновалов; сын Сергея Белова – Александр Белов; олимпийские чемпионки, двукратные чемпионки Европы Светлана Антипова и Ирина Сумникова; министр спорта Республики Татарстан Владимир Леонов.

Взаимодействие со СМИ: сюжет МАТЧ!Страна об АСБ и Сергее Белове; информационное агентство «Татар-информ», сетевое СМИ о студенческом спорте России Studentsport.ru.

Трансляции Суперфинала. Полуфиналы и матчи за третье место транслировались в группе Вконтакте АСБ. Мужской и женский финальные матчи можно было увидеть в эфире телеканала МАТЧ!Страна. Трансляция женского финала в группе Вконтакте АСБ собрала 50 615 просмотров, мужского финала – 405 586 просмотров.

На основе анализа деятельности Ассоциации студенческого баскетбола был составлен список сильных и слабых сторон продвижения Суперфинала Лиги Белова 2019 в Казани. Стоит отметить, что полуфинальные и матчи за третье место проходили в культурно-спортивном комплексе «КАИ Олимп», а финальные матчи – в «Баскет-холле» (домашняя арена БК «УНИКС»).

Сильные стороны:

Хорошая репутация ассоциации и известность бренда;

Квалифицированная медиа-команда;

Официальные спонсоры ассоциации – крупные российские компании;

Наличие компаний-партнеров в городе проведения мероприятия;

Расширение зрительской аудитории за счет проведения Суперфинала в разных городах России;

Фирменный стиль подобран в соответствии с достопримечательностями и культурой города;

Наличие брендовой атрибутики с символикой мероприятия;

Наличие у АСБ официальных аккаунтов в популярных соц. сетях и официального сайта Суперфинала, где публикуется вся необходимая информация;

Публикация интересной и актуальной информации о мероприятии в официальных аккаунтах АСБ;

Выступление популярных музыкальных групп или исполнителей и шоу-программа на финалах;

Приглашение звезд российского баскетбола;

Профессиональное освещение матчей (фото, видео, комментатор, ведущий и т.д.);

Сотрудничество с Матч ТВ и прямая трансляция финалов на канале МАТЧ!Страна;

Взаимодействие с местными СМИ;

Организация дополнительных мероприятий в рамках Суперфинала (мастер-классы, автограф-сессии и т.д.).

Слабые стороны:

Отсутствие достаточного финансирования на продвижение мероприятия;

Недостаточная популярность студенческого баскетбола в России по сравнению с американской студенческой лигой NCAA;

Отсутствие рекламы Суперфинала на городских стендах и билбордах в Казани;

Отсутствие продажи фирменной атрибутики мероприятия;

Отсутствие шоу-программы на полуфинальных матчах;

Недостаточный уровень взаимодействия с местными вузами, колледжами, общеобразовательными и спортивными школами.

Исходя из слабых сторон и возможностей деятельности Ассоциации по продвижению Суперфинала Лиги Белова 2019 в Казани, можно определить основные пути совершенствования продвижения следующего Суперфинала, который пройдет с 14 по 16 мая 2020 года в Екатеринбурге. Упор необходимо сделать на следующие направления:

Привлечение новых спонсоров и партнеров. Здесь важно найти спонсоров и партнеров для взаимовыгодного сотрудничества – баннеры спонсоров и партнеров будут размещены на спортивных площадках, где будет проводиться Суперфинал, афишах, а также их будут упоминать в публикациях на официальных страницах АСБ. Взамен они финансируют организацию Суперфинала, предоставляют свою продукцию/сертификаты для конкурсов и розыгрышей;

Сотрудничество/партнерство с профессиональными баскетбольными клубами Свердловской области БК «Уралмаш», БК «Урал», БК «ТЕМП-СУМЗ-УГМК», ЖБК «УГМК». У профессиональных клубов уже есть сформировавшийся фан-сектор, который можно привлечь на Суперфинал, также их официальные аккаунты – это хорошая площадка для размещения рекламы, так как там собрана вся целевая аудитория события – любители баскетбола;

Продажа брендированной атрибутики Суперфинала (силиконовые браслеты, значки, футболки, толстовки и другое). Фирменная атрибутика позволяет сформировать легко узнаваемый образ мероприятия, повышает узнаваемость ассоциации. И, конечно, после красивого и зрелищного события каждому захочется приобрести атрибутику на память;

Рекламная кампания. Чтобы привлечь на Суперфинал как можно больше зрителей и болельщиков, необходимо взаимодействовать с местными СМИ (газеты, телеканалы, радиостанции, сетевое СМИ), размещать афиши на городских стендах и билбордах. Так как одна из целевых аудиторий мероприятия – это студенты и школьники, важно взаимодействовать с образовательными учреждениями и спортивными школами: размещать афиши и флаеры в их стенах и на официальных сайтах. Кроме того, можно организовать раздачу флаеров официальным талисманом Суперфинала перед главным корпусом УрФУ, на улицах Екатеринбурга или в крупных торговых центрах города;

Создание временной площадки, посвященной Суперфиналу Лиги Белова, в крупном торговом центре. В выходные поток людей в торговых центрах довольно большой, и именно поэтому можно организовать импровизированную баскетбольную площадку с кольцом и пресс воллом Суперфинала, устроить автограф- и фотосессию с приглашенными звездами баскетбола и официальным талисманом, а также разыгрывать фирменную атрибутику, билеты на Суперфинал и сертификаты от партнеров;

Благотворительные акции для детских домов. Суперфинал Лиги Белова – это зрелищное и эмоциональное событие и один из способов заинтересовать подрастающее поколение в занятии спортом и, в частности, баскетболом. Одними из социальных проектов могут выступать приглашение детей из детских домов на Суперфинал или подарки детям – баскетбольные мячи с автографами известных баскетболистов.

Таким образом, эффективная реализация предложенных мероприятий по продвижению будет экономически выгодной для Ассоциации студенческого баскетбола, а также приведет к повышению узнаваемости бренда Ассоциации и привлечению большего числа зрителей на такое значимое спортивное событие как Суперфинал Лиги Белова 2020 в Екатеринбурге.

Литература

Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. 2-е изд., стереотип. – Mосква: Советский спорт, 2005. – С. 41.

Малыгин А. Спортивное событие: повышение привлекательности для целевых аудиторий // SportBuild (Строительство и эксплуатация спортивных сооружений) - №1 (116). – 2016.

Концепция маркетинг — микс (4P, 5P, 7P). [Электронный ресурс] URL: http://powerbranding.ru/osnovy-marketinga/4p-5p-7p-model/ (дата обращения 15.01.2020)

Прингл Х. Звезды в рекламе / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007.

Официальный сайт Ассоциации студенческого баскетбола [Электронный ресурс] URL:http://asbasket.ru/ (дата обращения 15.01.2020)

Официальный сайт Суперфинала Лиги Белова 2019 [Электронный ресурс] URL:http://asbsuperfinal.ru/ (дата обращения 15.01.2020)

АСБ, Ассоциация студенческого баскетбола. Группа Вконтакте [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/asbasket (дата обращения 15.01.2020)

Просмотров работы: 230