Анализ существующей практики показывает, что управленческие нововведения, которые следует понимать как процесс введения в систему управления новых постоянных элементов [1, с. 97], в своей массе развиты слабо. При этом они зачастую не продуманы, не эффективны, носят локальный характер, бессистемны, т.е., иными словами, не затрагивают основ управленческой системы дошкольных образовательных организаций (организационную структуру, управленческий цикл, методы управления). По сути, это означает, что в повседневной управленческой практике подавляющего большинства руководителей дошкольной образовательной организации система управления организацией – не является нормой. Ведь, чаще всего, под системой понимается некий набор принципов, методов, организационных форм, технологических приемов, а не целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловливающих управленческих элементов, лишь при условии взаимодействия делающий возможным осуществление соответствующих воздействий на управляемый объект, а в конечном итоге – повышение эффективности управления образовательным процессом, но не предвидение конечного результата деятельности – проектирование, прогнозирование наперед и т.п.
Проектирование в переводе с латинского – «брошенный вперед». В конце XX века в педагогической науке появился первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию, автором которого выступил В.П. Беспалько. Педагогическое проектирование, как определяет исследователь, состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты [8, с. 83]. Н.А. Колесникова и М.П. Горчакова рассматривают проектирование как процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующего воплощению задуманного в реальном продукте [4, с. 20]. Т.М. Патрахина отождествляет «проектирование» с «планированием» и определяет данное понятие как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления каких-либо мероприятий [7, с. 47].
Общенаучную трактовку понятия дает Г.Е. Муравьева и определяет «проектирование» как деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей [6, с. 21].
В.В. Краевский делает акцент на том, что вся научная работа в рамках педагогики в известном смысле и есть работа по обоснованию педагогических проектов. В современной педагогической науке исследования проектирования осуществляется с различных точек зрения, однако, схожих друг с другом позиций. Одни авторы (Н.О. Яковлева, М.М. Поташник, В.С. Лазарев) определяют как компонент деятельности руководителя образовательной организации, другие – функцию прогнозирования, программирования (И.А. Колесникова), третьи определяют проектирование как механизм управления образованием (Н.К. Зотова, О.В. Солодянкина и другие).
В середине XX века с развитием теории менеджмента возникают новые понятия, такие как «программное управление», «стратегическое планирование», «педагогическое проектирование».
В нашем исследовании мы определяем непосредственно планирование лишь как часть проектировочной деятельности. Планируются мероприятия, входящие в состав проекта. План, в понимании руководителей дошкольных образовательных организаций, не предполагает научного прогноза. В нем указывается перечень конкретных действий, мероприятий, определяются исполнители, назначаются сроки.
Т.А. Бороненко считает, что проект же содержит множество мероприятий, обеспечивающих развитие каждого компонента и системы в целом. В проекте все процедуры научно обоснованы и направлены на достижение цели. Проект предполагает прогнозирование, креативность, научно-теоретическое обоснование и системность [2, с. 36].
Следует отметить также, что в образовании проектирование имеет свою специфику, оно требует выстраивания связей между другими видами социальных практик, создание образовательных ресурсов, формирование общественно значимой образовательной политики, взятие руководителем на себя ответственности за социальные последствия реализуемых инициатив. А.П. Тряпицын определяет педагогическое проектирование как новую развивающуюся область знания, способ трактовки педагогической действительности [8, с. 169].
В.С. Лазарев в своих работах описывает проектирование несколькими этапами: моделирование, проектирование, конструирование, каждый из которых связан с конкретным объектом самого проектирования – педагогической системой, педагогическим проектом и педагогической ситуацией [5, с. 37]. По мнению В.С. Лазарева, проект – целенаправленное, заранее спланированное создание или некая модернизация физических объектов, педагогических и технологических процессов, технической и организационной документации для них, а также материальных, технических, трудовых и иных ресурсов, а также определенных управленческих решений и мероприятий по их выполнению [5, с. 40].
Интересную трактовку понятия «проектирование» мы находим у Н.А. Масюковой, которая рассматривает проектирование в контексте культуры технологического типа. Исследователь описывает проектирование в качестве основного способа нормирования и трансляции инноваций с акцентом на ценностные установки позиционеров культуротехнического цикла, согласуемые при этом по принципу коммуникативности и личностных отношений, а также с использованием идеи экрана и технологической схемы.
В итоге анализа данных подходов к определению понятия «проектирование», мы делаем вывод о том, что под проектированием мы будем понимать процесс создания проектов, т.е. определенного идеального образа, стереотипа, предполагаемого объекта. При этом цель проектной деятельности руководителя мы видим в организации деятельности педагогической, управленческой и иной, которая направлена на обеспечение достижения цели педагогической системы. Тогда задачами проектирования, на наш взгляд, становятся:
- разработка наиболее свежей модели педагогической системы (моделирование) по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства;
- установление процедур реализации модели в целом и ее комплектующих в частности, т.е. реализация отдельных мероприятий;
- определение содержания планирования и конструирования (реализации) системы работы, т.е. проектирование процесса развития педагогической системы.
Анализ литературы по управленческому проектированию (К.Ю. Белая, Ю.А. Бродский, Т.А. Данилина, В.С. Лазарев, А.А. Майер, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков) позволяет говорить о том, что развитие управления в дошкольной образовательной организации может осуществляться двумя путями:
- проектирование с последующим созданием, совершенствованием и освоением на практике научных типовых моделей систем управления (технология проектирования, модели системы внутри учрежденческого управления, экспериментальные испытания и обучение проектировщиков);
- собственно проектирование коллективом дошкольной образовательной организации на основе системного подхода (администрация, педагогические работники, родители).
Как отмечает А.М. Моисеев, в обоих случаях управленческое проектирование в образовании – это предварительная разработка основных деталей предстоящей совместной деятельности управляющей и личностной управляемой подсистем в целях перевода образовательной организации или ее модуля в новое, более совершенное качественное состояние – выбор стратегии действий руководителя, предопределяющей желаемый образ организации.
Поскольку проект развития педагогической системы направлен в будущее и преследует цель преобразования детского сада в целом, то такое проектирование, на наш взгляд, следует считать стратегическим. Под стратегией мы понимаем, придерживаясь точки зрения Р.М. Чумичевой, - высший уровень управления, который охватывает вопросы теории и практики развития и функционирования ДОО (в том числе, проектирование, исследование закономерностей, разработку механизмов реализации, т.е. конструирования педагогической системы) [8, с. 136].
Подводя итог, можно сказать, что сам термин «проектирование» в рамках деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций еще окончательно не устоялся в психолого-педагогической литературе, однако на основе системного анализа нам удалось скомпилировать существующие в науке точки зрения.
Таким образом, проектирование следует понимать как:
- предварительную разработку ценностей определенной цели, принципов, стратегии, содержания и методов предстоящей скоординированной деятельности управляемой (педагогической деятельности) и управляющей (управленческой деятельности) подсистем, направленной на новое качественное состояние ДОО;
- наиболее радикальный способ обновления существующей практики, необходимую и весьма продуктивную форму осуществления нововведений в управлении дошкольной образовательной организацией;
- доля осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством анализа, планирования, организации, контроля процессов разработки и реализации проектов, проходит освоение управленческих новшеств, обеспечивающих развитие ДОО;
- процесс разработки и реализации системы управления дошкольной организации, где все элементы взаимосвязаны и образуют некую определенную и устойчивую целостность;
- целенаправленную совместную деятельность трудового коллектива ДОО, направленную на ее развитие и повышение качества образования.
И.А. Колесникова отмечает, что проектирование работы руководителя – это специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта, в том числе управленческую процедуру [4, с. 14].
Особый интерес при этом в сфере проектирования работы руководителя вызывает проектирование, направленное на повышение мотивации педагогов, создание определенного комплекса условий для создания позитивной мотивации.
Следует обратить внимание при этом на комплекс, предложенный В.С. Лазаревым, где основные акценты автор делает на четко определенных результатах деятельности, дифференцированных для сотрудников организации, объективных оценках системы контроля, а также различных формах морального и материального вознаграждения за достигнутые результаты [5, с. 97].
В результате, опираясь на системный анализ имеющейся литературы по педагогическому проектированию, исходя из анализа компонентов, составляющих мотивационную готовность педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства, а также исходя из практики педагогической деятельности, в рамках данного исследования, нами предполагается, что при проектировании процесса формирования мотивационной готовности к участию в профессиональных конкурсах педагогических работников руководителю необходимо:
1. Организовать совместную работу всей управляющей команды (заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, старшего воспитателя) и педагогов поэтапно.
2. Установить взаимодействие с педагогическим коллективом на уровне партнерских отношений между управляемой системой и сотрудниками, при этом весь процесс будет представлен несколькими этапами совместной работы:
- организация бесед – определение интересующих педагогов тем самообразования, оценка их теоретических знаний, в том числе и в области профессиональных конкурсов;
- организация консультирования: разработка рекомендаций по ознакомлению с методической литературой, обсуждение положений к конкурсам, оказание помощи по оформлению работ, предоставляемых на конкурс, ознакомление с конкурсными материалами прошлого времени и другое;
- наблюдение и контроль за практической деятельностью «потенциальных» участников конкурсов.
3. Создать необходимые внешние и внутренние условия в ДОО, способствующие формированию мотивационной готовности педагогов к участию в профессиональных конкурсах через:
- организацию морально-психологического сопровождения с привлечением педагога-психолога. Данная рекомендация подразумевает включение занятий и тренингов по программе антистрессовой подготовки. Руководителю важно учитывать, что помощь педагога-психолога будет дополнительно стимулировать педагогических сотрудников правильному восприятию и решению своих профессиональных затруднений. А также создать необходимые внутренние и внешние важные условия, реализация которых способствует эффективной и успешной организации конкурсной программы;
- разработку и реализацию программы по сопровождению педагогов в конкурсном участии;
- создание методической системы, направленной на информационное сопровождение педагогов в участии в конкурсах профессионального мастерства.
Данные условия мы определяем на основе исследования М.В. Ломоносовой, связанного с изучением вопроса организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства:
1. Четко определенные цели для всех участников конкурсной программы. Для администрации – это управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагога, для старшего воспитателя – методическая поддержка в решении профессиональных проблем, психолог – повышение профессиональной компетентности, эксперт – оценка профессионального соответствия педагога определенным критериям конкурсной программы.
2. Налаженные взаимные коммуникации, как доказательства своей надежности, что необходимо для установления доверительных отношений с педагогами.
3. Наличие плана психологической и методической учебы педагогов, которые готовятся к конкурсам, с учетом «проблемных зон», выявленных на основе анкетирования, карты самоанализа.
4. Укомплектованный банк нормативно-правовой базы и банка методических идей.
Исследователь И.Н. Асаева указывает на то, что главная задача проектирования процесса мотивации педагога-конкурсанта заключается в том, чтобы дать ему экспертную оценку, в том, чтобы стимулировать педагога к осмыслению своих профессиональных проблем и, безусловно, поддержка и вера в успех педагога.
По мнению Н.К. Зотовой, на этапе прохождения конкурсной программы и ее анализа определяются цели и задачи по представлению педагогом-конкурсантом результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь происходит обсуждение, обобщение, вынесение итогового решения экспертной группы [3, с. 11].
Такой подход к участию в конкурсах профессионального мастерства педагогических кадров позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство педагогов.
Суммируя вышесказанное, в рамках нашего исследования, мы определяем, что, во-первых, должна быть организована поэтапная работа с педагогическим составом по формированию мотивационной готовности, во-вторых, данная работа должна быть системной и позволять реализовывать следующие задачи:
- провести анализ профессиональных качеств педагогического коллектива;
- определить точки профессионального роста, потенциальные возможности каждого педагога;
- спроектировать пути совершенствования, направления развития педагогов и образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в целом;
- определить «проблемные зоны» внутри ДОО, которые необходимо восполнить, чтобы уровень мотивационной готовности педагогов к участию в профессиональных конкурсах был высоким.
Деятельность руководителя в процессе формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к участию в конкурсах профессионального мастерства можно представить на основе исследования Г.Л. Поливановой в виде древа целей, представленного на рисунке 1.
Подготовка педагога к участию в конкурсе |
|||||||
Формирование механизмов поддержки педагога-конкурсанта |
Сокращение сроков подготовки, придерживаясь графика (этапов) данного конкурса |
Разработка системы оценки эффективности деятельности педагога |
|||||
Оказание моральной поддержки через прямое воздействие |
Освобождение от дополнительных поручений участников конкурса |
Организация деятельности службы психологического консультирования |
Рис.1. «Древо целей» руководителя дошкольной образовательной организации по формированию мотивационной готовности к участию в конкурсах профессионального мастерства
По результатам конкурсной программы руководителю необходимо провести анализ, который будет включать в себя оценку профессионального труда педагога, оценку работы педагогического персонала, сбор сведений и обработку данных, собеседование по итогам конкурса. Перечисленные параметры позволяют спланировать работу с педагогическим персоналом на перспективу.
Таким образом, определим проектирование системы работы руководителя ДОО как управление совокупностью управленческих и образовательных проектов, направленных на решение конкретных проблем и достижение определенных целей для развития организации, либо нормального функционирования. В нашем случае, для повышения мотивационной готовности педагогов.
Для повышения уровня сформированности мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства система работы руководителя должна строиться на основе проектного метода управления и в соответствии с основными принципами эффективной мотивации труда педагогов и основных факторов технологии мотивирования в целом.
Список литературы
1. Боковня, А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами: теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании [Текст]: монография /А.Е. Боковня. – М.: ИНФРА-М, 2011. - 141с.
2. Бороненко, Т.А. Проектирование как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей [Текст] / Т.А. Бороненко, А.Г. Алёшина // Царскосельские чтения. – 2012.-№2. – С.35-39.
3. Зотова, Н.К. Проектирование развивающей модели аттестации педагогических работников. Теория и практика [Электронный ресурс] /Н.К. Зотова // Режим доступа: http://velib.com/read_book/litagent_flintazotova_n_k/proektirovanie_razvivajushhejj_modeli_attestacii_pedagogicheskikh_rabotnikov_teorija_i_praktika/glava_1_teorija_i_praktika_attestacii_uchitelejj_v_sovremennykh_uslovijakh/, свободный. – Загл.с экрана.
4. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М: Академия, 2015. – 288 с.
5. Лазарев, В.С. Новое понимание метода проектов в образовании [Текст] / В.С. Лазарев // Проблемы современного образования. – 2011. – №6. – С.35-43.
6. Муравьева, Г.Е. Проектирование технологий обучения [Текст]: учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических вузов /Н.Е. Муравьёва. - Шуя: Весть,2005. – 132 с.
7. Патрахина, Т.Н. Менеджмент в образовании [Текст]: Учебное пособие /Т.Н. Патрахина. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 123 с.
8. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник [Текст] /А.В. Алешин, В.М. Аньшин, К.А. Багратиони. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 620 с.