ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ НА БЛИЖАЙШИЕ 5 ЛЕТ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ НА БЛИЖАЙШИЕ 5 ЛЕТ

Рыжкина Ю.В. 1, Карфидова Т.Н. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, студент очной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, старший преподаватель кафедры Сервиса и оздоровительных технологий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО) во многих крупных фирмах существует как отдельное направление деятельности этой самой фирмы. КСО определяют, как добровольную деятельность фирмы, направленную на решение проблем, создание проектов, материальную помощь в социальной, экономической и экологической сферах [4].

Объектами корпоративной социальной ответственности бизнеса являются, непосредственно, работники фирмы, что называют внутрикорпоративной, внутренней формой, а также, общество в целом – внешняя форма КСО.

В настоящее время, крупные игроки рынка заинтересованы и готовы выделять бюджет на социальные проекты. Брендам важно коммуницировать со стейкхолдерами, а работа в области корпоративной социальной ответственности, во-первых, делает деятельность фирмы прозрачной, а, во-вторых, способствует повышению благосостояния общества.

Российский бизнес начал уделять особое внимание направлению корпоративной социальной ответственности только с началом экономического подъема в 2000-е гг. В это время фирмы стали осознанно реализовывать проекты социальной направленности [2].

В последние несколько лет тема социальной ответственности бизнеса перманентно присутствует в общественных дискуссиях по всему миру. Внимание к теме обусловлено поиском путей гармонизации отношений между бизнесом, государством и обществом.

Однако даже в 2020 году КСО в России находится на начальном этапе своего развития. А участие бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным. Создание собственных направлений и программ ответственности бизнеса перед обществом имеют возможность только крупные игроки: общенациональные корпорации и фирмы или филиалы и дочерние структуры международных компаний. А малый и средний бизнес готов участвовать точечно, ограничиваясь, как правило, лишь благотворительностью местного масштаба. Также, стоит отметить, что в российской бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет параметры своей социальной деятельности.

Эти причины стопорят всеобщее развитие направления КСО в России, в то время как на Западе программы социальной ответственности бизнеса являются стратегическим направлением брендов и закреплены в нормативно-правовых актах на уровне государства.

Так, в европейских странах направление активно поддерживается некоммерческими организациями и профсоюзами, что позволяет интегрировать КСО в сферу публичной политики. Отсюда следуют, что в странах Европы одним из важнейших показателей общественной значимости КСО является участие национальных правительств в развитии направления. Наиболее активно государственная политика в области социальной ответственности бизнеса проявляется в Великобритании, где существует должность министра по КСО, и Франции, где существует отдельное направление работы национальных и местных органов власти в рамках Национальной стратегии устойчивого развития.

Стимулирование КСО в странах Европейского союза осуществляется практически всеми доступными методами: от публичных обсуждений и дискуссий до прямого регулирования отдельных аспектов КСО на общеевропейском и национальном уровнях.

В России же в настоящее время не сформированы основополагающие принципы и нормы КСО. России требуется системный подход к вопросам социальной ответственности бизнеса и законодательное закрепление практик корпоративной социальной ответственности бизнеса.

На данный момент в России не существует ни одного четко сформированного документа, который был бы универсальным и широко используемым. Документы (Социальная хартия российского бизнеса, разработанная Российским союзом промышленников и предпринимателей, Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности, утвержденный Ассоциацией менеджеров России), принятые в РФ и регламентирующие социально-ответственное поведение бизнеса, во-первых, добровольные, во-вторых, не обновлялись несколько лет.

Однако не все настолько плохо. А уже на протяжении десятка лет российские фирмы следуют международным документам и стандартам: ISO 26000 – руководство по социальной ответственности, Международный стандарт социальной ответственности SA8000, Стандарт ответственности института AccountAbility АА1000 и другие. А в 2019 году Россия официально присоединилась к Парижскому соглашению по климату.

В настоящее время в России транснациональные корпорации очень осознанно говорят и подходят к теме социальной ответственности бизнеса. Крупные бренды понимают, что стратегия устойчивого развития и вопросы социальной ответственности становятся насущной необходимостью. Задачи бизнеса больше не сводятся лишь к получению прибыли. Сегодня компании расширяют собственные амбиции, нацеливаясь на получение долгосрочных преимуществ, связанных с реализацией возможностей в сфере экологического и социально-экономического устойчивого развития.

В 2019 году консалтинговая компания PwC провела опрос среди членов советов директоров российских компаний [15]. Исследование показало следующие результаты:

89% респондентов отмечают, что цели устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности находят свое отражение в общей стратегии компании. Это демонстрирует увеличение на 21 п.п. по сравнению с прошлым годом;

63% опрошенных заявляют, что инвесторы обращают внимание на вопросы устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности бизнеса;

17% респондентов назначили ответственного по вопросам устойчивого развития на уровне совета директоров.

Следовательно, вывод один, – вопросы социальных инициатив займут центральное место в стратегии развития компании только тогда, когда директора осознают важность этих вопросов. А подвижки в сторону развития КСО и вовлечение брендов в вопросы социальной ответственности может дать нормативно-правовая база государства.

Развитию направления социальной ответственности бизнеса мешает не только отсутствие законодательства в этой сфере, но и экономический кризис, накрывший РФ на несколько лет. Существенный затраты на сферу КСО являются препятствием для реализации социальных программ и инициатив. Однако топ-менеджмент понимает, что необходимы активные действия в данном направлении.

При этом многие компании сохраняют программы корпоративной социальной ответственности даже в условиях финансовой нестабильности. К таким компаниям можно отнести, прежде всего, гигантов нефтяной и промышленной отрасли.

Например, ПАО «НК Роснефть» является одним из лидеров в области КСО в России. Компания ведет деятельность одновременно в нескольких направлениях: развитие социальной инфраструктуры, поддержка здравоохранения, образовательные программы, поддержка профессионального и любительского спорта, экологические программы, спонсорские проекты в области культуры, проекты по возрождению культурного наследия. «Роснефть» уделяет внимание прежде всего программам в регионах присутствия, повышая тем самым качество социальной среды в местах, где компания ведет основную деятельность [13].

Коммерческие фирмы, осуществляющие деятельность в области банковской, телекоммуникационной или IT-сферы, также являются одними из лидеров направления корпоративной социальной ответственности в России. К таким компаниям можно отнести ПАО «Сбербанк», Tele2, Mail.ru Group и другие.

В Свердловской области лидерами в направления КСО являются ООО «УГМК-Холдинг», Группа «Синара», Русская медная компания.

Уральская горно-металлургическая компания является среди прочего активным спонсором спортивных мероприятий и клубов, не только профессиональных, но и любительских. Компания принимает участие в финансировании 8 стадионов, 7 бассейнов, 12 спортивных комплексов, 7 ледовых арен. Помимо оказания помощи действующим объектам, ведется строительство новых, причем не только в Свердловской области, но и Оренбургской и Кемеровской, – в тех регионах, где УГМК осуществляет свою деятельность. Уральская горно-металлургическая компания спонсирует Хоккейный клуб «Автомобилист», Баскетбольный клуб «УГМК», Хоккейный клуб «Горняк», Клуб «Торпедо-ШААЗ» по мотогонкам на льду и другие профессиональные команды. Также компания ежегодно проводит спортивную спартакиаду и другие турниры для сотрудников предприятия [12].

Исходя из социальных отчетов компаний можно сделать вывод, что основными объектами деятельности брендов в области социальной ответственности являются прежде всего сотрудники компании и их семьи. При этом фирмы уделяют достаточное внимание проблемам экологии. Также, в поле их деятельности находятся вопросы культуры и спорта, проводятся мероприятия в рамках корпоративного волонтерства.

Направление корпоративной социальной ответственности бизнеса постепенно превращается из абстрактной теории в повседневную практику для многих компаний. Брендам важно только наращивать темп в области социальной отвественности, так как грядущие пять лет ознаменуются приходом на рынок поколения Z и их активной рабочей деятельности.

Для данного поколения, уже сейчас, когда им по 15-17 лет, характерно серьезное отношение к экологии и поднятия экологических проблем на суд общественности, а также чуткое отношение к проблемам общества.

Международная компания «Делойт» опубликовала результаты своего глобального «Опроса поколения третьего тысячелетия за 2019 год» [16]. Так, по данным исследования, 42% респондентов в возрасте от 17 до 24 лет сообщили, что начали/расширили отношения с теми или иными компаниями, поскольку считают, что их продукты/услуги приносят пользу обществу и/или окружающей среде, в то время как 38% прекратили/сократили отношения с компаниями, деятельность которых, по их мнению, вызывает отрицательные последствия.

Стремление делать мир лучше проявляется как в волнующих респондентов вопросах (длинный перечень возглавляют проблемы изменения климата и загрязнения окружающей среды), так и в соображениях, которыми они руководствуются при выборе потребительских товаров и услуг, а также работодателя.

О позитивном влиянии бизнеса на общество сообщили 55% опрошенных против 61% в 2018 году. Это снижение отчасти обусловлено мнением участников опроса о том, что первоочередной целью компаний является реализация своих стратегий, а не учет их последствий для общества. Для того чтобы улучшить свою репутацию, компаниям придется усердно потрудиться, поскольку миллениалы тратят деньги в соответствии со своими убеждениями.

Для поколения Z свойственно выбирать бренды с высокой социальной ответственностью, которые приносят пользу обществу и задают положительную повестку.

Исходя из исследования компании «Делойт», можно сделать вывод, что формирование и совершенствование корпоративной социальной ответственности бизнеса открывает большие возможности для привлечения молодых специалистов.

Практика КСО в России, безусловно, нужна, но сейчас, как и говорилось выше, российская модель КСО еще формируется, а сама социальная ответственность в большей степени направлена на сотрудников предприятия.

Российским компаниям необходимо понимание руководства в вопросах КСО, а также более тесное сотрудничество с государством. Для повышения активности бизнеса в рамках корпоративной социальной ответственности в России государству следует начать диалог с бизнес-сообществом. Причем, не только с корпорациями, но и проводить работу со средним и малым бизнесом в том числе с целью разъяснения экономических и социальных преимуществ, которые дает КСО. Кроме того, государству следует разработать конкретную систему и механизмы оценки результатов в сфере устойчивого развития.

Таким образом, социальная культура российских предприятий проходит в настоящее время этап становления и формирования национальной модели. Постепенно компании вовлекаются в этот процесс. Думаю, что большая заинтересованность государства и гражданского общества даст ощутимый толчок в данном направлении и в ближайшее время мы увидим все больше социальных проектов и инициатив от российских брендов.

Литература

Авилова М. Г. Корпоративная социальная ответственность в России: тенденции, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 34. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56712.htm (дата обращения: 26.12.2019).

Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. – 112 с. – URL: https://kpfu.ru/docs/F1341669308/2_biz.pdf (дата обращения: 03.01.2020).

ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности; введ. 2013-03-15. — Москва: Стандартинформ, 2014. — 125с.

Киварина Мария Валентиновна Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. 2011. №23. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost (дата обращения: 04.01.2020).

Курапова А.О. ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИЯ КСО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). – URL: https://sibac.info/archive/economy/6(43).pdf (дата обращения: 02.01.2020).

Опубликовано первое глобальное исследование корпоративной социальной ответственности российских компаний. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – URL: https://gtmarket.ru/news/corporate/2008/11/29/1959 (дата обращения: 26.12.2019).

О социальной ответственности бизнеса // «Эксперт» Online. – URL: https://expert.ru/2018/02/20/o-sotsialnoj-otvetstvennosti-biznesa/ (дата обращения: 04.01.2020).

Сбербанк обществу // Официальный сайт ПАО «Сбербанк». – URL: https://www.sberbank.ru/ru/sb_society (дата обращения: 28.12.2019).

Социальная ответственность // Группа Синара. – URL: https://www.sinara-group.com/social-responsibility/ (дата обращения: 28.12.2019).

Социальная ответственность // Официальный сайт Mail.ru Group. – URL: https://corp.mail.ru/ru/company/activity/ (дата обращения: 28.12.2019).

Социальная ответственность // Официальный сайт Tele2 Россия. – URL: https://ekt.tele2.ru/about/company/ethics (дата обращения: 28.12.2019).

Социальная ответственность // Официальный сайт ООО «УГМК-Холдинг». – URL: https://ugmk.com/social_responsibility/ (дата обращения: 28.12.2019).

Устойчивое развитие // Официальный сайт ПАО «НК Роснефть». – URL: https://www.rosneft.ru/Development/ (дата обращения: 28.12.2019).

Устойчивое развитие // Русская медная компания. – URL: http://rmk-group.ru/ru/sustainable_development/our_approach/ (дата обращения: 28.12.2019).

Устойчивое развитие в фокусе внимания советов директоров // PwC в России. – URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/russian-boards-survey-2019.html (дата обращения: 28.12.2019).

The Deloitte Global Millennial Survey 2019 // Deloitte. – URL: https://www2.deloitte.com/global/en/pages/about-deloitte/articles/millennialsurvey.html (датаобращения: 28.12.2019).

Просмотров работы: 427