РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Якименко А.О. 1
1ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования графических навыков у школьников является в настоящее время одной из актуальных, поскольку современное общество нуждается в людях владеющих ими. В процессе обучения и воспитания большое значение, на наш взгляд, приобретают задачи формирования графических навыков.

Развитие графических навыков на уроках технологии и внеклассных занятиях является не только целью обучения, но и одновременно средством разностороннего развития личности ребенка. Представляя собой понятие об окружающей или вымышленной действительности при помощи композиции и цвета, тематическое рисование способно реализовать многие потребности детей.

Проблема формирования умений у школьников давно привлекает внимание ученых. Этой проблемой занимались такие известные психологи и педагоги как А.В. Хуторской, А.Г. Перехватова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, Ю.Г. Чебанова.

Они выделяют несколько типов умений: двигательные, познавательные, теоретические, практические, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, общение.

Однако считаем, что данная тема раскрыта не достаточно глубоко. Целью нашей статьи является раскрыть особенности развития графических навыков у обучающихся основной школы на уроках технологии и во внеклассной работе.

Рассмотрим основные понятия исследуемой темы: навык, графическая работа, графический навык, урок.

Под понятием «навык» будем понимать, определение данное в «Кратком педагогическом словаре» под редакцией: А.А. Пермякова, В.В. Морозова, Э.Р. Зарядинова: «навык – умение, доведённое до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного повторения…» [3, с.74]

Также, данное понятие встречается в «Педагогическом энциклопедическом словаре» под ред. Б.М. Бим-Бада и поясняется как: «навык, действие, сформированное путём повторения, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляется ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразования реальных объектов. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются, Навыки характеризуются и разной степенью обобщённости: чем шире класс объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлён, тем более обобщён и лабилен» [6, с.156].

То есть, навык это действие доведенное до автоматизма, путём постоянного повторения и выполнения конкретной задачи. В своих работах многие различают перцептивные, интеллектуальные, двигательные.

В словаре «Социолингвистических терминов» термин графика поясняется как: «сумма начертательных средств определенного письма: графемы (буквы), диакритика, знаки препинания, ударения. Большинство алфавитов нового времени основываются на латинской и кириллической графической основе. При выборе алфавита – при создании письменности для ранее бесписьменных языков или при принятии решения о переходе на другой тип графика…» [7].

В методическом пособии М.М. Безруких графическая работа в обучении рассматривается как визуальное оформление учебной информации или упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов с их условным обозначением, а так же составление схем, графиков, диаграмм [1].

Таким образом, можем данные понятия соединить в единое понятии: «Графический навык» – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Рассмотрим следующее понятие «Урок». В «Педагогическом онлайн словаре»: урок – это динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания [8].

Урок традиционный – это урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами [4].

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.

Урок, как форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30-35 мин).

Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским [2]. Главной задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. урок чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на урок выступал лишь объектом педагогического воздействия. Урок оставался почти единственной формой организации учебных занятий до середины 60-х гг.XX в.

С середины 60-х гг. в учебный процесс внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в т.ч. и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, в т.ч. производственные, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Однако монопольное положение официальной авторитарной педагогической теории сдерживало поиски педагогов и методистов в рамках традиционной системы обучения. Изменялись лишь отдельные элементы урок (например, его структура, продолжительность).

80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой «застойной» школы и педагогической науки. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие «урок». Изменения в урок как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение «путем погружения» – для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания.

Однако до сих пор нерешёнными проблемами урока являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов [9].

Сложилось несколько типов уроков. Наиболее распространён – комбинированный урок. Он состоит из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10-12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), домашнего задания (2-3 мин). Урок закрепления нового материала проводится преимущественно в старших классах в форме лекции, конференции, проблемного урок, киноурока. урок закрепления знаний и умений осуществляется в форме семинара, практикума, экскурсии, лабораторного практикума. Урок обобщения и систематизации имеет целью системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков помогает оценить результаты учения, уровень обученности, степень готовности применять полученные знания [4].

Форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых [8].

В работе Ю.Г. Чебановой [10] графические навыки представляются в виде:

– умения строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТ;

– умения пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;

– умения чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;

– умения оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;

– умения правильно сочетать цвета, оттенки;

– умения компоновать предметы, составлять композиции;

– умения делать условные обозначения на чертежах и понимать их;

– умения выполнять эскизы, технические рисунки.

Что же должен делать учитель технологии, для того чтобы у обучающихся формировались необходимые графические понятия, умения, тем более грамотность? В данном случае следует отметить два основополагающих момента на которые он должен обращать внимание – постановку цели формирования графических понятий и организацию деятельности обучающихся по развитию практических умений. Прежде всего, перед обучающимися необходимо ставить конкретную цель – овладеть определенными графическими понятиями и практическими умениями. Если учитель технологии сталкивается с отсутствием у обучающихся конкретных графических понятий и практических умений, то ему необходимо проанализировать данную ситуацию и спросить с себя, а стояла перед ним такая цель и как ее разрешить? В этом мы и видим дальнейшую нашу работу.

Список литературы:

1. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т.,. т.1/ Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.

2. Краткий словарь педагогических понятий : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт.-сост Л.А. Пермяков, В.В. Морозов, Э.В. Зарединова. Изд. 2-е, испр. и доп. Кривой Рог;  Симферополь  : Видавничий дім2010. 144 с. 

3. ПедагогикаУчебник / Л.ПКрившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.;  Под редЛПКрившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. 432 с.

4. Педагогический словарь / под редакцией ACADEMA, – М.: изд. 2001. –172с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад, – М. : изд, 2002. – 527 с.

6.  Словарь социолингвистических терминов [Электронный ресурс] / отв. ред. В.Ю. Михальченко – М., 2006. – 312 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/958/65958/files/slovar.pdf.

7. Педагогический онлайн словарь [Электронный ресурс] /  С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. – Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/.

8. Хуторской, А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.

9. Чебанова, Ю.Г. Формирование графических навыков на уроках технологии [Электронный ресурс] / Ю.Г. Чебанова. – Педпортал. – Режим доступа: https://pedportal.net/starshie-klassy/tehnologiya/formirovanie-graficheskih-navykov-na-urokah-tehnologii-763180.

Просмотров работы: 239