Проблема формирования графических навыков у школьников является в настоящее время одной из актуальных, поскольку современное общество нуждается в людях владеющих ими. В процессе обучения и воспитания большое значение, на наш взгляд, приобретают задачи формирования графических навыков.
Развитие графических навыков на уроках технологии и внеклассных занятиях является не только целью обучения, но и одновременно средством разностороннего развития личности ребенка. Представляя собой понятие об окружающей или вымышленной действительности при помощи композиции и цвета, тематическое рисование способно реализовать многие потребности детей.
Проблема формирования умений у школьников давно привлекает внимание ученых. Этой проблемой занимались такие известные психологи и педагоги как А.В. Хуторской, А.Г. Перехватова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, Ю.Г. Чебанова.
Они выделяют несколько типов умений: двигательные, познавательные, теоретические, практические, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, общение.
Однако считаем, что данная тема раскрыта не достаточно глубоко. Целью нашей статьи является раскрыть особенности развития графических навыков у обучающихся основной школы на уроках технологии и во внеклассной работе.
Рассмотрим основные понятия исследуемой темы: навык, графическая работа, графический навык, урок.
Под понятием «навык» будем понимать, определение данное в «Кратком педагогическом словаре» под редакцией: А.А. Пермякова, В.В. Морозова, Э.Р. Зарядинова: «навык – умение, доведённое до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного повторения…» [3, с.74]
Также, данное понятие встречается в «Педагогическом энциклопедическом словаре» под ред. Б.М. Бим-Бада и поясняется как: «навык, действие, сформированное путём повторения, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляется ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразования реальных объектов. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются, Навыки характеризуются и разной степенью обобщённости: чем шире класс объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлён, тем более обобщён и лабилен» [6, с.156].
То есть, навык это действие доведенное до автоматизма, путём постоянного повторения и выполнения конкретной задачи. В своих работах многие различают перцептивные, интеллектуальные, двигательные.
В словаре «Социолингвистических терминов» термин графика поясняется как: «сумма начертательных средств определенного письма: графемы (буквы), диакритика, знаки препинания, ударения. Большинство алфавитов нового времени основываются на латинской и кириллической графической основе. При выборе алфавита – при создании письменности для ранее бесписьменных языков или при принятии решения о переходе на другой тип графика…» [7].
В методическом пособии М.М. Безруких графическая работа в обучении рассматривается как визуальное оформление учебной информации или упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов с их условным обозначением, а так же составление схем, графиков, диаграмм [1].
Таким образом, можем данные понятия соединить в единое понятии: «Графический навык» – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Рассмотрим следующее понятие «Урок». В «Педагогическом онлайн словаре»: урок – это динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания [8].
Урок традиционный – это урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами [4].
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.
Урок, как форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30-35 мин).
Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским [2]. Главной задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. урок чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на урок выступал лишь объектом педагогического воздействия. Урок оставался почти единственной формой организации учебных занятий до середины 60-х гг.XX в.
С середины 60-х гг. в учебный процесс внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в т.ч. и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, в т.ч. производственные, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Однако монопольное положение официальной авторитарной педагогической теории сдерживало поиски педагогов и методистов в рамках традиционной системы обучения. Изменялись лишь отдельные элементы урок (например, его структура, продолжительность).
80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой «застойной» школы и педагогической науки. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие «урок». Изменения в урок как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение «путем погружения» – для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания.
Однако до сих пор нерешёнными проблемами урока являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов [9].
Сложилось несколько типов уроков. Наиболее распространён – комбинированный урок. Он состоит из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10-12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), домашнего задания (2-3 мин). Урок закрепления нового материала проводится преимущественно в старших классах в форме лекции, конференции, проблемного урок, киноурока. урок закрепления знаний и умений осуществляется в форме семинара, практикума, экскурсии, лабораторного практикума. Урок обобщения и систематизации имеет целью системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков помогает оценить результаты учения, уровень обученности, степень готовности применять полученные знания [4].
Форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых [8].
В работе Ю.Г. Чебановой [10] графические навыки представляются в виде:
– умения строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТ;
– умения пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;
– умения чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;
– умения оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;
– умения правильно сочетать цвета, оттенки;
– умения компоновать предметы, составлять композиции;
– умения делать условные обозначения на чертежах и понимать их;
– умения выполнять эскизы, технические рисунки.
Что же должен делать учитель технологии, для того чтобы у обучающихся формировались необходимые графические понятия, умения, тем более грамотность? В данном случае следует отметить два основополагающих момента на которые он должен обращать внимание – постановку цели формирования графических понятий и организацию деятельности обучающихся по развитию практических умений. Прежде всего, перед обучающимися необходимо ставить конкретную цель – овладеть определенными графическими понятиями и практическими умениями. Если учитель технологии сталкивается с отсутствием у обучающихся конкретных графических понятий и практических умений, то ему необходимо проанализировать данную ситуацию и спросить с себя, а стояла перед ним такая цель и как ее разрешить? В этом мы и видим дальнейшую нашу работу.
Список литературы:
1. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т.,. т.1/ Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.
2. Краткий словарь педагогических понятий : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт.-сост Л.А. Пермяков, В.В. Морозов, Э.В. Зарединова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Кривой Рог; Симферополь : Видавничий дім, 2010. – 144 с.
3. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с.
4. Педагогический словарь / под редакцией ACADEMA, – М.: изд. 2001. –172с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад, – М. : изд, 2002. – 527 с.
6. Словарь социолингвистических терминов [Электронный ресурс] / отв. ред. В.Ю. Михальченко – М., 2006. – 312 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/958/65958/files/slovar.pdf.
7. Педагогический онлайн словарь [Электронный ресурс] / С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. – Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/.
8. Хуторской, А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.
9. Чебанова, Ю.Г. Формирование графических навыков на уроках технологии [Электронный ресурс] / Ю.Г. Чебанова. – Педпортал. – Режим доступа: https://pedportal.net/starshie-klassy/tehnologiya/formirovanie-graficheskih-navykov-na-urokah-tehnologii-763180.