ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ «ЗДАНИЕ В ФОРМЕ РОЯЛЯ И СКРИПКИ», ПОСТРОЕННОГО В ГОРОДЕ ХУАЙНАНЬ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ «ЗДАНИЕ В ФОРМЕ РОЯЛЯ И СКРИПКИ», ПОСТРОЕННОГО В ГОРОДЕ ХУАЙНАНЬ

Порубина М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ироничность и парадоксальность, отсутствие пафоса и признание своей вторичности – все это характеризует искусство постмодернизма, представители которого преподносят привычные формы в самом непредсказуемом и непривычном контексте, а после ратуют за то, что искусством может стать все.

«История постмодернизма как архитектурного стиля берет свое начало в 70-х годах ХХ столетия, а точнее 15 июня 1972 года в Сент-Луисе, штат Миссури, когда взрывом был уничтожен квартал Прютт-Айгоу – образец авангардной архитектуры, воплощавший фундаментальные ценности модернизма и утопические идеи градостроительства: рациональность, функциональность и стерильность. 33 высотных здания из бетона и стекла, за проектирование которых Минору Ямасаки был удостоен награды Американского института архитекторов, постепенно приходили в запустение. Квартал превратился в гетто с высоким уровнем преступности. Расселение жителей и череда организованных взрывов избавила власти от «головной боли». Вместе с кварталом был погребен модернизм» [2]. Постмодернисты решили отказаться от однообразия, аскетизма и уныния в пользу образной архитектуры, учитывающей особенности пейзажей и придающей городам индивидуальность.

П роизводители строительных материалов также не стояли на месте и предлагали все более широкий перечень усовершенствованной продукции, позволяющей возводить более долговечные и прочные сооружения.

Д ля постмодернизма характерно несколько особенностей, отличающих его от других стилей: «в отличие от модернизма, который отрицает все былое, постмодернизм трепетно относится к истории, помогает людям обрести связь с их корнями и почувствовать приятную ностальгию по минувшему. Первая особенность постмодернизма стала результатом второй: его можно назвать ретро-стилем, поскольку архитекторы-постмодернисты активно используют элементы старых стилей и тяготеют к академизму. Такую черту постмодернизма еще определяют, как традиционализм. Для постмодернистов крайне важно, чтобы будущее здание предельно органично вписывалось в ландшафт и гармонировало с окружающей средой. Некоторые архитекторы специально выбирают для будущих строений оттенки максимально близкие к цвету почвы выбранного места. Представители постмодернизма отказываются от принципа автономии, подразумевающего сооружение изолированных построек на открытых пространствах. Вместо этого, они как бы заново осваивают городской ландшафт, вплетая в него новые композиции с учетом традиций, вкусов и мнения населения. Постмодернизм иррационален. Приверженцы этого стиля придают немаловажное значение пространству и при проектировании часто обращаются к барокко и маньеризму, создавая нечто таинственное, наполненное и причудливое. Главная задача архитекторов – объединение в одно целое вкусов и ценностей обычных людей и профессионального архитектурного языка. Иначе говоря – органичное соединение традиционного и современного. Постмодернисты стремятся достигнуть гармонии между обыденной жизнью с её многочисленными клише и быстро меняющимся искусством, технологиями и модой» [2].

Все эти факторы повлияли на внешний облик здания следующим образом:

«архитектура выглядит гибридной;

фасад зданий часто внешне не связан с его внутренним устройством; используются все виды декора: облицовка, декоративная кладка, рельеф, роспись, орнамент и другие;

возрождаются активные силуэты архитектурных объектов посредством отказа от плоских крыш и добавления фронтонов, мансард и щипцов разнообразных форм и размеров» [7].

« При строительстве зданий и домов в стиле постмодернизм, как правило, применяются бетон, стекло и металл – современные материалы, которые позволяют воплотить в реальность самые смелые архитекторские задумки. В качестве облицовочного материала часто используется декоративная плитка, натуральный камень, но на их месте вполне могут оказаться зеркала или трубы коммуникаций, вынесенные за пределы строения, и окутывающие его со всех сторон» [2].

П роектирование объекта в данном стиле оказывается довольно сложным процессом, поскольку перед архитектором стоит задача не просто «нарисовать» сколько-то квадратных метров спальни кухни и гостиной, а сделать здание особенным, «говорящим», но в то же время гармонично вписывающимся в ландшафт. Создание подобного архитектурного объекта требует обладание создателем безграничной фантазии, смелости и понимания контекста окружающей среды. Профессионал построит не просто «коробку», он создаст нечто необычное, красивое и утонченное.

В качестве конкретного примера хотелось бы рассмотреть сооружение, которое в английских источниках называют «Здание в форме рояля и скрипки» или «Рiano and Violin Shaped Building». Это вполне справедливо, так как вся архитектурная композиция включает два музыкальных инструмента, которые за счет своих размеров хорошо заметны даже издалека.

«Выбор форм для реализации этого архитектурного проекта был продиктован двумя причинами – символичностью инструментов и их утилитарными функциями. Форма рояля позволяет, как нельзя лучше распределить пространство для выставочного комплекса, а форма вертикально расположенной скрипки дает возможность разместить в ней лестницу, по которой посетители поднимаются в залы. Таким образом, Дом-рояль одновременно отвечает и эстетическим и практическим требованиям. И то и другое для него важно, поскольку Дом-рояль выполняет еще одну - рекламную функцию» [9].

«Строительство Дома-рояля было завершено в 2007 году. В это время город Хуайнань, расположенный в китайской провинции Аньхой, испытывал необходимость в привлечении внимания к развитию нового района. Было принято решение сделать Дом-рояль символом еще одной, будущей части города, параллельно придав ему функции выставочного комплекса, где, в том числе, будут представлены публике и планы строительства нового района вместе с улицами, домами и площадями. Наряду с рекламой новостроек, в плане работы Дома-рояля не исключались и экспозиции на другие темы» [9].

Т ак, благодаря своеобразной архитектуре Дом-рояль вошел в неофициальный список удивительных явлений мировой архитектуры скорее, как необычное здание, чем как действительный шедевр зодчества. Сам по себе Дом-рояль – действительно экстраординарное творение. «Однако в мире достаточно много попыток реализовать в дизайне зданий сходство с какими-либо предметами и даже живыми существами. Даже если Дом-рояль и не вошел в список мирового архитектурного наследия, своей главной цели – заинтриговать общественность – он, несомненно, добился» [9].

«Стоит отметить, что в обсуждениях китайского Дома-рояля встречается очень много критики в адрес дизайна здания. Кто-то отмечает в нем признаки «надоевшего постмодернизма», а кто-то называет его «типичным студенческим проектом». Однако большинство не может не признать оригинальности замысла, который при возможных недостатках, действительно производит впечатление. Ну а то, что в архитектуре Дома-рояля больше эпатажа, чем искусства, можно легко объяснить столь свойственными молодым архитекторам амбициями» [9].

П роектированием данного здания занимались студенты отделения архитектурного дизайна Хефейского технологического университета совместно с дизайнерами компании «Huainan Fangkai Decoration Project Co.». В проекте здания было использовано много современных материалов, среди которых стекло. А в самом дизайне была предусмотрена возможность удивляться нетривиальной архитектуре, как при дневном свете, так и в ночное время.

Так что более чем миллионное население Хуайнаня вполне довольно новой достопримечательностью, которая теперь еще и прославила их город на весь мир.

З дание создано из прозрачного и черного стекла. Гигантская стеклянная скрипка служит входом в здание, там же расположены эскалаторы, ведущие в «рояль».

«Сейчас постмодернизм все еще не сформирован окончательно – он постоянно находится в поиске. Архитекторы и дизайнеры экспериментируют, играют с формами и материалами. Благодаря антиутопичным идеям, постмодернизм не теряет своей актуальности и постепенно стирает границы между массовостью и элитарностью, что выражается в коммерческом успехе проектов, выполненных в этом архитектурном стиле» [2].

Список литературы

Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007.

Архитектура постмодернизма. URL: https://www.zdanija.ru/TermsP5/p2_articleid/2359

Волков В. Н. Постмодерн и его интерпретации. Монография. М.: Издательские решения, 2017. – 606 с.

Волков В. Н. Знание, образование и университеты в мире постмодерна // Никоновские чтения. Сборник научных статей. В 2 тт. Т. 1. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2016. – С. 52–64.

Волков В. Н. Постмодерн и его основные характеристики. // Культурное наследие России. 2014. № 5 (2). – С. 3–8.

Волков В. Н. Постмодерн и его интерпретации // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2013. № 5–6. – С. 72–97.

Хассан. И. К концепции постомодернизма. URL: http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2765&Itemid=6

Можейко М. А. Постмодернизм // Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с. – (Мир энциклопедий).

Удивительная архитектура в Китае. URL: https://www.liveinternet.ru/users/3879419/post397410966

Piano House – музыкальный дом, построенный в Китае по студенческому проекту. URL: https://novate.ru/blogs/080412/20476/

Просмотров работы: 37