Для обоснования проблемы управления процессом эстетического воспитания дошкольников посредством приобщения к художественной литературе рассмотрим организационно-педагогические условия. Термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых единиц: «организационные условия» и «педагогические условия». Рассмотрим каждое из составляющих.
В научно-педагогической литературе под «педагогическими условиями» понимают совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач (В. И. Андреев, М. Е. Дуранов, А. Я. Найн и др.). При этом исследователи к «педагогическим условиям» относят только те, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание. В исследовании мы разделяем позицию, согласно которой «педагогические условия» нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как развитие личности в педагогическом процессе представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.
С учетом вышеизложенного, выделяются следующие «признаки» организационно-педагогических условий:
‑ совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А. Я. Найн);
‑ совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности (В. И. Андреев, С. И. Ожегов);
‑ условия представляют собой единство субъективного т объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления (В. И. Андреев);
‑ условия обеспечивают наиболее эффективное протекание процессов и явлений, отражают упорядоченность и целесообразность их существования;
‑ условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может (И. Т. Фролов)
‑ условия выполняют роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности (С. Н. Борунова)» [1; 2].
Выделенные признаки позволяют дать следующее определение «организационно-педагогических условий»: это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей контрольно-аналитической деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и смысла этой деятельности, ее упорядоченности, целенаправленности и предметной продуктивности.
Организационно-педагогические условия представляют собой спроектированные постоянно действующие обстоятельства, облеченные в форму педагогических мероприятий, направленных на процесс эстетического воспитания дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.
В ФГОС ДО определяется важность приобщения детей к художественной литературе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. В данном документе подчеркивается, что эстетическое развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Таким образом, эстетическое развитие дошкольников – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты речевого творчества.
Для того чтобы решить проблему управления процессом эстетического воспитания дошкольников посредством приобщения к художественной литературе, мы выделили следующие организационно-педагогические условия: 1) подготовка педагогов к осуществлению эстетического воспитания дошкольников; 2) создание развивающей предметно-пространственной среды; 3) планирование работы по эстетическому воспитанию дошкольников [2].
Первым условием выступает необходимость подготовки педагогов к осуществлению эстетического воспитания дошкольников, без наличия которой невозможно управление процессом эстетического воспитания дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.
Управление процессом эстетического воспитания дошкольников посредством приобщения к художественной литературе в условиях ФГОС ДО требует от педагогов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. В соответствии с этим в годовом плане ДОУ определена задача методического сопровождения и повышения квалификации педагогического коллектива по проблеме эстетического воспитания дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.
Подготовка педагога к эстетическому воспитанию дошкольников посредством приобщения к художественной литературе зависит от его самообразования, от желания и стремления освоить и применить на практике новые знания. Сделать самообразование более эффективным позволяет система повышения квалификации ‑ получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний [5].
Одним из ключевых условий эстетического воспитания выступает развивающая предметно-пространственная среда (РППС), которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развития его вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер». Она имеет большое значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Воздействуя на ребенка через органы чувств, она формирует у него представление о красоте, вкусе, ценностные ориентации.
Под «развивающей предметно-пространственной средой» понимается созданная в дошкольном учреждении обстановка, в которой живет ребенок. Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Важнейшей функцией процесса управления, представляющей собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством, является планирование. Это третье организационно-педагогическое условие.
Образовательный процесс в ДОО – это процесс взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей при решении образовательных задач, направленный на развитие воспитанников, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс должен сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
Основой образовательного процесса является планирование. Планирование ‑ это научно обоснованная организация образовательного процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость [2; 3].
Эффективность планирования достигается при соблюдении трех главных условий: 1) знания уровня, на котором находится работа на момент планирования; 2) четкого представления об уровне, на который должна быть она поднята к концу планируемого периода; 3) выбора оптимальных путей и средств, которые позволят перевести работу дошкольного учреждения на новый уровень.
Педагогам дошкольных учреждений предлагаются различные варианты форм педагогического планирования:
1. Схема-памятка, которая позволяет наиболее полно и системно охватить все стороны деятельности воспитателя с учетом возможностей ДОУ, тем занятий, режимных моментов и специфики разнообразных видов совместной и самостоятельной деятельности детей.
2. Картотечное планирование предполагает составление подробной картотеки на имеющуюся в ДОУ методическую базу (педагогическая литература, художественные произведения, конспекты занятий и т.п.). Из года в год накапливается материал, который можно использовать в последующие годы, внося незначительные изменения и дополнения.
3. План-график, содержащий перечень основных мероприятий (занятия, беседы, игры, экскурсии, работу по подготовке к школе и т. п.), их содержание и предварительную подготовку к ним.
4. В качестве форм педагогического планирования практикам предлагается использовать блоки, сетку, план-конспект, планирование в соответствии с образовательными темами и др.
Таким образом, мы охарактеризовали следующие выделенные нами условия: 1) подготовка педагогов к осуществлению эстетического воспитания дошкольников; 2) создание развивающей предметно-пространственной среды; 3) планирование работы по эстетическому воспитанию дошкольников посредством приобщения ребенка к художественной литературе. Все вышеуказанные организационно-педагогические условия эстетического воспитания дошкольников посредством приобщения к художественной литературе взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Список использованных источников и литературы:
Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М.: Сфера, 2007 – 96 с.
Васюкова, Н. Е. Планирование как механизм выстраивания интегративного содержания педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Н. Е. Васюкова :автореф. дис. … канд. пед. наук.–М., 2009.–25 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, – 2014. – 327 с.
Санникова, Л.Н. Современные подходы к подготовке специалистов дошкольного образования/ Л.Н.Санникова // Педагогический журнал Башкортостана. -2006. - т. 4, № 5. - С. 49-56.