Введение. Одной из главных граней проявления культуры личности военнослужащего является его поведение в различных ситуациях воинской службы. Оно является сердцевиной общей культуры взаимоотношений воинов армии и флота и играет важную роль в жизни и деятельности Вооруженных Сил современной России. От уровня культуры взаимоотношений зависят сплоченность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины, единоначалия и субординации. Поэтому вопросам военно-морского этикета и культуры поведения военнослужащих уделяется много внимания в современной армии и на флоте.
Слово «этикет» французского происхождения, вначале употреблялось в значении придворного церемониала, который предписывал до мелочей разработанные правила поведения аристократии при приемах во дворцах и салонах. Само слово «этикет» произошло от названия карточек - «этикеток», которые раздавали всем гостям во время приемов у французского короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения, которые были обязательны для гостей. Это позволяло свободно общаться людям неравных социальных статусов.
В современных условиях под этикетом понимается совокупность правил культуры поведения, касающихся внешнего отношения к людям, которые приобрели характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Требования этикета не являются застывшими. Общечеловеческие нормы этикета, хотя и варьируются в зависимости от конкретных условий, всегда сохраняют свое существенное содержание – быть формой цивилизованного человеческого поведения. Поэтому в основе их лежат уважение к человеку, его правам, интересам, желаниям, признание правомерности самого его существования, стремление помочь человеку или, по крайней мере, не помешать ему в осуществлении тех или иных действий, если они, конечно, не наносят вреда другим людям; стремление быть понятым, сохранить свое достоинство не в ущерб другим людям и не за счет ущемления их достоинства. Соблюдая эти положения, человек логично и закономерно найдет соответствующие правила этикета, формы своего поведения.
Культура общения людей основана на соблюдении определенных норм и правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении всей истории. Со времен позднего средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет является важной частью культуры общества, отражает дух отношений между людьми, своеобразное согласие их на совместное существование.
Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поэтому знание определенных законов поведения является непременным условием успешного прохождения военнослужащими военной службы. При общении с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо еще и твердо знать правила приличия, принятые в обществе и конкретном профессиональном кругу, уметь применять их на практике.
Сущность морского этикета.
Этикет представляет собой определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя прежде всего правила обхождения с окружающими, формы общения, приветствия, нормы поведения в общественных местах. Иначе говоря, этикет определяет, как нужно двигаться, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.
Известно, что этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, поэтому выделяют различные виды этикета. Общегражданский этикет представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых людьми при общении друг с другом, дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов – на переговорах, приемах, обедах и т.д. Воинский этикет – это совокупность правил поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также (носящие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил.
Нормы и правила военно-морского этикета очень многообразны. Они базируются на принципах морали и нравственности, положениях военной присяги и воинских уставов, воинских традициях и ритуалах.
Воинский этикет включает в себя две группы правил: правила, регулирующие отношения между военнослужащими и правила, определяющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения. В свою очередь, первую группу правил можно разделить на подгруппы: начальник – подчиненный; подчиненный – начальник; отношения военнослужащих, равных по званию, должности.
Парус – это свобода! Свобода в рамках правил.
С одной стороны – яхта дает именно ту свободу, открывает новый мир, о котором многие только мечтают, но с другой стороны на яхте, будь то парусной или моторной необходимо строго соблюдать ряд правил, так как, во-первых это техническое средство повышенной опасности, во-вторых стихия может самым прямым образом повлиять на ваше плавание и в третьих, есть ряд правил, которые так и называются – хорошая морская практика, следуя которой Ваше плавание пройдет успешно и Вы получите только позитивные воспоминания от круиза или участия в парусной регате. От себя добавим еще одно понятие – яхтенная этика, которая предполагает от яхтсмена соблюдения этических норм поведения как на яхте, так вне ее.
Необходимо знать и соблюдать ряд правил поведения на яхте. Первое и самое главное правило поведения на яхте – быстрое и беспрекословное выполнение команд капитана. Нужно разграничить два понятия – капитан и судовладелец. Судовладелец это физическое или юридическое лицо, которое является владельцем яхты. Капитан – термин, означающий должностное лицо, возглавляющее команду судна, и несущее ответственность за действия команды, и который обладает судоводительским образованием. Помните, капитан не Ваш слуга, он то, кто отвечает за безопасность судна и главное – Вашу безопасность, т. е. безопасность команды.
Из истории этикета.
Поведение человека в военной форме, по сути, – та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой прохожий, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение представителей той армии, которой их так долго пугали...
Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Этикет, как установленный порядок поведения, манеры и формы обхождения в каком-либо обществе возник давно, а точнее со времен, когда сформировались известные нам человеческие цивилизации: Индия и Китай, Шумер и Аккад, Египет и Вавилон. Описания правил поведения в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Нравственно-этические нормы, существовавшие в древней Греции и Риме были описаны Демокритом и Платоном, Гомером и Гесиодом, Тита Ливием и Плутархом и др. Взаимоотношения в семье, между людьми описывались в комедиях Аристофана, Плавта и Теренция.
И все же, временем возникновения этикета как системы (неписанного кодекса) определенных нравственно-этических правил и норм поведения, форм и манер обращения в обществе, следует, видимо, считать период позднего средневековья и эпохи Возрождения. Именно в XVI–XVII вв. при дворах монархов, герцогов, маркизов создается сложная система церемоний и обрядов, которая строго регламентировала всю дворцовую жизнь. Так на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением правил поведения в зале и за столом. От французского названия карточек «étiquette» – этикетка и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.
На Руси известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению. Так, в «Изборнике 1076 года» отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI в.
Служебный этикет.
Не за страх, а за совесть – это, пожалуй, главное требование служебного этикета. В лучших традициях российской армии этикет органически связывался с честью воина, честью мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались «Правила учтивости офицера», у драгун – «Чести напоминание», у улан – «Чести наставление».
Служба в вооруженных силах считалась в России не просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного, образцового поведения человека.
Эта целенаправленная работа не была безрезультатной. Высокого мнения о моральных достоинствах и поведении русского солдата были лучшие представители русской интеллигенции. Известный дипломат и поэт Ф.И. Тютчев писал: «Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата».
Основные нормы военно-морского этикета изложены в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в Уставе внутренней службы: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения».
Соблюдение требований этикета всеми военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои духовные и физические возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на «вы», в других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие прибегают к более привычному для них «ты». Русский язык знает немало и иных приемлемых форм обращения в неформальной обстановке: «ребята», «братцы», «мужики» и др.
Показателем крайне низкой культуры является стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. «Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе», – говорил великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими недостатками других людей недопустимы в армейской среде. Вежливые и равные отношения со всеми, близкая дружба с некоторыми – залог прочности военно-морского коллектива в любой, даже экстремальной ситуации.
Необходимо отметить, что иногда грубость и хамство – обратная сторона неумения вести себя достойно и красиво. Можно вспомнить высказывание, принадлежащее французскому писателю Ф.Ларошфуко: «Большая часть молодежи воображает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба».
Важнейшим требованием этикета всегда является учет национальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми. Особенно это важно в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Устав внутренней службы требует от военнослужащих «дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями», проявлять «…уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям».
История во многом изменила облик российской армии. Но и сегодня у большинства населения сохраняется твердая вера: военный не подведет. Люди в военных мундирах – в первых рядах тех, кто ликвидирует последствия катастроф, тушит пожары, противостоит бандитизму и терроризму.
Однако одно дело – проявление героизма в экстремальных ситуациях и другое – ежедневное соблюдение требований военно-морского этикета. Некоторые из них кажутся мелкими и поэтому неважными. Например, воинское приветствие. Подчеркнем деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше этот ритуал назывался «отдание воинской чести», то сегодня воинский устав как бы возвращает нас к требованиям благородных рыцарей: душу – богу, жизнь – отечеству, сердце – даме, честь – никому.
Воинское приветствие – рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Поднося руку к головному убору, современные военнослужащие повторяют этот жест, отдавая долг вежливости своему коллеге в военной форме.
Младшие по званию приветствуют старших первыми. Если встречаются равные по званию, то первым приветствует тот, кто более воспитан. Несоблюдение этого требования – отнюдь не проявление особой смелости или показатель «старости» военнослужащего. Это всего лишь очевидный признак его элементарной невежливости и бескультурья, неуважения исторических традиций и правил военно-морского этикета.
Соблюдение требований военно-морского этикета должно быть естественной нормой поведения военнослужащего. Это означает, что главным судьей своего поведения всегда должен выступать прежде всего сам военнослужащий. «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне, – говорил Пифагор, – Первым законом должно быть уважение к самому себе».
По правилам этикета не принято говорить о другом человеке того, чего вы не скажите ему открыто, при всех, в порядке товарищеской критики. Критика должна способствовать нравственному росту и профессиональному становлению воина, а не вызывать у него обиду, злость, желание отомстить. Критикой нужно исправлять, а не ухудшать взаимоотношения.
Этикет предъявляет свои требования в равной степени как к начальникам, так и к подчиненным. Придавая нравственно-эстетическую окраску взаимоотношениям военнослужащих, он способствует сохранению чувства их собственного достоинства. Подчиненный, демонстрируя свое уважение командиру и готовность выполнить его приказание, не должен допускать угодничества и подхалимства.
В то же время нельзя воспринимать правила элементарной вежливости как ограничение личной свободы. Военнослужащий должен встать, если в помещение входит старший по званию. Это такая же этикетная норма, как необходимость спросить у начальника разрешения войти или выйти из помещения, в котором этот начальник находится. Если начальник и подчиненный встречаются у двери, то подчиненный должен уступить дорогу, не забыв при этом приветствовать его. При разговоре с начальником не следует опускать глаза вниз, говорить торопливо. Важным показателем достоинства и уверенности в себе является умение смотреть в глаза собеседнику и четко формулировать свои мысли.
В правила служебного этикета входит умение пользоваться телефоном. Это важнейшее средство связи помогает военнослужащему в решении множества служебных вопросов. Неумение пользоваться служебным телефоном, злоупотребление им в личных целях – нарушение делового ритма и дисциплины.
Культура телефонного разговора состоит в том, чтобы максимально сэкономить время и свести к минимуму неудобства для абонентов и тех лиц, которые находятся рядом.
В служебных телефонных разговорах необходимо соблюдать краткость, лаконичность, вежливость и бдительность. Необходимо помнить о несовершенстве телефонной сети и ее незащищенности от подслушивания. Любой телефонный разговор не должен содержать сведений, интересующих иностранную разведку. Именно по этой причине находясь на учебных занятиях, в режимных помещениях, в кабинете у командира (начальника), на служебных совещаниях необходимо отключать сотовый телефон и приемники персонального радиовызова.
Телефонный разговор принято начинать с приветствия и представления. При исполнений служебных обязанностей военнослужащему по внутренней телефонной сети рекомендуется отвечать: «Дежурный по столовой сержант Семенов», а по городской линии можно ответить: «Дежурный Семенов». Иногда, снимая на службе трубку, говорят «Алло». Это нейтральное слово, не содержащее никакой информации, вызывает недоразумения и лишнюю трату времени. Поэтому лучше отказаться от ничего не значащих отзывов: «алло», «да», «слушаю вас» и заменить их информативными словами типа: «столовая», «клуб».
Изучение требований военно-морского этикета позволяет лучше освоиться в армейской среде, с достоинством выйти из типичных затруднительных ситуаций, встречающихся в жизни.
Культура общения военнослужащих на борту.
Этикет неразрывно связан с культурой общения, умением наладить должные взаимоотношения с людьми.
Для того чтобы изучить требования современного этикета, нужно представлять себе его структуру. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, о человеке часто судят по тому, как он говорит. А ведь речь может быть и устной, и письменной. Существуют свои требования к докладу начальника и выступлению на собрании, публичной лекции или разговору с друзьями. Не менее важно правильно, подготовить служебную записку, рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из сторон культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко демонстрируют уровень культуры общения.
Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляды – все это также входит в культуру общения военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения». Устав предписывает военнослужащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях.
Другими составляющими этикета являются вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость – это, по сути, основа этикета, представляющая собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) – это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени подходящую к данной ситуации. Скромность – стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать внимание к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.
Современное общество выработало ряд требований к этикету, которые делают его необходимым для любого культурного человека. Это гуманизм, общедоступность, систематичность, целесообразность, гармоничность, а также единство нравственного, эстетического и правового. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечивать реализацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.
Этикет важен во всех областях человеческого общения, Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье.
Судовой этикет в своих основах ничем не отличается от этикета обычного: уважение и вежливость к другим. Но иногда бывают и такие ситуации, когда правильное поведение не всегда очевидно. Поэтому были разработаны правила, регулирующие поведение на судне.
1. Знать правила навигации. Правила навигации являются международно признанными требованиями для безопасного вождения судов. Они имеют первостепенное значение для безопасности. Но удивительно, сколько лодок используется с нарушением этих правил либо из-за невежества, либо умышленно.
2. Вежливость. Помимо обязательных правил навигации существует множество простых любезностей. Они разработаны для того, чтобы сделать плавание более комфортным:
Уважение к неприкосновенности и тишине. Будь то причал, швартовка или постановка на якорь, не ущемляйте своих соседей. Это особенно важно, если у вас на борту проходит вечеринка, вы делаете дымное барбекю или нужно запустить генератор. Чтобы не нарушать покоя соседей, найдите укромное место, в котором вы никому не помешаете.
Приглашение к общению. Будьте осторожны, приглашая соседа к общению. Краткая беседа – лучшее средство, чтобы понять, расположен человек к общению или нет.
Рыбацкие лодки. Если на пути вашего судна лежат рыбацкие лодки, обязательно пройдите по ветру от них, чтобы не отпугнуть рыбу или не запутаться в их линиях.
У гоночных лодок нет особых привилегий. Нет ни одного закона или требования, в котором указано, чтобы негоночные лодки держались подальше от гоночных катеров. Для владельца гоночной лодки будет весьма некрасиво и неэтично настаивать на праве проезда только потому, что он участвует в гонках.
Постановка на якорь. При постановке на якорь старайтесь ставить свое судно так, чтобы между ним и соседними лодками было достаточно места. В противном случае качка или ветер могут стать причиной случайного столкновения ваших судов.
Чрезмерная скорость. Помните, что вы несете ответственность за свое поведение на воде также, как и на автомобильной дороге. Это означает, что вы не должны превышать скоростные ограничения, плавать близко с пляжной зоной, намеренно создавать волнение или проезжать на большой скорости рядом с другими катерами и лодками.
Взаимопомощь. Пожалуй, одна из самых давних морских традиций. Вы должны помогать судам, оказавшимся в беде. Однако необходимо соблюдать условие: помощь, оказываемая вами, не ставит под угрозу безопасность вашей лодки.
Гости на вашей лодке. Шкипер несет особую ответственность за гостей, особенно за тех, которые не осведомлены о морских правилах. Гостям следует заранее сообщить о том, какую одежду рекомендуется носить на борту, а какую – при сходе на берег. Они также должны быть проинформированы о технике безопасности, правилах поведения и эксплуатации судового оборудования.
Одежда и униформа.
Современные яхт-клубы не имеют особенно четких требований касательно униформы. Чаще всего весь дресс-код сводится к простым правилам: рубашка, обувь, брюки. В некоторых – обязательный головной уборы. Однако яхт-клубы с многолетней историей более требовательны. В этом случае вам следует обзавестись блейзером.
Блейзер. Одно или двубортный. Как правило, традиционный синий, или в корпоративных цветах. Эмблема клуба пришивается на левый нагрудный карман, но ни в коем случае на воротник рубашки. Вы же не хотите прослыть безвкусно одетым малым.
Рубашки обычно выбирают белого или светло-голубого цвета.
Вместе с блейзером и рубашкой мужчины носят обязательный галстук. Женщины могут заменить галстук на шарф.
Обувь. Классика жанра – черные туфли. Они подходят всегда и везде. Белые туфли и ботинки можно носить с белыми брюками или юбками летом.
Головные уборы. Традиционные морские офицерские кепки с эмблемой клуба можно носить с официальным пиджаком или блейзером. Бейсболки с морскими темами часто носят при катании на лодках.
Летняя одежда. В особых случаях в летние месяцы можно носить белую легкую рубашку с белыми шортами.
Правила использования флагов
Флаги на судне – отдельная тема для большой и подробной статьи. Лодочные флаги – намного больше, чем просто украшения. Основные флаги имеют универсальный смысл в международных водах. С их помощью экипажи других судов могут узнать цель судна, даже не разговаривая с капитаном, а также передавать сигналы бедствия и предупреждения.
Морские традиции.
История яхтинга насчитывает более 300 лет. За это время было создано множество традиций и церемоний. На управление судном они не влияют никоим образом. Однако их соблюдение сродни хорошим манерам на суше. Эта статья представляет собой краткий обзор некоторых из наиболее важных обычаев и традиции судового этикета.
Традиционные торжества
1. Крещение лодок. На этой церемонии, предшествующей открытию плавательного сезона, приветствуются новые члены яхт-клубов и их суда. Обычно новые катера и яхты выстраиваются в док-станции, а священник или капеллан по очереди освящает их. Владельцы катеров и яхт обычно подают легкие закуски и напитки.
2. День открытия. В нашей стране судоходный сезон весьма короткий, поэтому лодки, яхты и катера вытаскиваются на зиму. А каждую весну проводится праздник открытия плавательного сезона с торжественным спуском судов на воду.
3. Смена смотрящих. Вскоре после ежегодного собрания в некоторых яхт-клубах проводится церемония смены смотрящих. В этот праздник вновь избранные должностные лица приносят присягу, таким образом, освобождая предыдущую команду от несения обязанностей.
4. Присвоение имени вашему судну.
Независимо от того, какого размера судно, ему обязательно нужно имя. Это может быть простая лодка для рыбалки или же огромная яхта. Но если вы выбираете ей имя, необходимо соблюдать определенные критерии. Имя, выбираемое для судна, должно быть:
привлекательным для хозяина и его семьи;
благозвучным;
соответствовать типу лодки;
произноситься легко и быстро.
5. Убирайте кранцы на ходу. Кранцы – вещь необходимая. Но не стоит ими приветливо помахивать в движении – положите их в корзины или раскрепите на леерах. По приближении к стоянке их можно опять выпустить, чтобы они защищали борта от повреждений. Если вы стояли у ржавого причала или шлюзовались – сразу же уберите кранцы, а при первой возможности помойте их с порошком – слизь из камеры шлюза или грязь от причала, оставшиеся на кранцах, могут испачкать борт вашей или соседней лодки.
6. Помните, что правая сторона на море считается главнее. Отсюда следует традиция уважаемых гостей и дам располагать по правую руку от себя.
7. Пришвартовавшись к берегу, сначала надёжно закрепите все концы, швартовы и шпринги, постелите мат – половичок, и только потом сходите на берег.
8. При стоянке у причальной стенки в яхт-клубе принято пользоваться береговыми удобствами. Душ и туалет на территории ничем не хуже тех, что находятся у вас на борту.
Если вы ошвартованы около буя в акватории марины, переключите канализацию на сбор воды во внутренние танки. Поверьте, прокачной гальюн, сбрасывающий продукты вашей жизнедеятельности за борт, может испортить романтическое настроение не только вам, но и другим отдыхающим.
9. Не включайте громкую музыку, если поблизости есть другие люди. Безусловно, у вас хорошее настроение, драйв и прекрасная музыкальная система, но вкусы соседей могут отличаться от ваших, или же им просто хочется побыть в тишине.
10. По возможности вставайте на якорь как можно дальше от других лодок – отдых на воде подразумевает уединение, и не факт, что вашим соседям понравится то, что вы встали вплотную к их яхте.
11. Подходя к другому судну, оставляйте достаточное расстояние между вами – швартоваться к борту можно только после получения приглашения и вывешивания кранцев.
12. Ещё существует традиция обмениваться взмахами руки при расхождении или обгоне. Во внутренних водоёмах этого правила в основном придерживаются яхтсмены и «гондольеры» – владельцы надувных моторных лодок. Первые – из-за традиций, вторые – от радости пребывания на воде.
13. Одна из принятых традиций – переговариваться по рации. Это лучше, чем кричать через всю марину: «Привет, Вася!», однако не стоит злоупотреблять – на внутренних водных путях достаточно вызвать знакомого на пятом канале, после чего предложить перейти на альтернативную частоту, благо в современной рации можно прошить все 65 каналов. Яхтсмены используют для общения 25 и 43 каналы.
Заключение. Важным элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Совершенно недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего рода «школу злословия».
Для мужчины использование брани, в большинстве случаев, выражает стремление «быть своим» в определенной среде, найти общий, но, увы, некультурный язык, зачастую это способ придать «плавность» речи при затруднении в подборе «нормальной» лексики, нередко за этим кроется желание выглядеть «мужественным» и «самостоятельным», иногда это способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях – это прежде всего яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к «непечатным» выражениям.
Часто нарушение требований этикета бывает связано с курением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание, а тем более – на пол, под ноги отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В Уставе внутренней службы говорится, что военнослужащий «должен... воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».
Достойно нужно вести себя и в ходе учебных занятий, и на служебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение посторонних материалов – свидетельство невысокой личной культуры военнослужащего. Тем более невежливым по отношению к руководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстригать (не говоря уж обкусывать) ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дождавшись конца.
Еще одна важная составляющая этикета – забота о своей внешности. Элегантный внешний вид – свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И напротив, неряшливость в одежде, прическе и т. д. – показатель отсутствия не только нравственных, но, как правило, и деловых качеств. Хотя и провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, умный человек всегда следит за своей внешностью. Стремление некоторых военнослужащих «улучшить» отдельные элементы военной формы отнюдь не придает им дополнительного «шика», а лишь делает смешными в глазах окружающих. «Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением», – говорил видный русский военачальник Г.А. Потемкин.
Следует помнить, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту всегда на виду. И за тем, насколько аккуратно отглажена его одежда, вычищена обувь, пострижены волосы, пристально следят не только его командиры, но и военнослужащие по призыву. С другой стороны, этикет требует приводить себя в порядок, не привлекая особого внимания окружающих, то есть в специально отведенных для этого местах: в гардеробе, туалетной комнате и так далее, а не в учебном классе или за обеденным столом. Если военнослужащий заметил какой-нибудь недостаток в одежде у своего товарища, то никогда не следует выставлять его на всеобщее обозрение и тем более осмеяние, а замечание нужно делать тихо и незаметно для окружающих.
На ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки из-под напитков, бумагу от мороженого и тому подобное следует бросать в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой и дождаться, пока урна не попадется на глаза.
Список использованных источников.
1. Андреев, В.Ф. Золотая книга этикета [Текст] / В.Ф. Андреев. – М.: Вече, 2004. – 416 c.
2. Абрамов, К.К. О журнале боевой подготовки [Текст] / К.К. Абрамов // Морской сборник. – 1969. – № 8.
3. Аносов, А.Б. Управление судами [Текст] / А.Б. Аносов. – М.: «Морской транспорт», 1961.
4. Аршаневский, Ю.А. Ледоколы [Текст] / Ю.А. Аршаневский. – М.-Л.: «Знание», 1971.
5. Басин, А.М. Ходкость и управляемость судов [Текст] / А.М. Басин. – М.: «Транспорт», 1968.
6. Басин, А.М., Афанасьев, В.Н. Гидродинамика судна [Текст] / А.М. Басин, В.Н. Афанасьев. – М.: «Речной транспорт», 1961.
7. Белавин, Н.И. Экранопланы [Текст] / Н.И. Белавин. – Л.: «Судостроение», 1968.
8. Белавин, Н.И., Осипов, С.А., Осипов, Ю.М. Боевые катера [Текст] / Н.И. Белавин, С.А. Осипов, Ю.М., Осипов. – М.: Воениздат, 1971.
9. Корытов, Н.В. Суда и аппараты на воздушной подушке [Текст] / Н.В. Корытов. – Л.: «Судостроение», 1971.
10. Краевский, З.Н. Специальная подготовка [Текст] / З.Н. Краевский // Морской сборник. – 1971. – № 9.
11. Креншоу Р.С. Управление военным кораблем [Текст] / Р.С. Креншоу; пер. с англ. – М.: Воениздат, 1959.
12. Платов, И.А. Роль разбора в обучении [Текст] / И.А. Платов // Морской сборник. – 1969. – № 1.