Банно-прачечное обслуживание личного состава воинских частей включает:
регулярную еженедельную помывку в бане военнослужащих, проходящих службу по призыву, с обязательной сменой нательного и постельного белья, полотенец, портянок (носков);
стирку нательного, постельного, столово-кухонного белья, хлопчатобумажного обмундирования, портянок (носков) и спецодежды;
химическую чистку и подкраску обмундирования, одеял и спецодежды;
при необходимости санитарную обработку личного состава с дезинфекцией и дезинсекцией обмундирования, белья и постельных принадлежностей;
ремонт нательного и постельного белья в прачечных;
снабжение мылом, стиральными порошками и другими моющими материалами для банно-прачечных, санитарно-гигиенических и туалетных надобностей, а также денежными средствами на оплату расходов по банно-прачечному обслуживанию;
снабжение банно-прачечным оборудованием, запасными частями к нему, инвентарем и другими эксплуатационными материалами.
Обеспечение этих мероприятий в воинских частях возложено на вещевую службу. Медицинская служба воинской части как в стационарных, так и в полевых условиях размещения осуществляет медицинский контроль за банно-прачечным обслуживанием личного состава, проводит телесный осмотр личного состава во время помывки в бане, совместно с начальником вещевой службы организует санитарную обработку личного состава по эпидемическим показаниям и обеспечивает банно-прачечные предприятия дезинфекционными средствами для обработки помещений и инвентаря по заявке вещевой службы.
Медицинский контроль за банно-прачечным обслуживанием военнослужащих осуществляется в интересах сохранения их здоровья, предупреждения возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и других заболеваний. Медицинская служба воинских частей контролирует:
а) регулярность помывки в бане и полноту охвата ею военнослужащих;
б) своевременность смены военнослужащим нательного и постельного белья, полотенец, портянок (носков), обеспеченность их банными полотенцами, мылом и мочалками;
в) качество и соблюдение технологии стирки и химической чистки белья, обмундирования и специальной одежды;
г) санитарное состояние войсковых, а также коммунальных и ведомственных банно-прачечных объектов, используемых для обслуживания войск;
д) соблюдение качественных и количественных норм водоснабжения бань и прачечных, выполнение санитарных требований очистки и обеззараживания их сточных вод и других отходов;
е) условия труда работающих на войсковых банно-прачечных объектах в соответствии с существующими санитарными нормами и правилами;
ж) полноту и регулярность медицинских профилактических обследований и осмотров персонала бань, прачечных, химчисток и парикмахерских;
з) эффективность дезинфекции и дезинсекции обмундирования, белья, постельных принадлежностей, противопаразитарной пропитки нательного белья.
Начальник вещевой службы воинской части:
- организует еженедельную помывку личного состава подразделений и обеспечивает их в дни помывки нательным и постельным бельем, банными полотенцами и портянками (носками);
- организует выдачу подразделениям по нормам снабжения моющих материалов и мочалок;
- организует своевременную стирку нательного и постельного белья, полотенец, носков и портянок;
- проводит работу по накоплению постельного, нательного белья и полотенец до установленных норм содержания;
- организует эксплуатацию бани и прачечной, техническую эксплуатацию и планово-предупредительный ремонт оборудования;
- организует хранение и выдачу банно-прачечного имущества, материалов и инвентаря;
- заготавливает для нужд части мелкий банно-прачечный инвентарь;
- организует ремонт нательного и постельного белья в прачечной и штатными портными части;
- ведет учет и отчетность по полученному и израсходованному имуществу на БПО личного состава;
- осуществляет контроль за полнотой помывки личного состава подразделений и доведением норм снабжения моющими средствами;
- несет ответственность за качество стирки белья в прачечной и проверяет качество стирки белья, стираемого в муниципальных прачечных;
- инструктирует дежурного по бане;
- совместно со штабом и врачом части составляет график помывки личного состава и обеспечивает его выполнение;
- организует обновление клейм, подлежащих нанесению на белье.
Командиры подразделений:
- обеспечивают своевременное и организованное посещение личным составом бани по графику;
- проверяют полноту охвата помывкой всего личного состава подразделения;
- проверяют полноту замены белья в день помывки;
- следят за своевременным обеспечением личного состава мылом и мочалками.
Старшины подразделений:
- обеспечивают полноту охвата помывкой личного состава и лично сопровождают подразделения в баню;
- обеспечивают порядок среди моющихся;
- отвечают за своевременную обеспеченность личного состава мылом, мочалками и совместно с начальником вещевого склада чистым бельем, портянками и банными полотенцами;
- ведут учет помывки и замены белья личному составу подразделений.
Кроме того, определенный круг обязанностей в организации и осуществлении БПО личного состава несут: начальник медицинской службы, начальник КЭС, дежурный по части.
Силы и средства, которые используются для БПО личного состава в соединениях и воинских частях:
- стационарные бюджетные (войсковые) бани и прачечные (банно-прачечные комбинаты);
- стационарные федеральные государственные унитарные банно-прачечные предприятия;
- полевые полковые (дивизионные) бани, банно-прачечные пункты, прачечные отряды, банно-прачечно-дезинфекционные поезда и технические средства помывки личного состава, стирки белья, специальной обработки и химической чистки обмундирования.
Организация помывки личного состава воинской части регламентирована Уставом внутренней службы, методическими рекомендациями по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части, положением о БПО личного состава в мирное время и памяткой по помывке личного состава воинской части.
Начальник вещевой службы совместно с начальником медицинской службы заблаговременно готовят проект приказания начальника штаба части «О проведении помывки в бане личного состава части».
Начальник вещевой службы инструктирует наряд по бане под роспись в специально для этой цели ведущейся книге.
Обязанности дежурного по бане установлены в директиве НГШ ВС РФ 1998 г. № ДГШ-31, исходя из которых устанавливаются обязанности дневальных по бане и дежурного фельдшера (санинструктора). Обязанности утверждаются заместителем командира части по тылу.
Силами персонала бани (заведующего баней, банщиков) и наряда по бани готовятся помещения бани и инвентарь к приему моющихся.
Начальник вещевого склада накануне завозит чистое, исправное белье в баню и раскладывает его по видам, размерам (ростам) на стеллажах в кладовой для хранения чистого белья. Перевозка белья осуществляется упакованным в чистую тару.
Накануне дня помывки старшины подразделений на вечерней поверке объявляют личному составу о времени помывки, устанавливают порядок замены нательного, постельного белья и полотенец, напоминают правила пользования баней, соблюдение при этом требований безопасности, назначают военнослужащих для сбора грязного и выдачи чистого белья в бане.
Перед убытием подразделения в баню, старшина подразделения проверяет наличие у военнослужащих мыла и мочалок.
Порядок доведения нормы обеспечения мылом следующий. Военнослужащим по призыву по норме № 21 (Постановление Правительства РФ 2006 г. №390) положено 300 г мыла туалетного в месяц. Выдача мыла производится по 100 г в начале каждой декады старшиной подразделения на вечерней поверке под роспись в Книге учета помывки личного состава в бане, замены белья и выдачи мыла.
Мочалки являются предметом индивидуального пользования. Выдаются военнослужащим, проходящим военную службу по призыву по 1 штуке на два года, а курсантам вузов на срок обучения. По окончании помывки мочалки просушивают и хранят в подразделении в пакетах в тумбочке.
Солдатам, сержантам и старшинам, проходящим службу по контракту, мыло туалетное выдаётся по 300г. в месяц. Выдача производится ежеквартально.
Гражданский персонал воинской части, связанный с загрязняющими работами (перечень их устанавливается командованием по согласованию с профсоюзным комитетом) бесплатно обеспечивается мылом по нормам приказа МО РФ 2003 г. № 387. Расчеты, связанные с бесплатной выдачей мыла производятся за счет тех статей сметы МО, по которым производится выплата заработной платы.
Военнослужащие прибывают в баню к назначенному времени по графику в составе своих подразделений, под командой старшины подразделения, с собой имея мочалки и мыло. Дежурный по бане ведет учет помывки подразделений части в Книге учета помывки подразделений в бане.
По команде дежурного по бане старшина заводит личный состав в баню строго по количеству мест в раздевальном помещении.
Грязное нательное белье, портянки сдаются в специально отведенном месте, назначенному старшиной лицу, которое затем сдает грязное белье начальнику вещевого склада в специальную кладовую для хранения грязного белья.
Перед входом в моечное отделение дежурный фельдшер производит телесный осмотр личного состава, о чем делает отметку в Книге телесного осмотра военнослужащих войсковой части. О результатах докладывает начальнику медицинской службы части.
Продолжительность пользования баней устанавливается:
1. При помывке с использованием тазов банных – 40 мин.:
- раздевание – 5 мин.;
- мытье – 20-25 мин.;
- одевание – 10 мин.
2. При помывке под душем – 30 минут:
- раздевание – 5 мин.;
- мытье – 15 мин.;
- одевание – 10 мин.
При выходе из моечного отделения военнослужащие получают полотенце банное, чистое белье и портянки. Старшина подразделения контролирует правильность выдачи нательного белья по размерам и ростам. В случае отсутствия у военнослужащего какого-либо предмета ему выдается чистый, а за утраченный он несет материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Очередная смена прибывает в баню после уборки помещений силами наряда. С этой целью в графике предусматриваются интервалы в прибытии подразделений до 20 мин.
Военнослужащие, находящиеся в наряде, прибывшие из командировки и т.п. моются в бане в специально отведенное для них время. Указанные военнослужащие прибывают в баню под командой одного из сержантов подразделения.
Имеются некоторые особенности в организации помывки отдельных категорий военнослужащих. Так, повара и пекари принимают душ или моются в бане ежедневно, смена нательного белья им производится не реже двух раз в неделю, а специальной одежды – по мере загрязнения.
Механики-водители, ремонтники и другие солдаты и сержанты, связанные с эксплуатацией и обслуживанием вооружения и техники, принимают душ по мере необходимости.
Команды военнослужащих, следующие по железной дороге, при нахождении в пути более 7 суток помывку организуют через военных комендантов станций и участков в изоляционно-пропускных пунктах МПС или войсковых банях (гарнизонных).
В зимнее время всем категориям военнослужащих, моющимся в бане, белье теплое и зимние портянки меняются один раз в две недели.
Организация банно-прачечного обслуживания личного состава войсковой части по примеру войсковой практики.
Рота направляется в баню под командой старшины роты. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, находящиеся в суточном наряде или отсутствовавшие по каким-либо иным причинам, а также возвратившиеся из командировок и отпусков, направляются в баню старшиной роты под командой старшего из числа сержантов.
Военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте, направляются в баню отдельно в специально отведенное для них время в порядке, определенном приложением № 4 к Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для поддержания порядка в бане назначается дежурный по бане из числа сержантов.
На период помывки личного состава в бане для проведения медицинского осмотра и оказания медицинской помощи назначается дежурный! фельдшер. Он обязан проводить телесный осмотр военнослужащих. При обнаружении у них гематом, ссадин, других травм, признаков (симптомов) заболеваний докладывать начальнику медицинской службы и делать об этом запись в книге медицинского осмотра личного состава при помывке в бане.
Учет помывки военнослужащих, замены белья ведется: в подразделении – старшиной роты (в книге учета помывки личного состава с указанием их фамилий); в бане – дежурным по бане (в книге учета помывки подразделений с указанием числа помывшихся военнослужащих).
Для уборки помещений бани и их дезинфекции после каждой смены моющихся в распоряжение дежурного по бане назначается необходимое число солдат.
Контроль за полнотой охвата помывки личного состава подразделения, особенно лиц, находящихся в суточном наряде и прибывших из командировок, возлагается на командира подразделения.
Старшина подразделения ведет Книгу учета помывки личного состава в бане и замены белья и выдачи мыла, фельдшер подразделения (если нет штатного, то закреплённый за подразделением) ведет Книгу и карточки телесного осмотра военнослужащих.
Перед отправкой подразделений воинских частей и отдельных команд в учебные центры, на полигоны, хозяйственные работы и в других случаях, связанных с отрывом личного состава от части, производится помывка личного состава со сменой белья, о чем производится запись в Книге учета помывки личного состава в бане и замены белья, а также в сопроводительных документах.
Накануне дня помывки на вечерней поверке старшина подразделения объявляет военнослужащим о времени помывки, порядке замены белья, правилах пользования баней, назначает военнослужащих для сбора грязного и выдачи чистого белья солдатам и сержантам подразделения.
К назначенному времени военнослужащие прибывают в баню в составе своих подразделений под командой старшины подразделения, имея с собой мыло, мочалку (пояс банный). До начала помывки на весь личный состав доставляется чистое исправное нательное бельё, портянки и банные полотенца. Ответственность за доставку в баню чистого белья несет начальник вещевого склада, а за его замену личному составу – старшина подразделения.
Выдавать солдатам и сержантам бельё до помывки запрещается.
Выдача мыла на туалетные надобности и помывку в бане производится по 100 грамм три раза в месяц 1, 10 и 20 числа, на построении личного состава, под роспись в Книге учёта выдачи мыла. Оставшиеся обмылки собираются старшиной роты и в дальнейшем используются на санитарно-хозяйственные нужды.
Выдача мыла на санитарно-гигиенические надобности (по 100 гр. в месяц на одного специалиста) производится в места общего пользования, а при отсутствии таковых на руки личному составу под роспись.
Перед помывкой в бане личный состав сдаёт грязное бельё лицу, назначенному старшиной подразделения, а после помывки получает комплект чистого белья и портянки. Замена белья отмечается в списке подразделения.
Лица, находящиеся в наряде или возвратившиеся из командировок и отпусков направляются в баню в другое время под командой одного из сержантов подразделения.
В раздевальном помещении дежурный фельдшер (санинструктор) производит телесный осмотр личного состава в целях выявления у военнослужащих педикулеза и кожных заболеваний, о чём делает, согласно требований директивы ГВМУ МО РФ 1997 года № ДМ-19, отметку в книге учёта телесного осмотра в бане.
Во время помывки личного состава дежурный по бане и старшина подразделения следят за соблюдением дисциплины, чистоты и порядка, дежурный фельдшер (санинструктор) контролирует выполнение военнослужащими правил личной гигиены и при необходимости оказывает первую медицинскую помощь. Старшина подразделения делает отметки в Книге учета помывки личного состава в бане и замены белья.
Сдача грязного белья в стирку и получение чистого белья производится в специально пошитых мешках.
Для стирки верхних рубашек, носков, спортивных костюмов и другого имущества при наличии солдатских комбинатов бытового обслуживания, бытовых стиральных машин, оборудованных мест стирки в подразделениях разрешается обеспечивать подразделения стиральным порошком в пределах установленных норм расхода (от 30 до 40 грамм на 1 кг сухого вещевого имущества).
Военнослужащие по контракту, проживающие в казарме, имеют право на бесплатное банно-прачечное обслуживание и бесплатное обеспечение мылом.
Их помывка производится в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих службу по призыву (см. предыдущий раздел).
Белье военнослужащим, предназначенное для стирки, сдается старшиной подразделения на вещевой склад воинской части. Белье военнослужащих при стирке обезличивается, на него наносятся клейма: номер воинской части и дата выдачи. Чистое, исправное белье выдается военнослужащим через старшин подразделений.
Индивидуальную стирку личных вещей военнослужащих по контракту можно проводить в войсковых прачечных или комбинатах бытового обслуживания за счет средств военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Для не допущения обезличивания имущества, на белье (вещах) военнослужащих пришиваются бирки (размером 3 см х 1 см), на которых наносятся последние три цифры номера удостоверения личности военнослужащего. Бирки пришиваются и обновляются военнослужащими по мере необходимости. Без бирок белье в стирку принимать запрещается.
Кладовщик подразделения сдает белье, предназначенное для стирки на вещевой склад части.
На сданное в стирку бельё приемщицей оформляется счет-накладная в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в прачечной, второй - у начальника вещевого склада.
После получения со стирки белья (вещей), кладовщик в подразделении сортирует его согласно бирок, после чего оно выдается каждому военнослужащему.
Стирка личных вещей и гражданской одежды при отсутствии в воинской части прачечной или комбината бытового обслуживания может производиться самими военнослужащими, для чего в казармах, оборудуются места для стирки.
Совершенствование банно-прачечного обслуживания личного состава воинской части в отрыве от места постоянной дислокации.
Для стабильной, прибыльной работы предприятия банно-прачечного хозяйства необходимо решить на муниципальном уровне вопросы и ценовой политики, и снабжения, произвести многие расчеты и многое другое. Как уже было проанализировано, банно-прачечное хозяйство – это и прачечные, и бани, и салоны с косметическими процедурами и услугами.
Прачечные осуществляют: стирку смешанного белья средней загрязненности, особо загрязненного белья (спецодежда, белье больниц, столовых, ресторанов), шелковых, шерстяных, легких вещей (одеяла, шторы, накидки, пледы), ковровых изделий (ковры, дорожки, паласы, чехлы); крахмаление белья; ароматизацию белья; глажение белья; реализацию комплектов меток и др.
Бани могут оказывать следующие услуги:
- обслуживание посетителей в общих отделениях;
- обслуживание посетителей в отдельных номерах;
- дополнительные услуги: веник эвкалиптовый, веник березовый, веник березовый с веткой эвкалипта, чай, прокат полотенца, простыни, пользование сушуаром.
В настоящее время бани расширяют перечень своих услуг такими, как:
- маникюрно-педикюрный зал: маникюр, покрытие лаком, снятие лака, массаж рук и стопы ног, обработка стопы ног, покраска и поправка бровей, ресниц;
- парикмахерская: химическая завивка, сушка, прическа с начесом, бигуди, химическая завивка со стрижкой, стрижка модельная, покраска бровей, ресниц, мытье волос, мелирование, обесцвечивание, стрижки женские, мужские, детские (для пенсионеров – льготы);
- массажный кабинет;
- солярий.
Данные услуги способствуют выживаемости предприятий банно-прачечного хозяйства в современных условиях. Стоит отметить, что существуют как частные предприятия банно-прачечного хозяйства, так и муниципальные. Для управления последними, как правило, создаётся муниципальное унитарное предприятие коммунальных услуг, которое помимо прочего включает в себя муниципальные бани и прачечные.
Рассмотрим пример 1: придуманное Муниципальное унитарное предприятие коммунальных услуг. Учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом. Предприятие является экономически самостоятельным субъектом, отвечает за результаты своей производственной и хозяйственной деятельности перед учредителем. Деятельность предприятия осуществляется на принципах хозяйственного расчета, а также на основе муниципального заказа. Муниципальный заказ – основная уставная деятельность предприятия, финансируемая Администрацией города. Хозяйственные, финансовые и другие стороны взаимодействия между предприятием и учредителем устанавливаются на основе Устава и Договора о финансово-хозяйственных взаимоотношениях.
На предприятиях банно-прачечного хозяйства могут применяться повременная и сдельная формы оплаты труда. При повременной оплате заработок начисляется за определенное количество проработанного времени независимо от объема выполненных работ. При сдельной оплате заработок зависит от количества выполненной работы в соответствии с установленными расценками. Сдельщиками, например, являются: сортировщик белья, оператор стиральных машин, гладильщик белья, комплектовщик, подсобные рабочие. Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на основании Единой тарифной сетки. Государственная система налогов, отчислений, неплатежеспособность многих организаций, которые не могут платить своевременно за услуги, не позволяют производить перерасчет заработной платы в связи с развитием инфляционных процессов в стране. Что касается качества продукции, оказываемых услуг предприятий банно-прачечного хозяйства, то можно отметить следующее.
Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением. Нормативов качества продукции на предприятии не существует, а существуют нормы расхода материала на производство продукции, оказание услуг.
Исследуя деятельность предприятий банно-прачечного хозяйства, становится ясно, что до сих пор остаются нерешенными многочисленные проблемы расчетов с бюджетом и здравоохранением, снабжения, текущих и капремонтов, выплаты заработной платы и др. В настоящее время муниципальные бани используются, примерно, на 25%, хотя наиболее оптимальным, реальным вариантом загруженности являются 45-50%.
Надо заметить, что бани – это такое производство, в котором даже когда нет посетителей, необходимо поддерживать определенный уровень тепла и пара на случай появления клиентов. Полностью загрузить бани не является возможным, поэтому простои необходимо свести к минимуму. Муниципальные прачечные также загружены только на половину своей мощности. Поэтому оборудование простаивает, или запускается лишь для небольших партий белья, что обходится намного дороже.
Таким образом, для стабильной, прибыльной работы предприятия необходимо решить на муниципальном уровне вопросы ценовой политики, снабжения, расчетов и многое другое. Кроме того, необходимо искать пути снижения затрат. Важные пути снижения затрат – экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: материальных и трудовых. В настоящее время, фактические затраты на материальные ресурсы (уголь), коммунальные услуги выше нормируемых. Это является следствием нерациональности использования ресурсов:
- велики потери энергии из-за халатного обращения;
- на значительные затраты воды и канализации влияет неисправность санитарно-технического оборудования, изношенность путей подачи воды;
- потери пара и тепла обусловлены несовершенством используемой технологии, изношенностью путей подачи пара и тепла.
Поэтому на первом плане стоит применение ресурсосберегающих технологий. Важно и самосознание людей, которые должны понимать, что именно от них зависит, будет ли их предприятие прибыльным или нет. Повышение затрат в прачечной происходит потому, что увеличивается расход порошка, отбеливающих средств, мыла. Это, связано с тем, что больницы, роддома, детдома не имеют финансовой возможности отдавать в стирку белье своевременно, поэтому оно поступает очень загрязненное.
Снижение трудоемкости продукции и роста производительности труда можно достигнуть с помощью механизации и автоматизации процессов производства (в настоящее время это является затруднительным с точки зрения финансовых ресурсов). Можно снизить затраты, сократив численность инженерно-технических работников, но на сегодня его численность сведена к минимуму, и дальнейшее его сокращение повлечет неисполнение служебных обязанностей (нехватка времени).
Таким образом, внутренние резервы, которые задействовались на муниципальных предприятиях банно-прачечного хозяйства, практически исчерпаны, и если предприятия не найдут какие-то новые пути снижения затрат, то перейдут в кризисное состояние. Следовательно, пути повышения рентабельности работы банно-прачечного хозяйства является следующее:
а) повышение качества обслуживания путем расширения комплекса услуг, предоставляемых баней или прачечной, переоборудование с учетом современных требований, что позволит осуществить перевод в более высокие разряды и категории бань, вновь построенных и реконструируемых;
б) увеличение доходности хозяйства бань и прачечных путем расширения номенклатуры услуг, предоставляемых ими за особую плату (например, номера в банях, срочная стирка, ремонт и доставка белья на дом из прачечных и т.д.);
в) снижение эксплуатационных расходов за счет укрупнения бань или прачечных в городах за счет организации производственных объединений, трестов, комбинатов банно-прачечного хозяйства, устранения излишеств в штатах обслуживающего персонала, механизации ручного труда, диспетчеризации и автоматизации работы инженерного оборудования;
г) перевод бань и прачечных на новую систему планирования и экономического стимулирования;
д) повышение рентабельности работы бань и прачечных, уровня их технической эксплуатации широким внедрением научной организации труда (НОТ) в соответствии с «Рекомендациями по научной организации труда в коммунальных прачечных».
Список использованных источников.
1. Методические рекомендации по научной организации труда в коммунальных прачечных [Текст] / М-во жил.-коммун. хоз-ва РСФСР. Акад. коммун. хоз-ва им. К.Д. Памфилова. Отд. науч.-техн. информации. – М.: [б. и.], 1972. – 80 с.
2. О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время [Текст] / Постановление Правительства РФ от 22.06.2006 г. № 390.
3. О мерах по улучшению организаторской работы командиров (начальников) в повседневной плановой деятельности и боевой подготовке войск, обеспечении правопорядка и безопасности личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст] / Директива начальника Генерального штаба ВС РФ от 21.12.1998 г. № ДГШ-31.
4. О повышении роли военно-медицинской службы в деле охраны здоровья личного состава армии и флота [Текст] / Директива Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ от 15.09.1997 г. № ДМ-19.
5. О порядке бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] / Приказ Министра обороны РФ от 31.10.2003 г. № 387.
6. Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] / Утв. Указом Президента РФ от 25.03.2015 г. № 161.