В спортивной практике в последнее время все чаще применяются различные биохимические методы оценки тренированности спортсменов. Современный уровень развития спорта предъявляет специальные требования к уровню подготовленности спортсменов. Управление тренировочным процессом невозможно без конкретизации и детализации физиолого-биохимических характеристик, их интерпретации и сопоставления с закономерностями адаптационных механизмов на субстратном уровне.
Поэтому в спорте наряду с медицинским, педагогическим, психологическим и физиологическим контролем используется биохимический контроль за функциональным состоянием спортсмена.
Цель исследования – изучить динамику изменения количества L-лактата у пловцов в различных периодах годичного тренировочно-соревновательного цикла (определение уровня лактата в крови).
Биохимическое исследование представляет собой такой вид исследования, при котором в крови определяется уровень того или иного вещества, участвующего в биохимических реакциях в организме. В данном случае речь идет о лактате. Лактат –продукт анаэробного метаболизма глюкозы (гликолиза), в ходе которого она образуется из пирувата под действием фермента лактатдегидрогеназы.
Исследование проводилось в два этапа на базе РЦСП Архангельской области "Поморье". В целях исследования была выбрана группа девочек 2001-2003 года рождения, занимающихся спортивным плаванием в количестве 15 человек (девочки). Объем тренировочной нагрузки – 10 раз в неделю. Вечерние тренировки – 45 минут зал, 1час 45 минут вода; утренние – 1 час 30 минут вода. Спортивная квалификация соответствует разряду МС и КМС.
Поскольку наше исследование охватывает годичный тренировочный цикл, мы считаем оптимальным проводить тестирование на границе смены характерных мезоциклов. Таким образом, исследование включает следующие срезы:
- сентябрь 2019. Совпадает с началом подготовительного периода. Искомые характеристики отражают состояние организма после периода отдыха.
- декабрь 2019. Завершение подготовительного и начало соревновательного периода. Согласно периодизации учебно-тренировочного процесса, данный временной этап соответствует постепенному снижению объема тренировочных нагрузок и увеличению интенсивности соревновательных.
- апрель 2020. Окончание периода интенсивных соревновательных нагрузок, начало этапа восстановления.
Начало подготовительного периода. Искомые характеристики отражают состояние организма после периода отдыха.
По мере увеличения интенсивности нагрузки наступает период, когда мышечная работа уже не может поддерживаться за счет одной только аэробной системы из-за нехватки кислорода. С этого момента в энергообеспечение физической работы вовлекается лактатный механизм ресинтеза АТФ, побочным продуктом которого является молочная кислота. При недостатке кислорода молочная кислота, образовавшаяся в первой фазе аэробной реакции, не нейтрализуется полностью во второй фазе, в результате чего происходит ее накопление в работающих мышцах, что приводит к ацидозу, или закислению, мышц.
Существует множество видов тренировок, тренирующих лактатную систему. Основная их цель – совершенствование способности спортсмена выполнять упражнение при высоких концентрациях лактата. Такие виды тренировок относятся к интенсивным и являются анаэробными и лактатными. Упрощенно они называются анаэробными тренировками.
Изменение уровня лактата в крови в аэробно-тренировочной работе направлен на стабилизацию работоспособности. Концентрация лактата в крови составляет 3,5-4,5 ммоль-л, ЧСС – 130-150 уд-мин;
Нагрузочный тест 8х100 вольным стилем, в режиме 1минута 30 секунд
Определение лактата (молочной кислоты) в крови определяется с помощью тест-полоски на анализаторе Аккутренд Плюс (Accutrend Plus). Для измерения требуется всего 5 мкл крови, а диапазон значений варьируется от 0,8 до 21,7 ммоль/л.
Поступление L-лактата в кровь после прекращения работы происходит постепенно, достигая максимума на 3–7-й минуте после окончания работы. Норма содержания L-лактата в крови в состоянии относительного покоя составляет 0.5–2.0 ммоль/л (15–30 мг%) и существенно возрастает при выполнении интенсивной физической работы. Концентрация L-лактата на уровне 2–4 ммоль/л соответствует аэробно-анаэробной транзитной зоне. Условная граница анаэробного обмена соответствует 4 ммоль лактата в 1 л крови и обозначается как порог анаэробного обмена (ПАНО), или лактатный порог.
При анализе результатов содержание лактата (La), среднее значение, в крови после проведения нагрузочного теста составил 6,1 мл/л. ЧСС среднее значение составил 28 уд/с. После нагрузочного теста, спортсмены проплывали восстановительный тест. После восстановительного теста содержание лактата (La), среднее значение, в крови составил 1,59 мл/л.
Выводы.
Медико-биологическое сопровождение спортивной деятельности пловцов подразумевает определение прямых (качественных и количественных) и косвенных (физиологические, биохимические, психофизиологические) показателей. Морфофункциональные, психофизиологические показатели физического развития, а также косвенные и прямые показатели физической работоспособности является значимым фактором, влияющим на достижение высокого уровня спортивного мастерства в спортивном плавании. Именно поэтому анализ и учет данных показателей в рамках медико-биологического сопровождения пловцов имеет важное значение при планировании учебно-тренировочного процесса.
Лактатный порог является лучшим определителем вашей способности к выносливости. По мере улучшения вашей способности покрывать большие расстояния в высоком темпе вы будете видеть, как увеличивается ваше значение лактатного порога. Эти данные также помогают определить личные зоны тренировки, которые позволяют резко улучшать ваши индивидуальные показатели. Это происходит, потому что в данном случае тренировка будет основана на реальных переходах физиологического состояния в вашем организме, а не на расчетных значениях, определяемых в виде конкретного процента от максимальной частоты пульса.
Список литературы:
1 Агаджанян, Н.А. Основы физиологии человека [Текст] : учеб. пособ. – 2-е изд. испр. / Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин, В.М. Власова / Москва : РУДН, 2001. - 408 с.
2 Левшин, И.В. Функциональные состояния в спорте [Текст] : учеб. пособ. / Левшин И.В., Солодков А.С., Макаров Ю.М., Поликарпочкин А.Н. // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 71-75.
3 Тимакова, Т.С. Особенности биологического развития и спортивный результат в плавании [Текст] : учеб. пособ. / Т.С. Тимакова, А.Ф. Шубабко // Плавание: Сборник. – Москва : Физкультура и спорт, 1980. – Вып. – С.40–44
4 Михайлов, С.С. Спортивная биохимия [Текст] : учеб. пособ. // Издательство Советский спорт. – 2004. – С. 149- 170.
5 Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки [Текст] : учеб. пособ. / Р. Мохан, М. Глессон, П.Л. Гринхафф // Киев : Олимпийская литература, 2001. – 296 с.