ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Быкова С.А. 1, Левшина Н.И. 1
1МГТУ им Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Фольклор – это совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений, это творчество с устойчивым традиционным содержанием и традиционной формой» [2].

«Детский фольклор – писал Г.С.Виноградов, составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых, это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети». Этого же мнения придерживались Н.П. Андреев, В.И. Чичеров.

Произведения устного народного творчества имеют огромное, познавательное и воспитательное значение. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку»почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова, позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания, развивает фонематический слух.

Фундамент психофизического благополучия ребенка, во многом определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в ранние годы. Ранний возраст обладает особо благодатной восприимчивостью. Наряду с поиском современных моделей воспитания, на наш взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно, из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности [3]. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Рассмотрим методические требования к использованию фольклора для речевого развития детей. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которыми они произносятся воспитателями, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатели используют потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Киска,киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет

Через киску упадет.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора. Воспитатели стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька» [1].

Принцип наглядности желательно осуществлять по прочтении текста. Дети должны учиться понимать словесную информацию. Поэтому приемы наглядности в работе несут уже новые подходы, в основном – это умеренность и избирательность в их использовании. Разные виды экспонирования, театры, а также объемные ширмы и панорамы с сюрпризными вкладками, секретами и т.п – по-прежнему необходимы, т.к эмоционально и художественно обогащают детей.

Если дети первого-второго года жизни в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, то на третьем году их, как правило, увлекает содержание художественного произведения, ход развертываемых событий, последовательность. У детей возникает не только способность но и потребность понять причину и следствие описываемых в них событий, а главное направленность на результат, способ его достижения.

Дети третьего года жизни уже способны действовать в ролевых рамках. Это значит, что ребенок выделяет игровую ситуацию, мало того, может входить в игровое взаимодействие со сказочными персонажами. В теории педагогики установлено, что уже в раннем возрасте дети стремятся к игровым действиям, движениям. Игровое начало мы видим в некоторых потешках: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Ладушки», «Сорока, белобока кашку варила» и другие. Эти потешки сопровождаются игрой пальчиками или ручками ребенка, что его забавляет, радует. Другие потешки требуют более сложных игровых действий и направлены к детям, которые уже овладели ходьбой и могут свободно двигаться, например:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька!

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя ноженкой!

Говоря эту потешку, взрослый побуждает ребенка походить, потопать. Выполняя эти движения, дети улавливают основной смысл текста. Поэтому в данном случае не играет большой роли тот факт, что они не поймут отдельных слов – «удаленька», «горенькой». Важно, что они приучаются действовать по слову, причем это словесное обращение облечено в художественную форму.

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто-речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т.д. Народные произведения рассчитаны также и на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Анализ этой особенности фольклористики для маленьких показал: стихотворное обращение к ребенку активизирует его. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:

Использовались потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Произведения народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладыванию спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями, или наоборот действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее. Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. В дошкольных учреждениях заклички и приговорки используют прежде всего как игровой прием. Наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю.

Радуга-дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают».

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Использование в работе с детьми закличек, приговорок, помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям [3]. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка. (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра, музыка.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста [ 4].

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется разнообразием средств и форм воздействия на них.

Список использованных источников и литературы:

Алексеева.М.М., Яшина.В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для средних и высших пед. учебных заведений – 2-е изд – М: Академия 1998 – 400с.

Аникин.В.П. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов / В.П. Аникин. – 2-е издание – М: Высшая школа, 2004 – 735с.

Григорьева.Г.Г Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / Г.Г.Григорьева., Н.П.Кочетова., Г.В.Груба. – М: Просвещение, 2003 – 80с.

Зуева.Т.В., Кирдан.Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – 2-е изд – М: Флинта-Наука. 2000 – 400с.

Просмотров работы: 33