Флористические мотивы в немецкой прозе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Флористические мотивы в немецкой прозе

Сидорова А.М. 1
1ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Флора всегда привлекла своим многообразием, богатством видов. В природе она образует прекрасный мир, наполненный великолепными ароматами и разноцветием. [1]

Кто-то красиво сказал: "Цветы - остатки рая на Земле". Пожалуй, нет такого человека, который равнодушно прошёл бы мимо роскошной розы, очаровательной лилии, пламенеющего флокса, скромной фиалки. Цветы не только приятно ласкают глаз, но и облагораживают человека, пробуждают в нём чувство прекрасного, вселяют веру в свои силы. [2]

Неслучайно так значимы образы цветов в фольклоре, мифологии и поэзии. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве - о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы.

Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов и могучих деревьев, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов, растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям. [1]

В творчестве ранних и поздних немецких романтиков создавался своеобразный цветочный код, истоки которого сформулировал  еще  в  XVII  в.  Я. Беме: «И  хотя  животное  тело подлежит   истлению,   однако   сила   его   остается   жить,   из   силы вырастают прекрасные розы и цветочк».[3]

В произведении Пенелопы Фицджеральд Голубой цветок - один из давних образов немецких народных сказок и преданий. В XIX веке он стал также центральным символом немецкого романтизма. В народном фольклоре Голубой цветок воплощает в себе тоску по любви и саму любовь, а также является символом проявления иной реальности в мире людей, забвения от земных забот. А у немецких романтиков наряду с обычной символикой этот образ также начал обозначать
метафизическое стремление к Бесконечному и Непознаваемому. Голубой цветок у них символизирует вечное стремление человека к познанию Природы, окружающей его с рождения до смерти, следовательно, к познанию Себя Самого, своей Души - конечной цели всех романтиков. Постепенно этот образ в немецком романтизме стал также воплощать жажду неизведанного и тоску по дальним краям и странам, превратившись в символ странствия как такового. 

Древние германцы чествовали весной праздник Остерн в честь богини восходящего солнца Остар, которой посвящали ландыши.

Молодые женщины собирали накануне праздника ландыши, утром несли их к священному ключу, где умывались для сохранения юности и красоты. Вечером юноши и девушки приходили к кострам и украшали себя букетами ландышей, олицетворяющих счастье и любовь. Праздник не утихал, пока не увядали ландыши, а увядшие цветы в конце праздника приносили в жертву богине Остар, бросая их в костер с заклинаниями. [4]

Роза – с давних пор самый любимый цветок в Германии. Жители Германии в древности верили, что с помощью цветка незабудки можно найти клады.

Цветочные словари, которые помогали расшифровать послание подаренных на свидании букетов, были ценны и незаменимы. Зачастую объяснения между девушкой и юношей проходило в полном молчании – они обменивались подходящими по смыслу цветами, словно фразами в разговоре:

роза — «позволь отдохнуть на твоей груди, о цветущая!»,

цветущая вишня — «пусть то, что я при твоем появлении краснею, даст тебе знать о том тихом преклонении, которое я перед тобой испытываю»,

алая гвоздика — «страстное желание сотрясает мою грудь»,

мимоза — «широкая, красивая душа, которая вмещается в тебе, подкрепляется твоей благородной, серьезной гордостью»,

букет сирени — «поспешим к алтарю, пока не прошла молодость»,

львиный зев — «твоя шаловливость когда-нибудь тебе горько отомстит!»,

пион — «твоя гордость невыносима».

Гамма негативных чувств — полнейшее равнодушие и глубокое презрение выражались букетами чеснока, лука, мяты, тростника и чертополоха. [5]

В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем. [6]

Цветы    помогают    Э.Т.А. Гофману    создать    свою    модель Вселенной.  В «Золотом  горшке»  (1814)  приводится  рассказ Линдгорста о любви юноши Фосфора к огненной Лилии. Регистратор Геербранд называет историю «восточной напыщенностью», но она не связана     с     этикетной     символикой.     Лилия     у     Гофмана     – «прапрапрапрабабушка» Линдгорста. «Огненная лилия» – олицетворение Атлантиды, мира блаженства и гармонии: в блеске горшка «ослепительно  чудесно  отражается  наше  великолепное царство, каким оно теперь находится в созвучии со всею природою, а изнутри его в минуту обручения пусть вырастет огненная лилия».   «Великолепная   лилия»,  выросшая   из   золотого   горшка, является символом любви Ансельма и Серпентины. Волшебная Атлантида наполнена цветами: «Пламенные гиацинты, тюльпаны и розы поднимают свои прекрасные головки». Лилия – своеобразный синоним сказочно-волшебной страны для автора, проводник в нее. Интересны слова писателя из дневника: «А я, несчастный, скоро уже через каких-нибудь несколько минут, я сам покину этот прекрасный зал, который далеко не есть то же самое, что имения в Атлантиде, окажусь в своей мансарде, и мой ум будет во власти жалкого убожества скудной жизни, и, словно густой туман, заволокут мой взор тысячи бедствий, и никогда уже, верно, не увижу я лилий».

Мифологический план новеллы Гофмана «Повелитель блох» (1822) тоже связан с цветочной символикой. Девица Дертье Эльвердинк, она же принцесса Гамахея – дочь сказочного короля Секакиса и Царицы цветов и бывший йенский студент Георг Пепуш – сказочный Цехерит, он же чертополох, – погибают в земной жизни, чтобы соединиться в мифологическом пространстве: «В средине сада между кустами стоял цветущий красивый кактус, опустив вниз поблекший цвет, а вокруг него обвился отцветший лиловый с желтым тюльпан. Стало быть, и чертополох, и тюльпан расцвели и отцвели вместе». Их соединение в смерти символизирует обретение гармонии. Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении.

Кроме того, россыпь цветов в русской литературе означает "воспетую красоту", а символический подтекст в выборе художником слова растений должен был заставить задуматься читателя о бытие и кому он обязан этим цветением жизни. [3]

В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать- и –мачеху, незабудку, иван-да-марья, подснежник. Многие из этих названий цветов, созданных народом, со временем стали достоянием русского литературного языка, героями произведений. Для меня материал, касающийся названия цветов, чрезвычайно привлекателен. Чаще всего истоки поэтически метких названий следует искать в образности народного мышления.

Список литературы

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-cveti-v-literature-3303767.html

http://www.zmnvest.ru/news/redaktsiya/1239/

http://knigilib.net/book/380-vestnik-nizhegorodskogo-gosudarstvennogo-lingvisticheskogo-universiteta-im-na-dobrolyubova-vypusk-18/14-cvetochnaya-i-rastitelnaya-simvolika-v-tvorchestve-nemeckix-i-russkix-romantikov.html

http://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_4.html

https://ideika.wordpress.com/2012/02/29/цветочные-традиции-германии/

http://www.florets.ru/tsvety-i-klassika/tsvety-v-literature.html

Просмотров работы: 3