ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Левшина Н.И. 1, Александрова Е.Е. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из задач логопедической работы – поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. Одним из эффективных средств развития речи может быть мультипликация.

Мультипликация (анимация) – это вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных или объёмных объектов. Как правило, просмотр мультипликационных фильмов по телевидению пользуется у дошкольников большой популярностью, занимая определённое место в их досуге и оказывая значительное влияние на их воспитание и развитие. С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, доступные дошкольникам сюжеты. Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из эффективных наглядным материалом. Последнее обуславливается тем, что он сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.

Посредством использования мультипликации могут решаться следующие развивающие и коррекционные задачи:

1) повышение мотивационной составляющей образовательного процесса и познавательной активности детей;

2) активизация процесса восприятия лексического материала;

3) развитие лексико-грамматических средств языка;

4) развитие связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников.

Принцип отбора мультфильмов связан с прохождением программного материала и соответствует изучаемым темам, а также должен учитывать следующее:

 наиболее интересными с точки зрения коррекционного воздействия представляются отечественные ленты советского периода обязательно хорошего качества;

 продолжительность мультфильмов для просмотра группой детей во время занятия не должна превышать 10 минут; для просмотра вместе с воспитателем или родителями в домашних условиях – 20 минут;

 сюжет мультфильма должен быть доступен по содержанию, иметь выраженную последовательность действий (что особенно важно на начальных этапах работы), иметь воспитательное значение;

 на начальных этапах работы между героями обязательно должен вестись диалог, при этом количество главных героев не превышает трех. На последующих этапах используются мультфильмы с большим количеством героев, по сюжету допускаются монологи или отсутствие речевого озвучивания.

Через мультфильмы дети получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны и не всегда могут отличать действительность от вымысла. Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире», они показывают, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать их общую осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Дети социализируются, учась у героев мультфильмов как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

В ходе просмотра мультфильма или после него у детей часто возникает желание и потребность поделиться с кем-либо впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками. Это объясняем тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми детям хочется поделиться. В то же время детям не все остается понятным, и они стремятся получить объяснение взрослых или сверстников, желают, чтобы им прокомментировали отдельные события и ответили на возникшие вопросы.

Выделяются основные этапы работы над мультфильмом:

1) предварительная подготовительная работа педагога связана с отбором мультипликационного материала, составлением схемы анализа произведения, подбором речевого материала (речевых игр) для коррекционного занятия;

2) знакомство с мультипликационной лентой. Педагог проводит беседу: сообщает детям название мультфильма, готовит к его восприятию и пониманию. Просмотр мультфильма. Затем происходит разбор содержания мультфильма по вопросам педагога. Дети проговаривают основную сюжетную линию мультфильма, главных и второстепенных героев, взаимодействия между ними. Возможно выполнение сюжетных рисунков по следам впечатлений (главное условие: на рисунке обязательно должен присутствовать хотя бы один главный герой). На их основе также может проводится беседа;

3) построение связного рассказа на материале сюжета мульфильма: – описательного характера (сначала только отдельных предметов, описание внешнего вида героев; затем – с характеристикой их поступков и качеств личности); – сюжетного рассказа, т. е. пересказа сюжета мультфильма (совместно спедагогом, коллективно, по цепочке, по очереди); – рассказа по одной картине или серии сюжетных детских рисунков; – с элементами творчества («Как вы думаете, что будет с героями утром, когда они проснутся? Что они будут чувствовать, вспоминать, о чем разговаривать?»), если сюжет это позволяет. После просмотра мультипликационного фильма логопед вопросами инициирует обсуждение увиденного. Часто беседа имеет проблемный характер и посвящается решению той или иной нравственной проблемы. Беседа предполагает ответы детей на следующие вопросы: «Как вы думаете, правильно ли поступили герои?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?» и др. Таким образом, использование мультипликации в логопедической работе оказывает положительное влияние не только на речевую деятельность, но и на воспитание нравственных качеств у дошкольников. В ходе просмотра мультфильмов дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, совершенствуются все речевые компоненты.

Список использованных источников:

1 Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И.Инновационные формы работы по речевому развитию образования. 2014 № 7-2. С. 35-37.

2 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ / Рос. Федерация // RG.RU :интернет-портал «Российской газеты». –Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. – 10.11.2015.

3 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – 20.02.2016.

Просмотров работы: 197