Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие»

Сыроватская Т.А. 1, Червенко Е.В. 1
1Белгородский госсударственный национальный иссследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество находится на пике цифровизации, в соответствии с этим, современным педагогам необходимо формировать социально активную личность, свободно ориентирующейся в информационной среде. В настоящее время недостаточно получать новые знания, необходимо умение их добывать с впоследствии применять на практике. В Национальном проекте «Образование» определяется цель воспитания гармонично развитого и социально ответственного гражданина на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Также отмечается необходимость воспитания будущего конкурентоспособного гражданина, способного быстро реагировать на изменяющиеся условия в обществе. Формирование такой личности невозможно без поиска инновационных методов развития интереса дошкольников к различным видам деятельности, в том числе к исследовательской.

Современный этап развития образования претерпевает глобальные изменения: меняется содержание, структура образования, вводятся новые стандарты, направленные на формирование всесторонне компетентной личности. Изменения касаются сферы дошкольного образования. Такие изменения диктуют необходимость в применение в образовательном процессе инновационных методов и средств. Так в ФГОС ДО определены следующие задачи познавательного развития:

— развитие интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира[8]

В ФГОС ДО в частности образовательной области «Познавательное развитие» отмечается важность развития познавательного интереса дошкольников к исследовательской деятельности[8]. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что это активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, взаимосвязей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследовательская деятельность представлена в различных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое развитие, однако более подробно данный вид деятельности изучается в рамках образовательной области познавательное развитие.

В ядре изучения исследовательской деятельности необходимо рассмотреть процесс детского экспериментирования. Экспериментирование в дошкольном возрасте является одним из доступных и увлекательным видом деятельности. Однако в практике дошкольных образовательных организаций используется поверхностно, как самостоятельный вид деятельности встречается редко. Данный вид деятельности зарождается еще в раннем детстве, изначально представляя собой простое, бесцельное экспериментирование, с окружающими вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, формируется сенсорный опыт. По мнению академика Н.Н. Поддъякова важнейшая особенность экспериментирования, заключается в том, что в процессе ее осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или останавливать его, изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова пронизывает все сферы деятельности ребенка, включая игровую деятельность [2].

Главное достоинство метода экспериментирования в дошкольном возрасте заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментальной деятельности происходит обогащение памяти дошкольника, активизируются его мыслительные процессы, формируется речевая активность, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. В процессе экспериментирования дошкольники опытным путем получают новые знания, вследствие чего эти знания перетекают в умения, так как знания, поученные опытным путем, надолго остаются в памяти ребенка и в дальнейшем могут быть применены им на практике. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами и явлениями, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как совокупность умственные действия.

Несмотря на вышеперечисленные утверждения, данный вид деятельности до сих пор не получил широкого распространения в практике дошкольных образовательных организаций, однако является эффективным в решении задач предусмотренных ФГОС ДО. Над решением поставленных задач педагоги МБДОУ ДС № 33 «Снежанка» совместно с дошкольниками занимается на следующих видах деятельности: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, формирование основ безопасного поведения, на занятиях по физической культуре. А также занятия по экспериментированию включаются во время свободной деятельности дошкольников. С детьми проводятся простейшие опыты с водой, песком, воздухом, природным материалом. По отзывам родителей, в результате такой деятельности дошкольники по прибытию домой просят взрослых об организации повторения проведенных экспериментов в домашней обстановке, в результате чего происходит обмен положительными эмоциями в отношениях родителей и их детей.

     Детское экспериментирование как специально организованная деятельность в условиях дошкольных образовательных организациях способствует формированию целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию окружающего мира, законов природы и явлений, развивает мыслительные операции  (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

   В результате организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации формируются основы целостного восприятия окружающей действительности у дошкольников средствами эксперимента, а также:

развивается эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

формируются основы целостной картины мира;

происходит обогащение речевой активности детей;

расширяются перспективы развития поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;

формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;

формируются коммуникативные навыки, навыки работы в коллективе;

формируются доброжелательные отношения в семье.

Таким образом, изучив проблему реализации исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации можно сделать вывод что, данный вид деятельности четко отвечает задачам ФГОС ДО в частности образовательной области «Познавательное развитие», в которой говорится о том, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

Библиографический список:

Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. В сб. Воспитание детей в игре. /  Под ред. Менджерицкой. – М., Просвещение, 1979

Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 2013.

Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.

Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М.: Просвещение, 1962

Усова А. П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. – М.: Просвещение, 1963.

Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 516.

https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika/viewer

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Просмотров работы: 4