Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях

Кузьмин Д.Д. 1, Рудакова Н.А. 1
1РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современные условия жесткой конкуренции остро ставят проблему повышения конкурентоспособности предприятия. Объективной необходимостью всех хозяйствующих субъектов, которые стремятся к планомерному развитию и сохранению устойчивого состояния становится разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Быстро изменяющиеся рыночные условия требуют оперативного реагирования и адаптации, заставляя руководство предприятия овладевать современными методами и инструментами обеспечения и усиления конкурентоспособности предприятия.

Сегодня не все предприятия готовы повышать свой уровень конкурентоспособности, поскольку они не придают этому достаточного значения, так как до этого они производили и продавали продукцию только на внутреннем рынке и не сталкивались с условиями, возникающими при глобализации рыночной экономики. В настоящей окружающей среде, их продукты, даже при наличии более качественных аналогов, произведенных в других странах, остается конкурентоспособность за счет наличия высоких импортных пошлин. В результате, по оценкам экспертов, многие отечественные компании здесь не готовы бороться за покупателя, не выдерживают конкуренции и уходят с рынка, что приведет к потере рабочих мест и росту социальной напряженности в обществе.

Целью исследований является разработка подходов к управление внутренними ресурсами предприятия для повышения конкурентоспособности предприятия средства.

Объект исследования – конкурентоспособность предприятия.

Предмет исследования –изучение направлений обеспечения конкурентоспособности предприятий.

Конкуренция в рыночной экономике понимается как совокупность экономических, организационных и социальных процессов, которые стремятся повысить эффективность работы предприятия и стабилизировать рыночную позицию предприятия. Конкурентоспособность-это способность предприятия чтобы выдерживать конкуренцию на рынках товаров и услуг с аналогичными предприятия. Уровень конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции является показателем, определяемым такими экономическими факторами, как расходы, прибыль, рентабельность, формы и методы перемещения товаров, сроки поставки, престиж бренда, эффективность рекламы и другие. В свою очередь, внутреннюю конкурентоспособность можно определить, как результат рыночной борьбы между продукцией предприятия, с целью получения заранее определенной выгоды, получаемой за счет повышения мотивационного механизма потребителя. Преимущества можно рассматривать как достижение определенной рентабельности деятельности, повышение рентабельности производства, укрепление позиций на рынке, улучшения имиджа и т. д. [1-3].

Вышеуказанная концепция значительно расширяет пределы конкуренции, указывает источник ее формирования и позволяет принимать взвешенные решения о развитии каждого продукта предприятия. В то же время можно рассматривать показатель внутренней конкурентоспособности как инструмент повышения эффективности работы предприятия.

Каждое предприятие использует различные методы повышения конкурентоспособности своих товаров на рыке. Р. Фатхутдинов выделяет следующие методы конкуренции, которые могут быть применены предприятием на рынке продукции:

-на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

-основанный на уменьшении цены;

-основанный на использовании всех конкурентных преимуществ товара (интегральная) [4, с. 17-18].

Таким образом, предприятия могут использовать в своей деятельности все многообразие форм и методов усиления конкурентоспособности, основная цель которых – добиться экономически значимых конкурентных преимуществ, которые позволили бы эффективно осуществлять экономическую и маркетинговую деятельность и занимать стабильную позицию на рынке выпускаемой продукции.

На сегодня, обеспечение конкурентоспособности предприятия на рынке требует внедрения современных подходов к организации производства и продажи. И, прежде всего, нужны новые подходы в инвестиционной сфере, в ходе технической реконструкции предприятий, в процессе внедрения инноваций и современных технологий. Конкурентоспособный продукт является гарантией высокой прибыли в новых условиях хозяйствования субъектов. При этом компания не имеет возможности достичь значительного уровня конкурентоспособности на длительный период. В связи с этим компания сталкивается с проблемой тактического развития, способности предприятия оперативно управлять и выживать в современных условиях рынка. Управление конкурентоспособностью предполагает использование эффективных мер по улучшению качества продукции, постоянный поиск новых каналов продаж и клиентов, улучшение сервиса - другими словами, каждый элемент, сформированного компанией комплексу маркетинга] должен лучше соответствовать ожиданиям и предпочтениям его целевой аудитории, чем аналогичный элемент его конкурентов. Благодаря этому компания сможет максимизировать свой доход, увеличить узнаваемость бренда и привлечь больше клиентов, которые, кроме того, будут готовы заплатить дополнительную цену премии (связанную с наилучшим удовлетворением потребностей потребителей) [3].

Очевидно, что продукт в маркетинговой стратегии играет ключевую роль, потому что именно за ними клиент обращается в компанию, и это продажа товара является источником дохода для предприятия. Другие элементы маркетинговой стратегии способны дополнить удовольствие, получаемое клиентом от продукта, но не заменить его. Именно по этой причине компании необходимо повышать свою конкурентоспособность улучшая как физические характеристики продукта, так и придавая ему эмоциональную ценность. Иначе компания рискует быть вытесненной с рынка.

Рассмотрим основные пути (ключевые аспекты) повышения конкурентоспособности отечественных предприятий путем мобилизации ресурсов микросреды. Среди них:

- укрепление сырьевой базы предприятий, создание долгосрочных партнерство с предприятиями, производящими и поставляющими сырье;

- переход от ценовых методов конкуренции к неценовым, маркетинговые исследовательская и реклама;

- комплексное улучшение качества продукции, использованию передового отечественного и зарубежный опыт в области управления качеством продукции;

- повышение производительности труда.

Укрепление сырьевой базы предприятия - это одно из основных направлений обеспечения конкурентоспособности. Все выше указанные факторы сочетаясь делают возможным приобретение предприятий-поставщиков создание собственной сети поставщиков. Но к сожалению, такая деятельность справедлива, прежде всего, для центральных регионов, как по причинам более высокой концентрации капитала и по причинам существования более развитой инфраструктуры.

Переход от ценовых методов конкуренции к неценовым методам со всеми производными финансовыми инструментами на мой взгляд в современных условиях наиболее тяжелый.

Рассматривая проблему качества продукции, необходимо обратить внимание на глобальные отставание отечественных предприятий от зарубежных конкурентов. В то время, когда мир считается нормой сертифицированные системы производства и качества на основе стандартов ISO 9000, в России по-прежнему входит на подавляющем большинстве предприятий система ГОСТ и сертификация продукции по техническим условиям. Следует отметить, что использование этих систем качества, создают постоянный высокий риск в экономике и, как следствие, нежелание предпринимателей инвестировать в разработку и внедрение систем качества.

Что касается последнего направления повышения конкурентоспособности – более полное использование человеческого фактора на мой взгляд имеет самые неоднозначные последствия. Национальная школа менеджмента все еще находится в стадии становления, а значит и в лидерах нет единого подхода к применяемым стилям управления. Старшее поколение лидеров, как правило, придерживается авторитарных методов управления, унаследованных от командно-административной экономики, а менеджеры новой волны, применяющие демократические методы не имеют опыта производственно-хозяйственной деятельности, что неизменно сказывается на результатах деятельности предприятия. В результате чего на многих предприятиях нельзя сказать о философии единой команды и на первое место мотивации персонала выходит заработная плата Между тем, опыт ведения индустриальных государств показывает, что предприятия могут использовать различные пути повышения роли отдельных работников и рабочей силы на предприятии, от постоянных консультаций с работниками до их вовлечения в управление предприятия, что в целом положительно сказывается на его экономических показателях. Проблема активизации человеческого фактора и повышения производительности труда (в течение ближайших нескольких лет-в 3-4 раза) особенно остро стоит на отечественных предприятиях, однако она настолько многогранна, что заслуживает отдельного рассмотрения.

Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятий - важнейшая задача современного этапа развития рыночной экономики. Следует также отметить, что увеличение конкурентоспособность на микроуровне, то есть на уровне конкретных предприятий, должны быть дополнены эффективными методами государственного регулирования.

Список литературы: 

1.Ермакова И.А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия / И.А. Ермакова // Молодой ученый. – 2017. – № 16.

2.Дубинина Н.А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия / Н.А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2016. – С.65.

3.Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А. Н. Петров // 3-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – С.25.

4.Семченко А.А. Конкурентный потенциал и конкурентные преимущества предприятия / А.А. Семченко // Современная конкуренция. – 2016. – С 37-40.

5. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2000.- С.45.

Просмотров работы: 477