Медианасилие как фактор девиантного поведения подростков - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Медианасилие как фактор девиантного поведения подростков

Ланцова М.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе огромную роль занимают средства массовой информации, которые стали мощными «воспитательными» силами, формирующие мировоззрение у подрастающего поколения. Дети и подростки каждый день сталкиваются с рекламированием деструктивных ценностей и девиантопровоцирующих установок, а именно сцены насилия через медиапродукцию. Под ней подразумевается информационное сообщение, изложенное в любом жанре медиа: телепередача, фильм, видеоклип, компьютерная игра, газетная статья и другое [3, с.251].

С целью уменьшения и предотвращения опасности для детей и подростков был введен Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».

Преимущественно уязвимой группой населения для девиантогенных вли­яний выступает подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь.

Многочисленные высказывания крупнейших ученых заявляют, что в человеке природные силы формируются в социальные за счет воспитания, окружающей среды и воздействия общества.

Личность подростка формирует система воспитания (семья, школа), система образования (средние специальные образовательные школы, вузы). Оказывают влияние образ жизни семьи, окруже­ние, культура, религия, СМИ, поли­тика государства и многое другое [1, с.64].

Преступность одна из проблем нашего времени. Ежедневно в источниках информации мелькают данные об агрессорах и жертвах, которыми чаще выступают мужчины, но также не редки случаи, когда ими становятся женщины. Агрессия со стороны женского пола вызывает более бурную реакцию общества, по сравнению с мужской агрессивностью, которая порой поражает не только отсутствием наказания, но бывает вознаграждена. На этом фоне роста жестокости и насилия прослеживается рост детской и подростковой агрессивности и антисоциального поведения [2, с.90].

Отрицательное воздействие телевидения, содержащего сцены насилия, на детей и подростков в условиях практического отсутствия официального контроля и педагогических рекомендаций отмечается повсюду, так как на кино/теле/видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных медиатекстов, содержащих сцены насилия [6, с.71].

При просмотре фильмов ужасов и боевиков потребитель требует все более и более устрашающие сцены насилия. Это связано с тем, что со временем эмоционально человек привыкает к спецэффектам и старый фильм может не удовлетворить современного зрителя [3, с. 262].

Медиаторами различных антисоциальных ситуаций выступают актеры, неформальные лидеры, политические деятели, спортсмены, и т.д., которые активно рекламируют девиантный образ жизни, за счет вкрапления в фильмы, раз­влекательные программы, интервью и т. п., что усиливает манипулятивный эффект [3, с.257].

В медиатекстах, насыщенных насилием, часто стали появляться женские образы, которым присваиваются гипермаскулинные качества, поступки, мужская одежда, резкие высказывания. У героинь отсутствует мягкость, нежность, чуткость, доброжелательность, но присутствует агрессия, жестокость, излишняя прямота и настойчивость [3, с.265].

В результате, за пару десятилетий подростковая преступность в России выросла в 2 раза. Проведенные исследования показали, что более 30% россий­ской молодежи совершают преступления под влиянием ки­нофильмов и телепередач. Подростки видят каждый год на телеэкране до 10 тысяч сцен насилия [7, с.41].

Совершение преступлений девушками – одна из важных проблем. Большая часть работ, посвященных подростковой девиации, выполняется на выборках мальчиков, так как они совершают большую часть преступлений.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками, уход из дома, бродяжничество сопровождались совершением вначале мелких, а впоследствии и все более серьезных правонарушений [4, с.107].

По данным «Росстат» на 2018 год в воспитательных колониях за преступные действия содержится 100 девушек и девочек и 1200 мальчиков и юношей. Следует отметить, что детская преступность за последние 18 лет сократилась в 16 раз. В 2000 году общее количество заключенных составляло 17200 человек, что несравнимо больше с 1300 юными гражданами, отбывающими наказание на конец 2018 года. Женская преступность за последние 18 лет снизилась незначительно [5].

Телевидение вошло в повседневную жизнь и влияет на многие аспекты повседневности и формирование эстетических вкусов и представлений, представляя собой часть домашней обстановки. Помимо содержательной стороны, телевидение производит сильный эффект самим существованием в каждом доме, занимая главенствующее место и способностью минимизировать личностные взаимодействия в нутрии семьи и сообщества [7, с.36].

Рост бездуховности, пересмотр ценностных ориентаций, разрушение представления о женщине как олицетворение красоты и духовности, падение престижа материнства наносит немалый вред нравственному воспитанию молодежи.

Нельзя исключать наркоманию, алкоголизм, провоцирующие неразборчивые половые контакты. Социальное неравенство также служит источником девиантного поведения [1, с.194].

Появление женщин в рекламе алкогольной продукции, по мнению ученых, может спровоцировать опасное изменение потребительского поведения девушек и девочек [3, с.260].

В настоящее время социальные службы недостаточно работают над этой проблемой, но уже есть определенный опыт. Движение «В защиту детства» (ДЗД), созданное в апреле 1994 года с целью привлечения внимания органов власти и общественности к проблемам детей и подростков, для организации профилактики проституции [1, с.215].

Телевидение дает определенную информацию и показывает варианты действий, таким образом, ребенок может, как отвергать их, основываясь на своих моральных убеждениях, так и принимать как правомерные с точки зрения морали.

Можно сделать вывод, что изучение манипулятивных приемов медианасилия необходимо для борьбы с идеализированием девиантного образа жизни среди детей и подростков, и подбором социальной работы с данной категорией, направленной на профилактику девиантного поведения.

Список использованных источников

1. Зуйкова, Е.М. Феминология и гендерная политика : учебник / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. – 3-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2017. – 307 с.

2. Ключко, О. И. Гендерная педагогика и психология : учебное пособие / под общ. ред. О. И. Ключко. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.-115 с.

3. Книжникова, С.В. Девиантология для педагогов и психологов : учебное пособие / С.В. Книжникова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 363 с.

4. Реан, А.А. Психология девиантности: Дети. Общество. Закон : монография / под ред. А.А. Реан. – Москва : Юнити, 2016. – 479 с.

5. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru (дата обращения: 14.12.2019)

6. Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране : монография / А.В. Федоров. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 406 с.

7. Чистяков, Е.Л. Глобальные проблемы в средствах массовой информации : монография / Е.Л. Чистяков. – Москва : Лаборатория книги, 2011. – 90 с.

Просмотров работы: 124