Потребность обсудить сам термин «психологическое здоровье», возникает в связи с тем, что он имеет сходство с другим общепринятым термином «психическое здоровье». Причем многие критерии психологического здоровья совпадают с критериями психического здоровья, принятыми ВОЗ, значительно отличаются лишь несколько, достаточно размытых и неопределенных. Совпадают критерии: адекватности, критичности, способности самоуправления. Отмечаются различия в следующих критериях: устойчивости и идентичности, умении планировать и способности изменять стиль поведения, характеризующих психическое здоровье (ВОЗ); автономии, независимости, стремлении к поставленной цели, а также набор таких качеств, как работоспособность, полноценность семейной жизни, самоуважение, оптимизм, чувство ответственности, способность радоваться, определяющих психологическое здоровье [6].
Термин «психическое здоровье» Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ввела в употребление в 1979 г. и характеризуется, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляясь с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В научной литературе понятие психологического здоровья стало входить сравнительно недавно. Попытка определить это понятие с точки зрения психологии была предпринята А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским (1990) в психологическом словаре под их редакцией. Где они характеризуют психологическое здоровье отсутствием болезненных психических отклонений, состоянием душевного благополучия личности, обеспечивающих адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека [15].
Целостный подход к рассмотрению сущности того, что обозначается как психическое и психологическое здоровье представлен в работах ряда отечественных исследователей современности (Братусь Б.С., Дубровина И.В., Слободчиков В.И., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. и др.).
По мнению Б.С. Братуся (1988) психическое здоровье не однородно и имеет сложное, по уровневое строение. Высшим уровнем личностного здоровья является личностно-смысловой, определяющийся качеством смысловых отношений индивида, самоотношением и взаимоотношениями с другими людьми, общим смыслом и жизненным назначением. Следующий уровень - индивидуально-психологическое здоровье, он оценивается способностью человека строить адекватные способы реализации смысловых устремлений. И уровень психофизиологического здоровья, определяющийся спецификой внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности [2].
Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова (1999) определяют психологическое здоровье, как процесс жизнедеятельности личности, в котором согласованы и уравновешены рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты [18].
Психологическое здоровье как интегральную характеристику личностного благополучия, которая включает в себя когнитивно-оценочный компонент физиологического, психологического, социального уровней его проявления, где исключительная роль отводится высшим психологическим образованиям личности, осуществляющим функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути определяет Р. М. Хусаинова (2006) [19].
В.Н. Коновальчук (2007) психологическое здоровье, определяет, как системное образование психики человека, включающее структурные компоненты, и обеспечивающее ее функциональный баланс. При нарушении психологических защит происходит дестабилизация психики личности, ухудшается состояние психологического здоровья [11].
М.Г. Иванова (2010) характеризует психологическое здоровье, как интегральную характеристику состояния личности, отражающую сбалансированность между успешным функционированием личности и «ценой» достижения целей развития, как динамическое состояние, характеризующее личность в процессе жизнедеятельности, которое складывается в процессе интеграции, адаптации и регуляции личности [9].
Современный ребенок – это житель XXI века испытывает на себе влияние всех признаков настоящего времени. Сохранение и укрепление подрастающего поколения является одной из основополагающих задач развития страны. Развитый и здоровый ребенок успешно противостоит вредоносным факторам среды и обладает устойчивостью к утомлению, он хорошо адаптирован и социализирован в обществе.
Младший подростковый возраст можно назвать ключевым периодом в общем процессе формирования индивида как личности, в процессе становления нового характера, изменения структуры и состава деятельности ребенка зарождается концепция осознанного поведения, формируются нравственные устои и моральные нормы. Г.А. Цукерман (1995) считает, что начало подросткового возраста (10-12 лет) является первой реальной возможностью «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития [22].
Поэтому возникает объективная необходимость теоретически осмыслено определить понятие психологического здоровья младших подростков, выделить критерии, показатели и содержательно определить его структурные компоненты.
О.В. Хухлаева (2001) выделяет следующие уровни психологического здоровья детей:
Высший, идеальный уровень психологического здоровья – это креативный уровень, который выражает совершенную степень психологического здоровья. Данный уровень характеризуется наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности, способностями и стремлением к созиданию. Обладающие таким уровнем психологического здоровья, дети – это творцы, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровыхв психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей в детском коллективе около 5-7%.
Средний уровень психологического здоровья. – это адаптивный уровень. Обладающий таким уровнем психологического здоровья, ребенок, практически адаптирован к социуму, признаки дезадаптациипроявляются лишь в некоторых сферах, но у него присутствуют признаки повышенной тревожности и конформности.Это группа относительного риска, представляет средний уровень психического здоровья и составляет около 80% учащихся,.
Низкий уровень психологического здоровья– это ассимилятивно-аккомодативный уровень. Ребенок с таким уровнем психологического здоровья, дезадаптирован, у него наблюдается нарушение регулятивных процессов, дисбаланс в отношениях с окружающими. У таких детей отсутствуют конструктивные механизмы психологической защиты, при этом они не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание) у них присутствуют аффектированные капризы (аккомодативное преобладание) и эпатажное поведение. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем. Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям [20].
В.А. Зубков (2010) в своей работе сформулировал структуру психологического здоровья младших подростков, и исследования смоделировал сущностные характеристики каждого компонента и показал, что психологическое здоровье младших подростков имеет неоднородную структуру – выделяются потребностно-мотивационный, инструментальный и ценностно ориентационный компоненты и выделил по уровневое строение: высокий или креативный уровень, средний – адаптивный и низкий – дезадаптивный) [8].
М.И. Ефанова (2013) рассматривает образ «Я» как один из компонентов психологического здоровья, показывет, что именно в младшем подростковом возрасте происходит смена предметных компонентов Я-концепции, к примеру, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». У подростка формируется достаточно устойчивый образ своего тела, привыкая к внешнему образу, он начинает принимать свою внешность и соразмеряет с ней уровень своих притязаний. Теперь на первый план выступают другие компоненты личностного «Я» – умственные способности, волевые и моральные качества, определяющие успешность в деятельности и в отношениях с окружающими. Элементы образа «Я» дифференцировано возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов [5].
М.В. Сухомлинова, А.М. Нерсесян (2014) выделяют новые «позитивные» критерии психологического здоровья младших подростков, предусматривающие стремление к саморазвитию и самореализации личности, способность сознательно руководить своими действиями и поступками, ответственность перед собой и окружающими [17].
Важную роль в формировании личности ребенка и состоянии его психологического здоровья играет ситуация в семьях. Именно в семье закладываются основы здоровья ребенка или его подверженности болезням. Представляя собой целый микромир со своими законами, традициями, моделями решения проблем, каждая семья обладает уникальными возможностями создания как гармоничных, так и дисгармоничных условий для функционирования человека. Проанализировав многочисленные исследования, проведенные в различных странах, эксперты ВОЗ обнаружили, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточности общения со взрослыми или враждебного их отношения и у детей, которые воспитываются в условиях семейного разлада. И наиболее чувствительными к этому являются дети младшего подросткового возраста [1].
Семья может считаться благополучной в том случае, если в ней на добровольной основе и качественно взаимно исполняются обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, в которой соблюдаются общепринятые общественные ценности и нравственные устои человечества, в которой царит атмосфера отношений с минимальным принуждением; это миролюбивая семья, которая способна себя материально обеспечить, не только к деторождению, но и воспитанию детей; это семья, сохраняющая и приумножающая человеческую культуру [16].
В психолого-педагогической науке социально благополучными семьями принято считать семьи гармоничные и педагогически компетентные. Г.А. Карпова (2001) благополучными называет полносоставные семьи, с благоприятным эмоциональным и моральным микроклиматом, с высокой педагогической культурой, имеющие материальную стабильность [10].
Р.В. Овчарова (2004) разделяет гармоничные семьи на два типа – педагогически талантливы и семьи, которым лишь изредка требуются психологическая помощь и консультации, в виде поддержки и одобрения [13].
Неблагополучие семей, где ребенку плохо, разнообразно – это могут быть семьи, где родители не исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, обращаются с детьми жестоко, бросают детей, где сами родители ведут аморальный образ жизни, эксплуатируют детей, запугивают их «для их же блага», попустительски относятся к развитию детей и т.д. в современном обществе достаточно распространены и семьи, которым присущи скрытые дефекты воспитания, явно не проявляющиеся на социальном уровне.
Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей. Существующие классификации неблагополучных семей не противоречат, в некоторых случаях повторяют, но в целом дополняют, друг друга.
В.М. Целуйко (2006) с учетом доминирующих факторов, делит неблагополучные семьи на две большие группы: первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов, вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что сказывается на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Это семьи, стремящиеся обеспечить успех ребенка, псевдосолидарные и псевдовраждебные, пограничные семьи, семьи состоятельных или известных людей, семьи с подменой семейных ролей, семьи с недееспособными членами, с детьми-инвалидами [21].
Ю.В. Корчагина (2010) в своих работах приводит наиболее полную классификацию неблагополучных семей, с различной степенью отклонения в поведении и отношениях членов семьи:
– проблемные семьи, нарушение функционирования которых обусловлено педагогической несостоятельностью родителей, чаще это конфликтные семьи с авторитарным, гипоопекающим или гиперопекающим стилем воспитания;
– кризисные семьи, неблагополучие в них основано на переживании внутренних или внешних кризисов, таких как смерть близких, развод, потеря работы, взросление детей, утрата жилья и т.д.;
– асоциальные семьи, характеризующиеся наличием алкоголизма и пренебрежением нуждами детей, на данной стадии родительско-детские отношения еще не разорваны полностью, и дети берут на себя «взрослые роли», пытаясь срыть пьянство родителей, занимаются уходом за младшими детьми и обеспечением семьи, стараются учиться в школе, в следствии чего у детей формируются взгляды и убеждения, противоречащие социально признанным нормам и правилам;
– аморальные семьи, отличающиеся систематическим употреблением психоактивных веществ, жестоким обращением с детьми, в которых отсутствуют необходимые безопасные условия жизни детей, эти семьи полностью утратили семейные ценности и игнорирующие функции воспитания и обучения детей, как правило, дети в таких семьях уже не учатся, часто подвергаются насилию, уходят из дома;
–антисоциальные семьи, характеризующиеся антиобщественным и криминальным поведением, отсутствием каких-либо нравственных, моральных норм или правил по отношению к наиболее уязвимым членам семьи, при крайней степени дисфункции эти семьи ведут паразитический образ жизни, нередко за счет склонения детей к попрошайничеству, воровству и проституции [12].
Негативные воздействия неблагополучной семьи причиняют необратимый вред здоровью ребенка, калечат его психику, тормозят развитие его личности, влекут за собой другие тяжелые социальные последствия.
Некоторые показатели негативного влияния неблагополучной семьи на состояние ребенка приводит Землянухина Н.А. (2005) [7]:
1) в 50 % случаев наблюдается отклонения в поведении детей, что выражается в проявлении агрессивности, неадекватной реакции на замечания взрослых, совершения краж, бродяжничестве, хулиганстве, вымогательстве, демонстрации аморальных форм поведения.
2) в 70% неблагополучных семей отмечается нарушение развития детей: нежелание учиться, низкая успеваемость, не сформированность навыков личной гигиены, тревожность, неуравновешенность психики вплоть до неврастении, недоедание, болезни, подростковый алкоголизм.
3) в 45% неблагополучных семей установлено нарушение общения, выраженное не только в проявлении агрессивности по отношению к сверстникам, но и в конфликтном общении с учителями, нарушении социальных связей с родственниками, нормой становится употребление ненормативной лексики, в проявлении суетливости и/или гиперактивности в поведении, установлении контактов с криминогенными группировками.
В своих исследованиях эмоционального благополучия и психологического здоровья подростков из семей группы риска В.Н. Панкова (2011) показала, что раздражительность, физическая и вербальная агрессия, отрицание общепринятых норм и правил у подростков из неблагополучных семей являются следствием отсутствия интереса к себе, неприятия себя, несформированного самопонимания. Низкая степень рефлективности затрудняет для подростка понимание окружающих людей, приводит к снижению уровня субъективного благополучия и проявлению агрессии. Выявленные затруднения в самоотношении и самоосознании, неадекватные представления о своих способностях и возможностях тормозят процесс его адаптации в обществе и снижают уровень эмоционального благополучия подростка [14].
Анализ результатов самооценки подростков таких личных качеств, как ум, способности, характер, внешность, уверенность в себе, автор установила, что подростки, воспитывающиеся в социально-неблагополучных семьях, неспособны адекватно оценить результаты своей деятельности, им свойственна личностная незрелость, отсутствует умение адекватно сравнить себя с другими, низкий уровень самооценки подростков, который указывает на наличие неуверенности в себе или о наличии защитных реакций, возможно сигнализирует о декларировании собственного неумения и бессилия. У 30% подростков установлено нереалистичное, некритичное отношение к себе, своим возможностям. Результаты исследования подтверждают, что трудности в формировании личности подростка могут быть связаны с неблагоприятным внутрисемейным микроклиматом, негативным детским опытом [14].
З.М. Гаджимурадова и М.О. Омарова (2013) в ходе специального психологического исследования самосознания подростков из неблагополучных семей получили подтверждение своего научного предположения о том, что на позитивное развитие самосознания подростка, не смотря на множество различных взаимосвязанных между собой внешних и внутренних факторов, доминантно влияет семья [3].
В ходе проведения исследования было выявлено снижение самочувствия, активности и настроения у подростков. Используя диагностику самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, исследователи выявили, что 23 подростка из 58 опрошенных имеют средний уровень тревожности, остальные 35 респондентов имеют высокий уровень тревожности. Это свидетельствует о том, что широкий спектр самых малозначительных событий для подростков становится угрожающим для формирования Я-концепции подростка. Из этого авторы сделали вывод, что высокий уровень тревожности у подростков из неблагополучных семей говорит о повышенном напряжении, беспокойстве и нервозности. Также результат исследования показал низкий уровень самооценки у всех подростков из неблагополучных семей. Для подростков с заниженной самооценкой характерны робость, молчаливость, подавленное настроение и склонность к самообвинениям. Подросток выбирает задачи более легкие, чем он способен решить. Из-за неуверенности в себе подросток слишком скромен и застенчив в тех ситуациях, где он реально мог бы проявить свою активность [3].
Таким образом по результатам приведенных исследований можно сделать вывод, что семья является важным фактором в становлении личности ребенка, а также, что к неблагополучию психического развития подростка ведет неблагополучие в семье, при этом у подростков проявляется агрессивность, запаздывает формирование социальной зрелости, дети не уверены в себе и имеют низкую самооценку, − формирование данных качеств как черт личности подростка происходит под влиянием деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей. Особые проблемы у данной категории подростков вызывают аксиологический компонент – умение принять себя и других и инструментальный компонент, характеризующий эмоциональный комфорт и качество межличностных отношений, как составляющие психологического здоровья. В следствии низкой адаптивности, сопровождаемой эмоциональным напряжением, проявлением агрессии и негативизма снижается общий фон психологического здоровья, что затрудняет личностное становление, социальную успешность в выстраивании новых отношений.
Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.).
Список литературы:
Безруких М.М. Школа сегодня в большинстве случаев – это территория стресса // Учительская газета. – №10. – 6 марта 2018 года.
Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 304 с.
Гаджимурадова З.М., Омарова М.О. Неблагополучная семья как фактор деструктивного самосознания личности подростка // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. – 2013. – № 1. – С. 18-22.
Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
Ефанова М.И. Образ Я как компонент психологического здоровья младших подростков // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 31.10-01.11.2013 / Барнаул Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2013. – 304 с.
Журавлев А.Л. Психологическое здоровье личности и духовно‑нравственные проблемы современного российского общества. - Москва; 2014. – 211 с.
Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка [// Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 81-83.
Зубков В.А. Развитие позитивных личностных характеристик психологического здоровья младших подростков в учебной деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 28 с.
Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности: дисс. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2010. – 256 с.
Карпова Г.А. Дети «группы риска»: реабилитационные программы педагогического взаимодействия. – СПб., 2001. – 216 с.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Велби, 2014. – 600 с.
Корчагина Ю.В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска, социального сиротства: метод. пособие для специалистов системы профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства. – М.: МГПИ, 2010. - 107 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
Панкова Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 4. – С. 148-151.
Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// https://studopedia.org/10-44975.html (дата обращения: 22.03.2019).
Сухомлинова М.В., Нерсесян А.М. Роль основных новообразований младших подростков в формировании психологического здоровья // Вестник академии. – М.: Изд. Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы, 2014. – № 4. – С. 165-169.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Московский психологический журнал: – 1999. – № 2 – С. 61-90.
Хусаинова Р.М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2006. – 24 с.
Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: автореф. … д-ра психол. наук. – М., 2001 – 142 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. – М-Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 22 с.