Деятельность командования части, начальников служб МТО по поддержанию высокой воинской дисциплины личного состава - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Деятельность командования части, начальников служб МТО по поддержанию высокой воинской дисциплины личного состава

Говоров С.С. 1, Шестериков А.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Проблема состояния правопорядка и воинской дисциплины является одной из важнейших в жизни и деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации.

От состояния правопорядка и воинской дисциплины во многом зависит не только боевая готовность частей и соединений, но и авторитет Вооружённых Сил в обществе.

Проблема обеспечения правопорядка и высокой воинской дисциплины в Вооруженных Силах многогранная. Ее решение зависит от многих факторов. Технология укрепления воинской дисциплины включает в себя разнообразный арсенал форм и методов, приемов и средств, методик и техник, применяемых командирами и начальниками, органами по работе с личным ставом и общественными организациями Вооруженных Сил для обеспечения высокой исполнительности и дисциплинированности военнослужащих, профилактики правонарушений, происшествий и преступлений в войсках.

Исходя из актуальности представленной темы, целями исследования являются:

- систематизировать понятия о сущности воинской дисциплины и психолого-педагогических основах ее укрепления.

- Раскрыть сущность психологии воинской дисциплины и основные направления деятельности начальника службы по поддержанию правопорядка, воинской и трудовой дисциплины.

- Концентрировать внимание на основных формах и методах работы по подержанию правопорядка, воинской и трудовой дисциплины в подразделениях и службе МТО.

Психология воинской дисциплины и основные требования к работе по ее укреплению.

В самом широком смысле дисциплина – это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Разновидностью дисциплины является воинская дисциплина, которая едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает в себя требования законов, военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций.

Согласно Дисциплинарному уставу Вооружённых Сил РФ «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».

Соблюдение законов – это законопослушное поведение.

Соблюдение уставов – это уставное поведение.

Соблюдение порядка, установленного приказом командира – это подчинение.

Все эти виды поведения объединяются как нормативное, или правилообразное, поведение.

Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства.

Особенностями воинской дисциплины являются:

- большая социальная значимость пунктуального соблюдения её требований;

- детальная регламентация правил поведения и наличие правовой ответственности за нарушение многих из них;

- строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;

- включённость многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному соблюдению;

- диалектическое единство безусловного выполнения установленных норм и активности, самостоятельности, творчества;

- обязательность её требований для всех категорий военнослужащих.

Психологическая характеристика воинской дисциплины может быть представлена тремя основными аспектами.

Дисциплина как определенная система требований (правил, норм).

Правило (норма) как социально-психологический инструмент регулирования воинского поведения – это постоянно действующее требование, предусматривающее тип поступка, его цель, а также способ действий.

Норма поведения – это предписание относительно того, как люди должны вести себя в определённых условиях.

Нормы делятся на формальные – предусмотренные законами и подзаконными актами (например, воинскими уставами) и неформальные, выработанны в той или иной группе.

Неформальная норма – один из очень суровых элементов групповой психологии, именно на ней вырастает такое явление как «дедовщина».

Дисциплина как неуклонное выполнение требований. Она может быть сознательной или «слепой» (автоматическое повиновение).

Это зависит от мотивов, которыми руководствуются военнослужащие в своём поведении, т.е. от дисциплинарной мотивации.

Дисциплинарная мотивация – это желание и стремление следовать социально одобренным нормам поведения.

Дисциплина как состояние части, подразделения, коллектива. Она может иметь высокий или низкий уровень.

В составе воинской дисциплины мохно выделить несколько составляющих.

Во-первых, это универсальная воинская дисциплина, основывающаяся на нормотивных обязанностях военнослужащих.

Во-вторых, дисциплина управления, основанная на нормах управления подчинёнными.

В-третьих, дисциплина подчинения, отличающаяся межличностным характером и операющаяся на единственную норму – норму подчинения командиру (начальнику).

Кроме этого, выделяются дисциплина боевого дежурства, дисциплина марша, технологическая дисциплина и т.д.

Воинская дисциплина как объект изучения и укрепления базируется на трех главных основаниях – нравственных, правовых и психологических.

Нравственные основания воинской дисциплины включают в себя выработанные временем, армейской (флотской) службой и бытом моральные нормы взаимоотношений в воинских коллективах, нравственные ориентиры в поведении и поступках воинов, ратные обычаи и традиции, общественное мнение и т.д.

Юридические (правовые) основания воинской дисциплины определяются системой правовых норм, регулирующих поведение и деятельность личного состава, взаимоотношения между военнослужащими, устанавливают их права, обязанности и ответственность. Юридические нормы, содержащие основные требования воинской дисциплины и порядок их исполнения, конкретизируются в военном законодательстве. Их требования позволяют обеспечить единство, слаженность и управляемость всех звеньев военной организации государства.

Психологические основания воинской дисциплины – это содержание и структура механизма регуляции поведения военнослужащих.

Этот механизм включает индивидуально-личностную дисциплину военнослужащего, коллективную дисциплинированность воинского подразделения и искусство дисциплинированного управления, как важнейшего военно-профессионального качества командиров и начальников.

Все три звена находятся в тесном единстве.

Рассмотрим их более подробно.

1. Индивидуально-личностная дисциплинированность военнослужащего рассматривается в единстве с его устойчивым психическим состоянием, является основным психологическим фактором дисциплинированного поведения каждого военнослужащего и необходимым звеном коллективной дисциплины.

Индивидуально-личностная дисциплинированность рассматривается как комплексное (моральное и боевое) качество личности, роль которого заключается в самоорганизации и саморегулировании поведения путем приведения его в соответствие с уставными нормами.

Дисциплинированность, как устойчивая черта личности военнослужащего – это комплекс познавательных, мотивационных и характерологических структур.

Познавательная составляющая дисциплинированности - знание нормативного порядка поведения, требований законов, уставов, приказов и т.д., его нормативная компетентность.

Мотивационная составляющая – совокупность мотивов дисциплинированного поведения.

Характерологическая составляющая – качество характера, которые обуславливают организованность, устойчивость психики и поведения, порождают способность противостоять трудностям и помехам дисциплинированного поведения.

В психологии выделяют несколько основных типов личностной дисциплинированности.

Первый тип – богемный. Люди этого типа с трудом принимают нормы поведения, внутренне не организованны, их образ жизни не упорядочен. Их поведение управляется сиюминутной целью, чаще всего эмоциями.

Второй тип – эгоистический. Он характеризуется тем, что нормы его поведения слабо связаны с общественными нормами или находятся в противоречии с ними. Человек подчёркнуто пунктуально соблюдает «свои» нормы, но пренебрегает общими.

Третий тип – референтный. Люди этого типа зависят от норм определённой малой группы. Отрицательным примером могут служить те, кто насаждает дух «дедовщины».

Четвёртый тип – социально-государственный тип дисциплинированности. Это те, кто искренне и твёрдо принимают нормы своего общества, Вооружённых Сил.

Психологическая характеристика дисциплинированности военнослужащего может быть представлена тремя основными уровнями: высоким, средним и низким.

Для высокого уровня дисциплинированности характерно преобладание социально значимых мотивов поведения и высокое развитие навыков и привычек поведения у воинов. По существу это сознательная дисциплинированность.

Военнослужащие со средним уровнем дисциплинированности строят свое поведение на основе мотивов подражания сослуживцам и командиру.

Устойчивость их поведения значительно ниже, они подвержены психологическому давлению со стороны недисциплинированных воинов.

Отношение к своим обязанностям и воинской профессии в целом положительное.

У военнослужащих с низким уровнем дисциплинированности основными мотивами поведения являются боязнь наказаний и стремление к достижению льгот за соблюдение требований уставов. Социально значимые мотивы у них представлены слабо, и они не оказывают определяющего влияния на поведение.

2. Коллективно-групповая дисциплинированность подразделения.

В обеспечении воинского порядка личностный фактор дисциплины играет универсальную роль, но не исчерпывает механизма воинской дисциплины. Более того, личная дисциплина нуждается в социально-психологической поддержке, которую она находит в психологии (культуре) воинского коллектива.

Дисциплина подразделения реализуется соответствующим социально-психологическим механизмом, входящим в состав его коллективной психологии.

Механизм групповой дисциплины подразделения содержит ряд звеньев.

Рассмотрим их.

1) Групповой неформальный кодекс.

Коллективная дисциплинированность определяется теми нормами, которые приняты в данном подразделении, закрепились в форме общественных мнений и образуют, кодекс чести.

2) Дисциплинарная ролевая структура коллектива.

Она представляет собой набор взаимосвязанных ролей (своего рода обязанностей), естественно закрепившихся за отдельными военнослужащими в процессе сплочения коллектива.

Такими ролями могут быть: лидер-организатор, «арбитр», «пример», страж дисциплинарных традиций и т.д.

Кроме перечисленных ролей, вклад которых в состояние дисциплины в основном положителен, встречаются и отрицательно направленные роли, например, «дезорганизатор» коллективной деятельности, «путаник», «индивидуалист», носите­ль круговой поруки и ряд других.

3) Традиции и обычаи, сложившиеся в воинском коллективе.

Но не все традиции укрепляют дисциплину: некоторые нейтральны по отношению к ней, а немало и таких, которые ее разрушают, например «дедовщина», «круговая порука» и др.

4) Групповая норма дисциплины (стандарт дисциплины) представляют собой неформальное требование к обычному уровню индивидуальной дисциплины, своего рода эталон, принятый общественным мнением подразделения. Именно такой стандарт во многом определяет то, что «у нас» можно делать и чего делать нельзя.

3. Искусство дисциплинарного управления.

Ключевым звеном психологического механизма дисциплины подразделения является деятельность командира (начальника).

Искусство дисциплинарного управления это умение реализовывать все дисциплинарные функции, как организаторские, так и педагогические (воспитательные).

Дисциплинарные функции начальника относятся к его внутренним управленческим задачам и воплощаются в стиле дисциплинирования – индивидуально своеобразном, относительно стабильном способе решения проблем.

Выделены четыре дисциплинарных стиля: организаторско-технократический, демократическо-педагогический, оперативно-силовой и системный.

Организаторско-технократический стиль характеризуется тем, что главным фактором дисциплины считается четкая организация деятельности подразделения, ее всесторонняя обеспеченность.

Демократическо-педагогический стиль подразумевает акцент на индивидуальной и групповой дисциплине подчиненных. В лучших своих формах этот стиль сводится к опоре на личность и коллектив, к способности людей делать правильный нравственный выбор. В худших же случаях он вырождается в малоэффективное морализаторство, бесконечные разносы, упреки и недовольство подчиненными.

Оперативно-силовой стиль означает опору начальника на себя, на свои собственные силы, на предоставленную ему власть, на требовательность, контроль, строгость.

Системный стиль означает, что руководитель стремится и часто умеет учитывать все дисциплинарные факторы: организационные, материальные, личностные, коллективные, свои власть и авторитет.

Кроме проанализированных дисциплинарных стилей, которые являются более или менее эффективными в соответствующих условиях, есть и такие, которые можно назвать ущербными. Один из них заслуживает названия «истерического» (шумные, показные мероприятия, штурмовщина, забота о внешней стороне дисциплины).

Такова управляющая инстанция дисциплинарной системы. Осуществляя распорядительные, педагогические и материально-обеспечивающие функции, командиры (начальники) организуют дисциплинарные процессы, вовлекают в решение проблем воинской дисциплины весь личный состав.

Однако Министр Обороны РФ отмечает, что несмотря на принимаемые органами военного управления меры, в Вооруженных Силах Российской Федерации продолжают иметь место гибель и травматизм личного состава, происшествия, а также преступления, совершаемые военнослужащими.

Поэтому, одной из главных задач повседневной деятельности войск является совершенствование форм и методов работы органов военного управления и должностных лиц по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, предупреждению гибели и травматизма личного состава, обеспечению безопасности военной службы, устранению предпосылок и условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений и происшествиям.

«Работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, – подчёркивается в Приказе МО РФ №655 от 2016 г., – организуется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативно-правовых актов Президента РФ и МО, регламентирующих деятельность органов военного управления, командования воинских частей в указанной сфере».

Исходя из этого Министр Обороны РФ требует планировать и организовывать системную работу, включающую комплекс организационных, воспитательных и других мероприятий, с учётом решаемых задач и складывающейся обстановки, направленных на повышение уровня правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных воинских частях по:

- сохранению жизни и здоровья военнослужащих;

- предупреждению правонарушений связанных с:

а) коррупционной направленностью;

б) уклонением от военной службы;

в) нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

г) хищением государственного и военного имущества, денежных средств, оружия и боеприпасов;

д) преступлениями в отношении местного населения, а также на почве незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины организуются и проводятся всеми должностными лицами в общей системе подготовки и повседневной деятельности войск.

При этом начальники родов войск и служб обязаны:

- принимать личное участие в планировании работы по укреплению воинской дисциплины, организации и проведении воспитательных мероприятий с личным составом;

- изучать и анализировать состояние правопорядка и воинской дисциплины, принимать участие в подведении итогов состояния воинской дисциплины, особенно в отстающих подчиненных воинских частях и подразделениях;

- проводить лично (контролировать) разбирательства по фактам гибели подчиненных военнослужащих, совершения преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков.

Такова психологическая сущность воинской дисциплины и общие требования к деятельности по её укреплению.

Работу начальника службы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, её основные направления, формы и методы рассмотрим во втором вопросе лекции.

Основные направления, формы и методы работы по поддержанию воинской (трудовой) дисциплины в подразделениях и службах МТО.

Методы работы по укреплению воинской дисциплины.

Эффективность деятельности начальника службы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях и службах МТО во многом зависит от знания направлений работы, правильного выбора и умелого использования различных форм, методов и средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на военнослужащих и гражданский персонал, с целью формирования у них осознанной дисциплинированности и исполнительности.

«Воинская дисциплина, – согласно 2 статьи Дисциплинарного устава ВС РФ, – основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу».

Это означает, что военнослужащие будут соблюдать законы и уставы тогда, когда они проникнутся сознанием воинского долга, прочувствуют свою ответственность за защиту Отечества, будут преданы своему народу.

Эта же статья Дисциплинарного устава подчёркивает, что основным методом воспитания военнослужащих дисциплинированности является убеждение.

Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Что же представляет собой методы укрепления воинской дисциплины и правопорядка?

Под методами работы по укреплению воинской дисциплины принято понимать совокупность способов приёмов и средств психолого-педагогического воздействия на воинов и воинские коллективы с целью формирования у них высокой дисциплинированности.

К методам укрепления воинской дисциплины относятся методы воспитания и перевоспитания.

Среди методов воспитания важнейшими являются методы убеждения, примера, упражнения, поощрения, принуждения, соревнования и др.

К методам перевоспитания относят переубеждение, переучивание, реконструкции характера, взрыва, перевода трудного человека в другой коллектив, критики, самокритики и др.

Вышеназванные методы применяются, как правило, в комплексе, в сочетании друг с другом, в зависимости от сложившейся ситуации с воинской дисциплиной в подразделениях и службах МТО.

Правильному сочетанию различных методов и форм поможет знание основных направлений работы с личным составом по укреплению воинской дисциплины.

В 4 статье Дисциплинарного устава ВС РФ определены основные направления достижения крепкой воинской дисциплины. Среди этих направлений на первое место поставлены направления, реализуемые в процессе воспитания военнослужащих.

Воинская дисциплина достигается:

- воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

- знанием и соблюдением военнослужащими законов РФ, других нормативных правовых актов РФ, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;

- личной ответственности каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы.

Высокие морально-психологические и боевые качества, сознательное повиновение, личная ответственность, знание и соблюдение законов и других нормативных актов как фундамент дисциплинированного поведения, достигается кропотливой работой командиров и начальников всех степеней, общественных и иных организаций со всеми категориями личного состава.

Основные направления работы по укреплению воинской дисциплины.

1. Воспитание у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, осознанного отношения к воинской службе, сознательного повиновения, личной ответственности за исполнение служебных обязанностей.

Эти качества формируются всей системой обучения и воспитания (боевой подготовкой, работой с личным составом), повседневной жизнью, строгим соблюдением общевоинских уставов, приказов и распоряжений.

Особая роль в воспитательном процессе принадлежит общественно-государственной подготовке, информационно-пропагандистской, военно-социальной и психологической работе.

В процессе работы с личным составом (наряду с процессом обучения) необходимо:

во-первых, вооружить личный состав определённой суммой знаний о сущности и значении воинской службы, воинской дисциплины и сознательного повиновения, качествах, необходимых защитнику Отечества;

во-вторых, сформировать систему убеждений о необходимости армейской службы ответственного отношения к выполнению служебных обязанностей;

в-третьих, выработать навыки и умения дисциплинированного поведения.

2. Формирование правового сознания и законопослушания военнослужащих.

Важное направление работы с личным составом по укреплению воинской дисциплины, предупреждению правонарушений и поддержанию правопорядка – правовое воспитание военнослужащих.

Оно должно быть направлено на:

- разъяснение личному составу сущности и возросшего значения воинской дисциплины;

- на изучение и пропаганду, и разъяснение требований законов и воинских уставов, приказов;

- разъяснение требований уставов, норм армейской жизни, определяющих порядок отношений между военнослужащими;

- создание у военнослужащих положительного отношения к правовым предписанием, требованиям воинской дисциплины;

- разъяснение сущности уставного порядка, уставной требовательности командиров и начальников, необходимости беспрекословного повиновения подчиненных, их высокой исполнительности;

- разъяснение значения службы войск, порядка её организации и несения;

- в разъяснение мер безопасности, порядка и правил эксплуатации технических средств служб МТО;

- разъяснение положений о материальной ответственности военнослужащих, порядка хранения и отпуска материальных средств, их учета.

3. Индивидуальная работа по укреплению воинской дисциплины важнейшее направление работы начальника службы.

Министр Обороны требует считать основной формой профилактической работы с военнослужащими по укреплению воинской дисциплины индивидуальную работу.

В ходе индивидуальной работы необходимо в первую очередь изучать психологическую структуру дисциплинированности, прежде всего черты характера, наклонности, способности; мотивы поведения; национальные особенности; волевые качества, темперамент личности; условия жизни до призыва в армию; семейное положение и т. д.

В индивидуальной работе широко используются не только методы воспитания, но и методы перевоспитания.

4. Воспитание у личного состава ответственности и гордости за свой коллектив, формирование механизмов коллективной дисциплинированности.

Всеми формами работы с личным составом, прежде всего в ходе общественно-государственной подготовки, информационной, культурно-досуговой работы, офицеры призваны доводить до личного состава, задачи Вооруженных Сил, части и подразделения, службы МТО и на этой основе воспитывать ответственность за их выполнение, что возможно только при наличии крепкой воинской дисциплины.

Особое внимание в ходе реализации этого направления необходимо обращать внимание на формирование механизмов групповой дисциплинированности подразделений.

5. Укрепление единоначалия на правовой основе, повышение авторитета командиров и начальников, обеспечение их близости к людям.

Работа по укреплению единоначалия – составная часть работы по укреплению воинской дисциплины.

Она предполагает:

- во-первых, повышать роль офицеров в укреплении воинской дисциплины на основе совершенствования их работы с личным составом;

- во-вторых, обеспечить подлинную близость каждого офицера к людям. Без постоянного общения с подчиненными не может быть духовной близости, а это в свою очередь существенно сказывается на общем состоянии воинской дисциплины;

- в-третьих, обеспечить личную примерность каждого офицера в воинской дисциплине. Офицер, нарушивший воинскую дисциплину не имеет юридического и тем более морального права требовать, от подчиненных.

Министр Обороны требует поощрять командиров (начальников), которые системно и последовательно осуществляют меры по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, своевременно вскрывают правонарушения, предъявляют высокую требовательность к должностным лицам за данный участок служебной деятельности, не допускают грубости и высокомерия во взаимоотношениях с подчиненными, умело занимаются решением их социальных проблем.

Способность офицера поддерживать крепкую дисциплину должна рассматриваться как один из главных критериев оценки организаторских способностей, деловой зрелости, определяющих перспективу его роста.

6. Вооружение командиров и начальников (в том числе и начальников служб МТО) знаниями психолого-педагогических основ работы по укреплению воинской и трудовой дисциплины.

Это и изучение вопросов военной психологии и педагогики в вузах, изучение этих проблем в системе командирской подготовки, в т. ч. общественно-государственной подготовки, это и самосовершенствование офицеров путем самостоятельной работы.

7. Формирование высокой уставной требовательности командиров и начальников.

Поддержание и укрепление воинской дисциплины, твердого уставного порядка невозможно без требовательности командиров и начальников, без сочетания в их работе методов убеждения и принуждения.

Вот почему так важно формировать у каждого офицера и начальника высокую уставную требовательность.

При этом важно, чтобы эта требовательность была:

- уставная, т. е. требовательность, ничего общего не имеющая с грубостью оскорблением личного достоинства подчиненных;

- постоянная, а не от случая к случаю. Это дисциплинирует людей, приучает их к порядку;

- принципиальная и справедливая, а не показная, не формальная, одинаковая ко всем подчиненным;

- предполагающая контроль и проверку исполнения, которые должны носить оперативный характер, проводиться систематически;

- сочетающая требовательность к подчиненным и требовательность к себе;

- обеспечивающая единство и согласованность требований всех должностных лиц, общественности.

8. Повышение роли младших командиров в обучении и воспитании личного состава, в поддержании уставного порядка.

Младшие командиры играют все возрастающую роль в обучении и воспитании, в борьбе за высокую воинскую дисциплину.

В подразделениях и службах МТО роль сержантов особенно высока, ибо они зачастую возглавляют воинские коллективы, работают в отрыве от подразделения, без офицерского состава.

Особое внимание в работе с сержантами следует уделять воспитанию у них командирских качеств, формированию навыков работы с людьми.

Не секрет, что многие сержанты подразделений МТО чувствуют себя лишь специалистами, а не командирами-воспитателями.

Поэтому начальнику службы МТО в работе с сержантами необходимо:

• активно участвовать в работе по подбору сержантов;

• помогать им в становлении не только как специалистам, по и как командирам-воспитателям;

• заботиться об укреплении авторитета сержанта, советуясь и доверяя им сложные вопросы;

• постоянно учить их практике работы с людьми, применению форм и методов обучения и воспитания, дисциплинарных прав;

• повышать требовательность за личную дисциплинированность и за работу по укреплению дисциплины в службе, подразделении.

Особое внимание следует уделять вновь назначенным на должность сержантам. Необходимо иметь в виду, что в подразделениях и службах МТО сейчас военнослужащие проходят службу по контракту. Ими, как правило, и будут укомплектовываться должности сержантов.

В работе с сержантами начальник службы использует возможности общественно-государственной подготовки, занятий по боевой подготовке, занятий в системе командирской подготовки сержантов, индивидуальной воспитательной работы.

9. Сплочение воинских коллективов, создание в них здорового морально-психологического климата, профилактика и искоренение нарушений правил уставных взаимоотношений военнослужащих.

Это одно из важнейших направлений работы по укреплению воинской дисциплины.

Нарушение уставных правил взаимоотношений военнослужащих остаётся одной из наиболее острых проблем в частях и подразделения, что негативно влияет на морально-психологическое состояние личного состава и морально-психологический климат в подразделении.

Профилактика преступлений и правонарушений в сфере межличностных отношений требует принятия оперативных мер административного, воспитательного и общественного воздействия.

В приказе Министра обороны РФ № 40 2007 года «О мерах по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими ВС РФ» определены основные требования к работе по предупреждению и искоренению неуставных взаимоотношений как одного из приоритетных направлений деятельности должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины.

Министр обороны РФ рассматривает работу по созданию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, искоренению неуставных взаимоотношений как один из критериев профессиональной состоятельности офицера.

Сплочение воинских коллективов, создание в них здоровой нравственной атмосферы забота всех командиров и начальников, их заместителей по работе с личным составом, офицеров штабов и служб, общественности.

В работе с личным составом необходимо учитывать национальные особенности воинов, их религиозные и атеистические убеждения, учить этому младших командиров и активистов.

В работе по сплочению воинских коллективов очень важно конкретно работать с военнослужащими различных сроков службы, не создавать особых условий и привилегий старослужащим, как это еще, к сожалению, встречается.

Особое внимание необходимо обращать на факты сокрытия нарушений правил уставных взаимоотношений военнослужащих, недооценку их негативных последствий.

10. Поддержание твердого внутреннего порядка всеми военнослужащими.

Организация жизни и быта войск в строгом соответствии с воинскими уставами имеет краткое, но ёмкое понятие – твердый внутренний порядок. Мало разъяснять личному составу необходимость дисциплины, надо повсеместно создавать и поддерживать условия для предупреждения правонарушений.

Внутренний порядок предполагает образцовое несение боевого дежурства, караульной и внутренней службы. Он включает в себя четкую организацию боевой подготовки, эксплуатацию и содержание техники.

Внутренний порядок подразумевает правильные взаимоотношения военнослужащих, строгое соблюдение распорядка дня, разумную организацию отдыха личного состава.

Внутренний порядок побуждает каждого военнослужащего выполнять определенные правила, формирует привычку и навыки сообразовывать свое поведение с уставом.

В поддержании внутреннего порядка велика роль правильно организованной службы войск. Именно суточный наряд отвечает за внутренний порядок и его поддержание в отсутствии командиров и начальников.

Анализ причин неуставных взаимоотношений свидетельствует, что каждое второе из них происходит в ночное время, т.е. в условиях невыполнения своих обязанностей лицами внутреннего наряда, около 25% в ходе хозяйственных работ.

Вот почему необходимо уделять внимание:

- подбору суточного наряда, изучению деловых и моральных качеств личного состава, заступающего в наряд, его настроения;

- подготовке личного состава к несению службы (теоретической и практической), его своевременному и тщательному инструктажу.

11. Четкая организация боевой подготовки и полный охват ею личного состава.

Жизнь подтверждает правильность положения о том, что там, где четко организована боевая подготовка, нет отрыва личного состава от занятий – там крепче воинская дисциплина.

Главная роль в организации учебно-боевой деятельности, жизни и быта личного состава принадлежит командирам и начальникам всех степеней.

Начальники служб не должны оставаться в стороне от этого. Начальник службы на основе утвержденного в части распорядка дня и типовой недели организует занятия по специальной подготовке подчиненного личного состава, эксплуатацию вверенных технических средств службы, руководит работой столовой, бани, мастерской, склада, оказывает помощь командирам подразделений в проведении занятий, поддержании внутреннего порядка в подразделениях. Как офицер управления он часто привлекается к контролю за ходом боевой подготовки, за несением службы и поддержанием твердого уставного порядка в подразделениях части.

Именно к нему обращены требования о повышении ответственности офицеров, штабов и служб за обеспечение безопасности в процессе боевой подготовки, эксплуатации техники и транспорта, на строительстве и при выполнении хозяйственных работ.

12. Создание в части необходимых материально-бытовых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.

Государство и правительство проявляют постоянную заботу об улучшении материально-бытовых условий жизни личного состава армии и флота.

Принят ряд законов по социальной защите военнослужащих: это, прежде всего, законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей». На их основании разрабатывается ряд других нормативных актов, которые уточняют механизм реализации законов.

Удовлетворение военнослужащих всеми положенными видами довольствия, создание уюта в жилых помещениях и на рабочих местах, организация продуманного досуга, культурного отдыха наглядно показывают солдату заботу о нем, воспитывают уважение к командирам и начальникам, чувство ответственности за свои дела и поступки. И наоборот, необустроенность жизни и быта, отсутствие заботы о воине (или создание видимости этой заботы) отрицательно воздействуют на поведение личного состава, подрывают авторитет и веру в своих командиров и начальников, становятся зачастую поводом для совершения проступков.

Решение задач материально-бытового обеспечения, культурного обслуживания личного состава – общая забота командиров, заместителей по работе с личным составом, офицеров служб МТО, общественности. Успешно решать ее можно при объединении усилии всех заинтересованных сторон. Но на офицерах служб МТО лежит особая ответственность за этот участок работы.

И об этом всегда должен помнить каждый выпускник училища.

Систематический анализ состояния воинской дисциплины и работы по ее укреплению – важнейшее условие и направление работы по укрепления воинской дисциплины.

Анализ воинской дисциплины – это процесс установления се реального состояния, вскрытия причин правонарушений, определения мер по их профилактике и искоренению, внедрения передового опыта работы по укреплению воинской дисциплины.

Порядок и периодичность анализа состояния воинской дисциплины определен соответствующими приказами: во взводе – ежедневно; в роте – еженедельно; в батальоне, полку, бригаде – ежемесячно.

В службе анализ состояния воинской дисциплины целесообразно проводить ежеквартально и ежемесячно вместе и за период обучения с подведением итогов работы и анализом хозяйственной деятельности.

Цель анализа состояния воинской дисциплины:

- определение реального состояния дисциплины и работы по ее укреплению;

- вскрытие причин негативных явлений и их влияние на состояние боевой готовности, боевой и специальной подготовки;

- выработкой конкретных мер по искоренению негативных явлений и причин их порождающих;

- внедрение передового опыта работы по укреплению воинской дисциплины.

Процесс анализа состояния воинской дисциплины протекает в определенной последовательности, по этапам.

I этап. Сбор, изучение и обобщение фактического материала.

Анализ состояния воинской дисциплины начинается со сбора и учета сведений о количестве и характере дисциплинарных проступков, систематизации их и обобщения, используя специальные таблицы.

Источником информации о воинской дисциплине личного состава службы служат:

- личные наблюдения начальника службы за поведением подчиненных;

- информация командиров подразделений обеспечения;

- данные старших начальников, дежурных служб, мед. службы, начальника гарнизона;

- изучение документов дисциплинарной практики (в том числе служебных карточек).

По характеру дисциплинарные проступки подразделяются на грубые и прочие.

Перечень грубых дисциплинарных проступков определен Дисциплинарным Уставом ВС РФ.

После сбора данных о количестве и характере дисциплинарных проступков начальник службы обобщает их (анализирует).

При этом обобщаются данные о нарушениях по категориям личного состава, времени и месту совершения проступка (несение службы, занятия по боевой подготовке, выполнение задач материального обеспечения, в свободное от службы время, в предвыходные и выходные дни, в увольнении, ночью и т.д.). Сведения, после их обобщения и анализа подаются в штаб воинской части.

Обобщенные данные изучаются, выявляются наиболее характерные тенденции в изменении состояния дисциплины (рост или снижение), установление наиболее характерных проступков и обстоятельств их совершения, категории личного состава, наиболее склонном к нарушениям и т.д.

Однако взятые сами по себе цифры еще не дают правильного представления о состоянии воинской дисциплины.

II этап. Установление условий и причин нарушений воинской дисциплины и ее выявленного уровня.

В ходе анализа необходимо разобраться с каждым конкретным случаем нарушения дисциплины, вскрыть его причины, обстоятельства, уяснить, что способствовало совершению проступка, его последствия.

Одновременно необходимо изучить общественное мнение о совершенном проступке.

Проанализировав отдельные нарушения дисциплины и их причины необходимо установить общие условия и причины, порождающие (способствующие) те или иные проступки.

Это позволит увидеть недостатки в общей системе работы по укреплению дисциплины.

III этап. Оценка состояния воинской дисциплины.

Воинская дисциплина оценивается как «удовлетворительная» или «неудовлетворительная».

Состояние правопорядка и воинской дисциплины оценивается: «удовлетворительно», если:

а) состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности, качественное несение боевого дежурства (боевой службы), организованное проведение учебного процесса и других мероприятий деятельности войск (сил);

б) отсутствуют случаи гибели военнослужащих в результате:

• нарушений между ними уставных правил взаимоотношений;

• превышений должностных полномочий;

• доведения сослуживцами до самоубийства;

• совершенных военнослужащими преступлений, явившихся следствием неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей должностными лицами;

в) отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

IV этап. Выработка конкретных мер по дальнейшему укреплению воинской дисциплины.

На основе 1-3 этапов анализа состояния воинской дисциплины вырабатываются меры по ее укреплению.

Эту работу целесообразно сделать вместе с командирами подразделений обеспечения.

Определяются конкретные меры в общей системе работы, которые необходимо предпринять немедленно, в ближайшее время, в перспективе.

При этом необходимо сосредоточить основные усилия на профилактике нарушений.

Анализ состояния воинской дисциплины оформляется письменно и доводится до личного состава службы.

С анализом воинской дисциплины начальник службы выступает на совещании (общих собраниях) личного состава службы, на совещании офицеров и сержантов.

В некоторых случаях начальник службы может быть заслушан на служебном совещании офицеров части, при рассмотрении вопросов, связанных с воинской дисциплиной.

Все вышеперечисленные методы и направления организаторской и воспитательной работы осуществляются посредством применения соответствующих форм укрепления воинской дисциплины.

Формы укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

Под формами укрепления воинской дисциплины и правопорядка следует понимать единство применяемых должностными лицами правовых норм, служебных и организационных, а также психолого-педагогических процедур и видов деятельности, направленных на обеспечение дисциплинированности военнослужащих.

Формы укрепления воинской дисциплины и правопорядка весьма разнообразны.

Всю их совокупность можно объединить в четыре группы: индивидуальные и массовые, простые и комплексные.

При выборе конкретной формы работы следует учитывать такие факторы как общую цель и конкретные задачи работы с личным составом, соответствующие формы содержания мероприятий, состав аудитории, время и место проведения, уровень подготовки самих организаторов, наличие и возможность материальной базы воспитания, возможности использования общественных и религиозных организаций.

В качестве основныхформ работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях и службах МТО выделяются:

- занятия в системе общественно-государственной подготовки и информирование всех категорий военнослужащих, а также гражданского персонала;

- формы индивидуальной работы (индивидуальные беседы, поручения, личный пример и др.);

- общие собрания военнослужащих, совещания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) с анализом дисциплинарной практики и воинской (трудовой) дисциплины в подразделениях и службах МТО;

- подведение итогов состояния воинской дисциплины;

- вечера вопросов и ответов;

- тематические вечера, диспуты, лектории, митинги;

- индивидуальные и групповые беседы по разъяснению требований воинской присяги и уставов, трудового кодекса;

- инструктажи актива по вопросам воинской дисциплины;

- обобщение и распространение передового опыта по укреплению воинской дисциплины и др.

Кроме вышеназванных, можно выделить ряд дополнительных форм, таких как:

- доведение до личного состава приговоров военных судов;

- работа с родителями военнослужащих-нарушителей воинской дисциплины;

- наставничество;

- использование СМИ, наглядной информации, стенной печати;

- кинофильмы, телепередачи на правовые темы;

- встречи с военными юристами;

- организация работы уголка правовых знаний;

- проведение медицинских осмотров, психологические обследования;

- работа общественно-дисциплинарных комиссий по профилактике грубых дисциплинарных проступков и их рассмотрение и др.

В работе по искоренению правонарушений и недопущению нарушений воинской дисциплины среди военнослужащих главное внимание должно направляться не на усиление мер принуждения, а на профилактику.

Известно, что правонарушение легче предупредить, чем принимать запоздалые меры по устранению их негативных последствий.

Предупреждение правонарушений в воинской частиэто совокупность и система мероприятий, проводимых командованием, органами военной юстиции, воинскими коллективами и должностными лицами, направленных на пресечение правонарушений, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Система предупредительных мер по укреплению воинской дисциплины включает в себя следующие компоненты.

Хозяйственно-бытовые меры направлены на улучшение жилищно-бытовых условий; обеспечение положенного довольствия; расширение материальной базы, организацию досуга.

Воспитательные меры включают в себя изучение настроения личного состава; формирование общественное мнение; обобщение передового опыта; проведение правового обучения; анализ состояния воинской дисциплины и проведение мер по укреплению уставного порядка.

Правовые меры – это, прежде всего, разъяснение норм законов и уставов; установление запретов (ограничений).

Технические меры предусматривают внедрение охранной сигнализации, автоматических и механических запирающих устройств; установление систем видео- наблюдения, использование материальной базы, информационных и иных технических средств управления и воспитания для решения широкого круга задач укрепления воинской дисциплины.

Организационные меры предполагают планирование мероприятий по профилактике правонарушений и укреплению воинской дисциплины; координация деятельности должностных лиц, занимающихся укреплением воинской дисциплины и уставного порядка в подразделениях и воинских частях; создание нештатных органов и структур (общественных организаций), содействующих укреплению воинской дисциплины.

Таким образом, рассмотренные направления, методы и формы работы по поддержанию правопорядка и укреплению воинской (трудовой) дисциплины – это основа деятельности начальников служб.

Комплексное использование начальником службы системы методов, направлений и форм деятельности по укреплению воинской дисциплины и правопорядка с учетом реальной обстановки в подразделении (части) позволяет добиваться высоких результатов в формировании у военнослужащих необходимых морально-психологических качеств, в том числе высокой дисциплинированности и ответственности.

Заключение.

1. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений.

Особенностями воинской дисциплины являются большая социальная значимость пунктуального соблюдения её требований, детальная регламентация правил поведения и наличие правовой ответственности за нарушение многих из них, строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил, включённость многих нравственных норм в число уставных требований.

2. Эффективность деятельности начальника службы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях и службах МТО во многом зависит от знания основных направлений работы, правильного выбора и умелого использования различных форм, методов и средств укрепления воинской дисциплины.

Список использованных источников.

1. Теория и методология социальной работы [Текст] / под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 2004.

2. Отчет по результатам социологического исследования по теме: «Проблема социальной адаптации граждан, уволенных с действительной военной службы в запас и отставку, и пути ее решения» [Текст]. – М.: Научный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, 2006.

3. Анисимов, В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности жизнедеятельности военных кадров: дис. … канд. филос. наук [Текст] / В.И. Анисимов. – М.: ВПА, 2001.

4. Безнасюк, А., Абабков, А. Защита прав военнослужащих [Текст] / А. Безнасюк, А. Абабков // Российская юстиция. – 2007. – № 8.

5. Бублик, Л.А., Черных, И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] / Л.А. Бублик, И.И. Черных. – М., 2004.

Просмотров работы: 1362