Актуальность. В сложноко-кординированных видах спорта, в том числе и в спортивной гимнастике, основой тренировочного процесса является специальная физическая подготовка, которой уделяется большое внимание, так как, в первую очередь, результат гимнастки зависит от уровня их физического потенциала.
Физической подготовке гимнастов, предъявляются особенные, специфические требования, которые должны вести гимнасток к овладению всеми программными элементами и обеспечить умение качественно выполнять определенные комбинации, состоящие из таких элементов на всех видах гимнастического многоборья. Физическая подготовка гимнасток многогранна и на каждом определенном этапе учебно-тренировочного процесса различно и её содержание.
Двигательные качества не реализуются спонтанно, и сам по себе высокий уровень их развития не связан с результатом спортивного упражнения - нужны обучение, формирование умений вкладывать силу там, где надо, столько, сколько надо. В спортивном упражнении при реализации качества требуется совершенно определенный порядок включения мышц и последовательность их работы.
Нужно также отметить о гибкости и подвижности в суставах гимнастов. Любое движение человека производится благодаря этим двигательным качествам. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Однако, уровень развития гибкости в спортивной гимнастике должен быть не максимально возможным, а оптимальным, - т. е. соответствовать принципу оптимальной избыточности.
Специалисты в области спортивной гимнастики отмечают, что начальная подготовка в гимнастике рассматривается как период создания прочной двигательной базы для дальнейшего специализированного технического совершенствования. Происходит функциональное развитие органов и систем организма, что создает потенциальный запас его мощности.
Физическая подготовка юных гимнастов способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и улучшению его анатомо-физиологических свойств, способствует развитие силовых качеств, общей и специальной выносливости, ловкости, гибкости. Физические упражнения в начальном периоде обучения оказывают большое влияние на формирование основ технических навыков.
Объект исследования: тренировочный процесс специальной физической подготовки юных гимнасток.
Предмет исследования: физическое состояние и функциональное подготовленность сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут использоваться в практической работе тренеров и специалистов в области физической культуры для обеспечения контроля тренировочного процесса.
Цель исследования – исследовать динамику физического состояния и функциональной подготовленности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у девочек 6-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.
Задачи:
1. Определить динамику развития гибкости, силовых, скоростных и скоростно-силовых физических качеств, у девочек 6-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.
2. Оценить физическое развитее исследуемых детей.
3. Оценить эффективность учебно-тренировочных занятий.
Организация и объем исследования
Основные экспериментальные исследования по теме работы проводились в два этапа:
1 этап - с сентября 2017 по апрель 2018 год - был проведен анализ научно учебно-методической литературы по теме работы и первичное тестирование;
2 этап - с сентября 2018 по апрель 2019 год - на данном этапе проведено повторное исследование во время которого проведены наблюдения по теме нашей работы;
на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дошкольного образования «Детско-юношеская спортивная школа №1» г. Северодвинска.
В исследовании принимали участие девочки учебно-тренировочной группы (УТГ) в количестве 12 человек.
На момент начала тестирования паспортный возраст девочек в период исследования соответствовал 6-9 лет. Данная группа девочек занималась спортивной гимнастикой 3 раза в неделю по 1,5 часа. Регулярно, по окончанию учебно-тренировочных занятий, для развития общей физической и специальной подготовленности, мы применяли комплекс силовых упражнений. Все упражнения выполнялись методом круговой тренировки в течение одного часа. На втором этапе проводилась практическая часть исследования.
Таблица 1 - Оценка результатов тестов по физической подготовленности девочек-гимнасток за период исследования.
Двигательное тестирование |
Этапы исследования |
Прирост в % |
|||
Сентябрь 2017 |
Апрель 2018 |
Апрель 2019 |
|||
Бег 20м, с |
4,25±0,4 |
4,05±0,4 |
3,65±0,3 |
14,11% |
|
Прыжок в длину с места, см |
158,3±5,2 |
163,2±5,1 |
193,4±5,1 |
22,15% |
|
Подтягивание в висе за 10 с (кол. раз) |
4,75±0,4 |
7,5±0,3 |
8,75±0,3 |
59,25% |
|
Отжимание от пола (кол. раз) |
19,5±0,8 |
21,3±0,7 |
23,5±0,5 |
20,5% |
|
Поднимание ног в высок угол на гимн.стенке (кол. раз) |
6,5±0,6 |
7,3±0,5 |
8,4±0,5 |
29,2% |
|
Напрыгивание на гимнастическую скамейку высотой 30 см, кол-во раз |
23,5±0,6 |
25,5±0,6 |
28,5±0,5 |
21,2% |
|
Мост, см |
47,5±2,3 |
37,5±2,2 |
27,5±2,1 |
42,1% |
|
Три шпагата, баллы |
7,3±0,8 |
8,5±0,6 |
9,8±0,5 |
34,25% |
|
Выкрут гимнастической палки (см) |
68,2±2,54 |
61,1±2,3 |
54,1±2,1 |
20,6% |
За двухгодичный период тренировочных занятий в группе девочек начальной подготовки произошли значимые улучшения показателей: скорость увеличилась на 14,11%; скоростно-силовые показатели (исходя из показателей трех тестов) на 22,15%,21,2% и 59,25%; сила мышц верхних конечностей на 20,5% и брюшного пресса на 29,2%; показатель гибкости (подвижность позвоночного столба на 42,1%, в тазобедренных суставах на 34,25% и плечевых на 20,6%.
При анализе данных, полученных после проведения двигательных тестов, выяснилось, что испытуемые девочки показали хорошие результаты. Во всех двигательных тестах испытуемые показали результаты который входит в коридор должных значений для данного возраста. Это свидетельствует об их хорошей физической подготовленности и хорошей способности справляться с физическими нагрузками разной направленности.
Измерение длины и массы тела девочек 6-9 лет занимающихся спортивной гимнастикой представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Длина и масса тела девочек 6-9 лет занимающихся спортивной гимнастикой
Длина тела, см |
Исследуемые |
Масса тела, кг |
Исследуемые |
||
Сентябрь 2017 |
Апрель 2019 |
Сентябрь 2017 |
Апрель 2019 |
||
фактическое |
125,36±1,03 |
130,55±1,63 |
фактическое |
24,34±1,99 |
29,17±2,53 |
должное |
125,51-133,98 |
130-139,15 |
должное |
23,12-29,22 |
25,78-33,14 |
Проанализировав полученные данные осенью (сентябрь, 2017г.) показатель длины тела соответствовал 125,36±0,7 см, затем к весне (апрель, 2019г.) данный результат увеличился до 130,55±0,8., а масса тела осенью (сентябрь, 2017 г.) соответствовала 24,34±0,6 кг, а к весне (апрель, 2019 г.) данный результат увеличился до 29,17±0,5.
Проанализировав полученные данные, было выявлено, что все показатели исследуемых детей, находятся в коридоре нормативных значений для данного возраста (25-75 цетилей), что говорит нам о гармоничном развитии девочек младшего школьного возраста занимающихся спортивной гимнастикой.
В ходе работы были получены следующие выводы:
При исследовании была проведена оценка физического развития (антропометрические показатели) и было выявлено, что физическое развитие исследуемых детей, по центильному методу, является гармоничным, соответствующим возрасту.
Полученные результаты двигательного тестирования достоверны и статистически значимы на уровне значимости, p<0,05 в тесте: «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание), «Понимание ног, в вис согнувшись на гимнастической стенке», «Прыжок в длину с места», «Напрыгивания на гимнастическую скамейку за 30 сек», «Бег 20 м», «Мост», «Выкрут гимнастической палки», «Шпагат», «Сгибание и разгибание рук на перекладине из положения виса за 10 сек» (подтягивание). Показатели физического развития практически во всех двигательных тестах у исследуемых девочек в период исследования, входят в нормативные результаты для своей возрастной группы.
Используемые физические упражнения в ходе учебно-тренировочного процесса эффективны – отвечают задачам этапа подготовки конкретного тренировочного задания.