ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН КАК ФОРМЫ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН КАК ФОРМЫ РАЗВИТИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Андреева Л.А. 1, Алексеева О.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе происходят изменения, которые вызывают распад привычного уклада жизни, что ведет к социальной нестабильности и пересмотру прежних норм и идеалов. Отсутствие способности выбирать подлинные идеалы приводит, как следствие, к ценностной дезориентации детей младшего школьного возраста, выбирающих себе в качестве жизненных ориентиров мнимые ценности. На этом фоне нравственное развитие личности учащихся становится важнейшей составляющей школьного образования. Одновременно семья всегда выступала носителем ценностей, сохраняющих и укрепляющих их.

Работа по формированию у детей младшего школьного возраста уважительного отношения к взрослым начинается с самого раннего детства и задача школьного образовательного учреждения, продолжать работу по данному направлению. В связи с этим возникает потребность в поиске и внедрении в учебно-воспитательный процесс школьного учреждения эффективных средств и методов формирования уважительного отношения к семье.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») – среди которых [2]:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Проблема развития уважительного отношения детей к родителям, любви к матери рассматривается в трудах Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Анализ теоретических работ и образовательной практики показывает, что, несмотря на разностороннее изучение проблемы развития уважительного отношения младшего школьника к родителям, до сих пор отсутствуют концептуальные ориентиры в ее решении. Вместе с тем, изучение опыта народной педагогики показывает, что в системе народного воспитания и образования одно из наиболее значимых мест занимают традиции почитания предков, уважения к родителям и старшим. Этнические особенности данных традиций раскрываются в трудах современных исследователей Н.Ф.Беляевой, Т.Г.Тимошиной, Г.Н.Волкова, А.Э. Измайлова, Л.И.Ханбикова и др.

На сегодняшний день одним из эффективных способов развитие уважительного отношения к семье является Литературный салон, который развивает духовные ценности, такие как [2, с. 48]:

нравственные (ценности повседневной жизни: трудолюбие, бережливость, ответственность, пунктуальность; ценности человеческих отношений: уважение, благодарность, толерантность, сострадание; ценности высшей сферы духовной жизни: милосердие, чуткость, способность сопереживать,; христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.);

познавательные (познавательные интересы и потребности, уровень и способы мыслительной деятельности.)

В настоящее время происходит возрождение традиций литературных салонов, как одной из интересных форм работы с подрастающим поколением, направленным на развитие творческой гармоничной личности. Это связано с тем, что литературный салон представляет собой свободную форму общения с утонченной «исторической формой», которая дает возможность в полной мере реализовать и «применить» взаимодействие между семьей, школой и учителем [3, с. 153].

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Главную роль в организации совместной деятельности школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи включаются в образовательный процесс. При этом семья должна быть главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста.

В ходе констатирующего эксперимента на определение уровня уважительного отношения к семье у обучающихся 1"Е" класса по методике О. А. Щёкина «Открытый микрофон» с использованием ИКТ- 3 обучающихся показали высокий уровень развития уважительного отношение к семье; в методике М. Ньюттена в модификации А.Б.Орлова «Незаконченные предложения»- только 2 обучающихся показали высокий уровень развития уважительного отношение к семье, а по методике А. Н. Волковой «Я в семье» -только 2 обучающийся подтвердили высокий уровень развития уважительного отношения к семье. Обучающиеся, показавшие высокий уровень в первой методике, испытывали некоторые затруднения во второй и в третьей. Отсюда мы считаем, что высокого уровня уважительного отношение к семье только у двоих из 25 обучающихся.

По мнению (20 чел.- 80%) обучающихся необходимо с любовью и с уважением относятся к своим родителям. Родители занимают важное место в их жизни. В качестве причин уважительного отношения к родителям выступают: любовь (15 чел.-60%) обучающихся; боязнь наказания (6 чел.-24%);(5 чел.-20%) обучающихся считают обязанностью уважать родителей, так как они старше.

Следовательно, основной причиной уважительного отношения обучающихся к родителям является любовь к ним. Однако, 24% обучающихся уважают родителей, т.к. боятся их. Анализ ответов на вопрос: «Какие качества ты ценишь в родителях? За что ты любишь своих родителей?» показал, что обучающие ценят в родителях, прежде всего, доброту и отзывчивость (15 чел.-60%), понимание, чуткость (5 чел.-20%), на третьем месте – знания, эрудиция родителей, далее отмечались моральные качества – честность, трудолюбие.

Результаты методик показали, что большинство обучающихся с любовью и уважением относятся к своим родителям. По мнению 80 % (20) детей, родители занимают важное место в их жизни. Понятие «уважительное отношение» большинство детей понимают, как отношение с любовью, теплотой (56%), 32% обучающихся считают, что уважать родителей – значит слушаться их во всем, 12 % респондентов отмечают, что необходимо не только слушаться, но и «помогать во всем своим родителям», «защищать их», «жалеть, когда мама болеет» и др. Когнитивный компонент уважительного отношения к родителям представлен в исследуемой группе на достаточно высоком уровне.

100% обучающихся чувствуют эмоциональное состояние своих родителей, однако, не все сочувствуют им в ситуациях плохого настроения, самочувствия. Деятельностная сторона уважительного отношения к родителям проявляется не всегда, особенно в тех случаях, когда затронуты интересы и потребности ребенка. Вместе с тем, общее стремление помочь родителям в различных ситуациях наблюдается у подавляющего большинства обучающихся.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младшего школьника недостаточно развит. Для повышения уровня воспитанности уважительного отношения к семье возникла необходимость проведения специальной работы во внеурочной деятельности в форме литературного салона «Гармония». Т.к. Занятия в литературном салоне способствуют развитию уважительного отношения к семье, и самовыражению обучающихся и родителей. Так же результат во многом зависит и от деятельности учителя. «На занятиях в литературном салоне наиболее важно создать атмосферу доверия: только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности обучающегося».

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL:http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf

Счастная, А. М. По ступенькам нравственности [Текст]/А.М. Счастная. – Мн.: Нар. асвета.2017 – 64 с.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология [Текст]/М.Н. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 224 с.

Просмотров работы: 6