СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Котова К.С. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема становления ценностного отношения к своей семье, знаниям об ее назначении и особенностях, о семейных отношениях и семейном образе жизни, как основополагающей части воспитания ценностных ориентаций и межличностных отношений в семье, воспитания основ семейного воспитания является одной из глобальных проблем дошкольного образования.

Проблема семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Международной Конвенции ООН о правах ребенка» (Генеральной ассамблеей ООН от 20.11.1989 г., вступила в силу для России 15.09.1990г.), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так, в Международной Конвенции ООН о правах ребенка записано, что «дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Дети должны быть любимы в своей семье, получать должную защиту, поддержку и помощь.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставится такая цель, как «...формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье...» [3].

Как отмечает Я.А. Коменский семья - университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка [1].

Любовь родителей является неотъемлемой частью семейного воспитания, а также источником благополучия ребенка, условием правильного воспитания и счастливого детства. Согласно высказыванию В.А. Сухомлинского, «ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично». Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Проблемы семьи и семейного воспитания раскрыли в своих исследованиях А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Именно они утверждали, что современное воспитание ребенка в семье подавляет его как личность, пренебрегает его индивидуальными, природными и возрастными особенностями. Данные авторы также отметили, что воспитание ребенка в семье имеет и ряд положительных особенностей, которые необходимо совершенствовать – понимание и уважение ребенка, соблюдение его личностных потребностей, поддержка инициативы и самостоятельности, развитие чувств и эмоций и норм нравственного поведения.

Семья является одним из важнейших институтов развития и воспитания ребенка, так как именно в ней он находится большую часть своей сознательной жизни, следовательно, именно в семье ребенок формируется как личность [2]. Именно поэтому, как подчеркивает И.А. Хоменко: «Если не работать с детьми дошкольного возраста сейчас, то есть формировать у них установку на семейные ценности, через несколько лет мы можем потерять целое поколение».

Формирование у дошкольника представлений о семье можно рассматривать в нескольких аспектах:

Во-первых, мотивационный аспект (значимость ребенка в семье);

Во-вторых, когнитивный аспект (знания ребенка о своей семье и ее особенностях);

В-третьих, эмоциональный аспект (переживания и эмоции, связанные с событиями в семье);

В-четвертых, личностный аспект – (представление о месте ребенка в семье) [1].

Нравственные устои, самосознание, эмоциональный мир – все это формируется у ребенка под влиянием семьи. Формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования дошкольников и представляет собой комплексную педагогическую задачу, которая может успешно решаться посредством сказки.

На сегодняшний день существует множество технологий и подходов к формированию представлений о семейных отношениях у детей старшего дошкольного возраста. Разработаны парциальные программы и пособия, среди них «Красота, радость, творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина); «В мире прекрасного» (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова). Перерабатывая и изучая эти программы, педагоги могут использовать их для ознакомления детей со сказками, в которых прослеживается роль семьи и семейных отношений

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придерживался высказывания, что «сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». Он писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» [2].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии [2].

Сказка – один из жанров народного творчества, которая отражает взгляды народов в разные периоды его развития и меняется, передаваясь из поколения в поколение. В современное время некоторые сказки продолжают свою жизнь в книге, другие совсем уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают привлекать внимание взрослых слушателей. Сказка способствует более глубокому пониманию детско-родительских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей [4].

Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:

сказки о животных;

волшебные сказки (сказки о необычных событиях);

социальные, бытовые;

сказки смешанного типа.

В основе бытовых сказок лежат семейные отношения и значимость семья для героев. Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде. Рассказывая такие сказки детям старшего дошкольного возраста, можно формировать у них ценностное отношение к своей семье, к понятию значимости семьи для ребенка [5].

Основной перечень сказок, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста для формирования у них представлений о семейных отношениях – это:

1. «Мэри Поппинс», П. Трэверс – сказка об истории одной семьи, в которой мать, отец, пять детей и няня помогают друг другу, учат любви, уважению, взаимовыручке, бескорыстности;

2. «Сказки о Муми-троллях», Т. Янссон – сказка о самых необыкновенных сказочных существах, которые попадают в различные курьезные семейные ситуации, проблемы, трудности и на примере людей ищут пути их решения;

3. «Семейное приключение», И. Ревю – сказка, в которой главные персонажи были непослушными, не следовали советам родителей, не любили уборку, но после того, как произошел необычный случай, они осознали всю ценность семьи и семейных отношений;

4. Сказка «Мороз Иванович» - сказка основана на повествовании о том, что каждый из членов семьи имеет свои определенные функции, задачи и обязанности, которые должны выполнять как взрослые по отношению к детям, так и дети по отношению к своим родным;

5. «Снегурочка» и «Маша и медведь» - в сказах основной смысл в том, что дети должны любить и почитать своих родителей, во всем им помогать, слушаться и вести себя должным образом, а родители должны помочь ребенку вырасти здоровым, умным, крепким, наставить на правильный путь;

6. Сказка «Репка» имеет особенный смысл – знания и традиции, которые передаются из поколения в поколение, поэтому все герои крепко связаны и не могут быть полноценными друг без друга;

7. Сказка «Царевна Лягушка» рассказывает о том, что семья – это самая наивысшая ценность в жизни человека. Сказка начинается с того, что автор повествует о семье, а в конце говорится о создании новой семьи, которая построена на основе нравственных и моральных норм.

Сказка в художественной форме передает эталоны, образцы социальных и психологических отношений в семье между супругами, родителями и детьми, отношения между разными поколениями. В детском понимании в образах и героях сказок отражены моральные нормы в форме эталонов «хорошо-плохо», «добро-зло» [4].

В современных исследованиях есть множество приемов и возможностей работы со сказкой. Приведем некоторые из них. Приемы, которые проводятся на ознакомительном этапе работы со сказкой:

педагог читаем детям сказку вслух, выразительно, делая акценты и паузы, задавая вопросы (для удержания интереса детей сказка может читаться не до конца для того, чтобы они сами угадали, что будет в заключении);

педагог читает сказку вслух, выразительно, с паузами для обсуждения. (возможно чтение не до конца, с тем, чтобы дети пытались угадать, чем она закончится);

педагог предлагает читать сказку по частям разных детей;

педагог предлагает прочитать сказку по ролям (текст автора включается в чтение);

педагог предлагает провести сказку-инсценировку, то есть проиграть как настоящий спектакль (обговаривается сюжет, распределяются роли, подбирается необходимый материал и атрибуты).

Работа по сказке с детьми дошкольного возраста может проводиться в трех разных видах:

Использование сказки как метафоры (слушая текст сказок, у детей появляются разного рода ассоциации, которые касаются того, как ребенок ощущает себя в семье, как относятся к нему родители, затем данные аспекты могут обсуждаться);

Рисование по мотивам сказки (когда ребенок занимается изобразительной деятельностью, он мыслит абстрактно, поэтому у него появляются свободные ассоциации, далее на основе этой работы может быть проведен анализ);

Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. (каждая сказка несет в себе определенные нормы и ценности поведения, на основе которых ребенок делает выводы «хорошо-плохо»)

Таким образом, сказка, являясь видом устного народного творчества, несет в себе огромный потенциал и множество педагогических возможностей, так как, слушая сказку, дети погружаются в мир, где открыто обсуждаются современные проблемы, которые завуалированы в классических сказках. Дети дошкольного возраста перенимают все образцы поведения и образы действующих лиц, в которых ярко проявляются нравственные и моральные нормы, выраженные в простых эталонах «хорошо-плохо», «добро-зло». Быт семьи, детско-родительские отношения, проблемы и трудности, появляющиеся в семье, ценность семьи – всё это находит свое отражение в сказке, которую дети любят слушать, сочинять, устраивать инсценировки.

Именно с помощью сказки ребенок может проследить специфику и особенности семейных отношений, трудности, с которыми может столкнуться и пути их решения. Чтение, рассказывание, сочинение сказок часто используют педагоги ДОО в своей деятельности, так как это интересно, познавательно и доступно детям дошкольного возраста.

Список литературы:

Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова // Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт // Воспитание в семье. – М.: Педагогика, 1991, – 264 с.;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

Сидорова, Л.А. Воспитательные возможности народных сказок [Текст] / Л.А. Смирнова // Сборник научных трудов докторантов, научных работников, аспирантов и студентов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2000. – 113 с.

Просмотров работы: 70